Программа спортивных секций волейбол
Пояснительная записка
Программа по волейболу предназначена для спортивных кружков
общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой
дополнительного образования, предназначенной для внеурочной деятельности
по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть волейбол.
(3 занятия в неделю, 30 недель).
Место программы в образовательном процессе.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом
дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю,
целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных
предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие
программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного
масштаба.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и
способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение
спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
1. Укрепление здоровья.
2. Содействие правильному физическому развитию.
3. Приобретение необходимых теоретических знаний.
4. Овладение основными приемами техники и тактики игры.
5. Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
6. Привитие ученикам организаторских навыков.
7. Повышение специальной, физической, тактической подготовки.
8. Подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
Универсальные учебные действия
Личностные:
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или
«плохие»;
Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно
разделить людей на «хороших» и «плохих»
Объяснять самому себе:
– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),
– что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),
– что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)
Осознавать себя ценной частью большого мира (природы и общества). В том
числе:
объяснять, что связывает меня:
– с моими близкими, друзьями, одноклассниками;
– с земляками, народом;
– с Родиной;
– со всеми людьми;
– с природой;
испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.
Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:
– известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного»,
«красивого», «правильного» поведения;
– сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей,
одноклассников;
– сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости
к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки
Регулятивные:
Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы.
Называть последовательность простых знакомых действий, находить
пропущенное действие в знакомой последовательности.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные:
Оформлять свою мысль в устной речи.
Вступать в беседу на занятиях и в жизни
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.
Программа рассчитана на возраст 11 - 17 лет
Программа делится на три этапа. Первый год обучения – начальная подготовка; второй год обучения – углубленное обучение технике игры; третий год обучения – совершенствование технической и углубленное обучение тактической подготовке, психологическая подготовка; четвёртый год обучения – совершенствование технико-тактической, психологической и специальной физической подготовки. ; пятый год обучения – совершенствование технико-тактической, психологической и специальной физической подготовки. ; шестой год обучения – совершенствование технико-тактической, психологической и специальной физической подготовки
Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Два раза в неделю по два учебных часа.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
- победы на соревнованиях районного и областного уровня;
- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;
- присвоение спортивных разрядов учащимся;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
- умение контролировать психическое состояние.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
Младшая группа 5-7 классы
- мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;
- тестирование на знание теоретического материала;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
Средняя группа 8-9 классы
- мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;
- тестирование на знание правил соревнований и терминологии;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
- результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.
Старшая группа 10-11 классы
- мониторинг на начало и на окончание в третьего года обучения;
- проверка умения организовывать и судить соревнования по волейболу (организация и судейство соревнований между классами и параллелями);
- тестирование на умение выполнять индивидуальные и групповые технико-тактические действия («крест», «волна»);
- результаты соревнований районного уровня.
Примерный тематический план занятий младшей группы (5-7 классы).
№ п/п Содержание занятий Количество
Всего Теоретич. сведен. Практические занят.
1. Развитие волейбола в России 2 2 0
2. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях 2 2 0
3. Общая и специальная физическая подготовка 401 39
4. Основы техники и тактики игры 30 1 29
5. Контрольные игры и соревнования 6 1 5
6. Тестирование 10 0 10
Итого: 90 7 83
Примерный тематический план занятий средней группы (8-9 классы).
№ п/п Содержание занятий Количество
Всего Теоретич. сведен. Практические занят.
1. Развитие баскетбола в России 1 1 0
2. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях 1 1 0
3. Организация и проведение соревнований 2 2 0
4. Общая и специальная физическая подготовка 35 0 35
5. Техника и тактика игры 34 0 34
6. Контрольные игры и соревнования 7 0 7
7. Тестирование 10 0 10
Итого: 90 4 86
Примерный тематический план занятий старшей группы (10-11 классы).
№ п/п Содержание занятий Количество
Всего Теоретич. сведен. Практические занят.
1. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях 2 2 0
2. Общая и специальная физическая подготовка 35 0 35
3. Техника и тактика игры 35 0 35
4. Контрольные игры и соревнования 10 0 10
5. Тестирование 8 0 8
Итого: 90 2 88
Содержание дополнительной образовательной программы.
Младшая группа 5-7классы
Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.
Средняя группа 8-9 классы
Введение: Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.
Общая физическая подготовка.
Теория: Методы и средства ОФП.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие направленные, на развитие всех, физических качеств. Упражнения на тренажёрах, футбол, баскетбол, подвижные игры.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Методы и средства СФП в тренировке волейболистов.
Практика:Акробатические упражнение. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.
Техническая подготовка.
Теория: Характеристика техники сильнейших волейболистов.
Практика: Стойки и передвижения. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали). Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд
Практика: Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
Старшая группа 10-11 классы
Введение: Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности.
Общая физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы тренировки.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы СФП.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.
Техническая подготовка.
Теория: Технический план игры команды и задания отдельным игрокам.
Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи (сверху и сбоку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).
Тактическая подготовка.
Теория: Тактический план игры.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию. Упражнения на достижение ОБС. Аутогенная тренировка.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся знать:
- историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
- значение здорового образа жизни;
- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
- правила игры;
- терминологию игры и жесты судьи;
- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
- методику регулирования психического состояния.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
- соблюдать правила игры;
- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;
- достигать оптимального боевого состояния;
- организовывать и судить соревнования;
- осуществлять соревновательную деятельность.
Способы определения результативности
Опрос учащихся по пройденному материалу.
Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.
Мониторинг результатов по каждому году обучения.
Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовок.
Тестирование по теоретическому материалу.
Контроль соблюдения техники безопасности.
Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.
Контрольные игры с заданиями.
Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
Результаты соревнований.
Встреча с учащимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Раздел Форма занятия Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса Форма подведения итогов
Общефизическая подготовка. Объяснение, практическое занятие Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы. Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.
Специальная физическая подготовка. Объяснение, практическое занятие Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. Контрольные тесты и упражнения.
Мониторинг.
Техническая подготовка. Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований. Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.
Тактическая подготовка. Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях. Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований. Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.
Теоретическая подготовка. Лекция, беседа, посещение соревнований. Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями. Опрос уч-ся, тестирование.
Психологическая подготовка .Объяснение, практическое занятие
Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Метод дессенсибилизации.
Наблюдение за учащимися.
Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях.
Контроль умений и навыков.
Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований. Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.
Обсуждение результатов соревнований.
Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.
Список литературы.
Для педагога:
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007.
Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт»1969.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Для детей:
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! _ М.:Просвещение.2004
Мейксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов. М.: Просвещение, 2011
Виленский М.Я.; Туревский И.М. ; Матвеев А.П. Физическая культура: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2011
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2011
Тестовый контроль
5-7 классы
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п Тест Мальчики Девочки
1 Бег 30 м, с 6,1 - 5,5 6,3 – 5,7
2 Челночный бег 3х10 м, с 9,3 – 8,8 9,7 – 9,3
3 Прыжки в длину с места, см 160 - 180 150 - 175
4 6-минутный бег, м 1000-1100 850-1000
5 Наклон вперёд из положения сидя, см 6 - 8 8 - 10
6 Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). 4 - 5 10 - 14
7 Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин). 100-110 110-120
8 Прыжки в высоту с разбега, см 90-100 80-90
9 Прыжки в высоту с места, см 40-45 35-40
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п Тест Мальчики Девочки
1 Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
2 Жонглирование мячом насобой верхней передачей (кол-во раз) 8-10 5-7
3 Жонглирование мячом насобой нижней передачей (кол-во раз) 5-7 4-6
4 Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10). 7-9 6-8
5 Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) По результатам выполнения По результатам выполнения
8-9 классы
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п Тест Мальчики Девочки
1 Бег 30 м, с 5,8 - 5,4 6,2 – 5,5
2 Челночный бег 3х10 м, с 9,0 – 8,6 9,6 – 9,1
3 Прыжки в длину с места, см 165 - 180 155 - 175
4 6-минутный бег, м 1100-1200 900 -1050
5 Наклон вперёд из положения сидя, см 6 - 8 9 - 11
6 Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). 4 - 6 11 - 15
7 Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин). 110-120 120-130
8 Прыжки в высоту с разбега, см 95-105 85-95
9 Прыжки в высоту с места, см 45-50 40-45
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п Тест Мальчики Девочки
1 Нижняя прямая подача с расстояния 9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
2 Верхняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
3 Жонглирование мячом насобой верхней передачей (кол-во раз) 10-12 7-10
4 Жонглирование мячом насобой нижней передачей (кол-во раз) 7-10 6-8
5 Передача назад после подбрасывания мяча партнёром (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
6 Прямой нападающий удар через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
7 Нападающий удар по диагонали через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10) 6-8 4-6
8 Позиционное нападение с изменением позиций игроков По результатам выполнения По результатам выполнения
10-11 классы
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п Тест Мальчики Девочки
1 Бег 30 м, с 5,6 - 5,2 6,0 – 5,3
2 Челночный бег 3х10 м, с 8,8 – 8,4 9,4 – 8,9
3 Прыжки в длину с места, см 170 - 185 160 - 180
4 6-минутный бег, м 1200-1300 1000 -1150
5 Наклон вперёд из положения сидя, см 7 - 9 10 - 12
6 Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). 6-8 12 - 17
7 Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин). 120-130 130-140
8 Прыжки в высоту с разбега, см 105-115 95-105
9 Прыжки в высоту с места, см 50-55 45-50
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п Тест Мальчики Девочки
2 Верхняя прямая подача с расстояния 9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
3 Верхние передачи в парах (кол-во раз) 25-30 15-20
4 Нижние передачи в парах (кол-во раз) 15-20 10-15
5 Нападающий удар по диагонали через сетку высотой 220 см (кол-во удачных попыток из 10) 7-9 6-8
6 Нападающий удар из-за линии нападения через сетку высотой 220 см (м) и через сетку высотой180 см (д), (кол-во удачных попыток из 10) 6-8 5-7
7 Командные действия в нападении («крест», «волна») По результатам выполнения По результатам выполнения
8 Групповые действия при приёме нападающих ударов По результатам выполнения По результатам выполнения
Оценка выполнения основных двигательных действий в волейболе.
Стойки и перемещения.
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.
Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».
Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.
Передачи.
Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние до стены 1 м). Учитывается количество правильно выполненных передач подряд (допускается одна остановка). Норматив 4 передачи.
Передача мяча над собой непрерывно (разрешается две остановки). Норматив 3-4 передачи.
Передача мяча над собой (не выходя за пределы зоны нападения, разрешается две остановки). Норматив 5 передач.
Передача мяча в стену (расстояние от стены 1.5 м, высота-3м). Норматив 8 передач.
Передачи мяча над собой в пределах зоны нападения. Норматив 4 передачи.
Подачи.
Нижняя прямая подача. Оценивается подача мяча в пределах площадки из-за лицевой линии. Норматив 4 попадания.
Верхняя прямая подача. Оценивается подача в пределы площадки из-за лицевой линии (10 попыток). Норматив 4 попадания.
Нападающий удар.
Нападающий удар из зоны 4 в площадь, которую образуют зоны 4,5,3 и 6. Передача на удар производится из зоны 3, стоя лицом к нападающему (10 попыток). Высота сетки 2 м 10 см. Норматив 5 попаданий
Блокирование.
Блокирование нападающего удара из зоны 4 по мячу, установленному над сеткой в держателе высота сетки 2 м 25 см (5 попыток). Норматив 3 задержания
Вопросы для определения теоретической подготовленности учащихся по правилам соревнований.
Площадка и её разметка.
Какую форму имеет волейбольная площадка?
Какие требования предъявляются к площадке?
Как называются линии, ограничивающие площадку?
Что такое средняя линия?
Что такое линии нападения?
Для чего нужна линия нападения?
Что такое площадь нападения?
Какова ширина линий разметки?
Входит ли ширина линий в размер площадки?
Сетка.
Какой должна быть сетка и каковы её размеры?
На какой высоте укрепляется сетка?
Какова высота стоек?
Когда должна проверяться высота сетки?
Чем проверяется высота сетки?
Мяч.
Каким должен быть мяч для игры?
Кто решает вопрос о пригодности мяча?
Правила и обязанности игроков.
Что должны знать участники соревнований?
Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований?
В чём заключается основное различие между предупреждением и персональным замечанием?
Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему до этого предупреждение?
В каких случаях применяется удаление игрока?
Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске к соревнованиям?
Возраст игроков.
На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
Костюм игроков.
Каким должен быть костюм игрока?
Разрешается ли игрокам выступать без обуви?
Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?
Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?
В какой форме должны выступать команды?
Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?
Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от спортивной формы другой команды?
Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования?
В каком прядке присваиваются номера основным и запасным игрокам каждой команды?
Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?
Состав команды и расстановка игроков.
Каково число игроков в команде?
Какие игроки считаются основными и какие запасными?
Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в следующей партии?
Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала соревнований?
Существует ли обязательная расстановка игроков?
Как называются игроки каждой линии?
Что такое взаимная расстановка игроков?
Какое положение по кругу занимают игроки?
Разрешается ли игрокам выходить за пределы границ площадки в момент подачи?
Каким должно быть взаимное расположение игроков каждой линии в момент выполнения подачи?
Должна ли сохраняться взаимная расстановка в течение всего соревнования?
Разрешается ли изменять взаимную расстановку?
Счёт и результат игры.
В каких случаях команда проигрывает очко?
Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной партии?
Из скольких партий состоит соревнование?
Когда соревнование считается законченным?
Как защитать встречу, если команда не явилась на соревнование?
Продолжительность игры и выбор сторон.
Какой команде предоставляется право выбирать стороны и подачи?
Как возобновляется игра после окончания первой партии?
Как возобновляется соревнование перед решающей партией?
Чем отличается решающая партия от остальных партий?
Как должны расположиться игроки после смены сторон?
Подача и смена мест.
Что такое подача?
Как производится подача?
Когда подача считается произведённой?
Ограничивается ли время на подачу?
Что служит сигналом на право подачи?
Когда даётся свисток на подачу?
Разрешается ли игроку производить подачу с руки?
До коих пор должен подавать один и тот же игрок?
Производится ли смена мест при подаче одним и те же игроком?
Приём и передача мяча.
Каким способом можно ударять по мячу?
В каких случаях передача считается не правильной?
Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом?
Разрешается ли одному игроку ударять по мячу два раза подряд?
Сколько ударов даётся команде, чтобы переправить мяч на сторону соперника?
Игра двоих.
Разрешается ли двум игрокам одной команды ударять по мячу одновременно?
Можно ли поддерживать игрока во время нападающего удара или блокирования?
Как рассматривается случай, когда по мячу, находящемуся над сеткой, ударят одновременно 2 игрока разных команд?
Разрешается ли игроку, участвовавшему в одновременном касании мяча, вновь ударить по мячу?
Перенос рук над сеткой и блокирование.
Является ли перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне противника ошибкой?
Является ли перенос рук над сеткой без касания мяча ошибкой?
Считается ли ошибкой, если игрок коснётся мяча на своей стороне, а после удара перенесёт руки через сетку?
Что такое блокирование?
Кто имеет право участвовать в блокировании?
Когда блокирование считается состоявшимся?
Что такое групповое блокирование?
Сколько всего касаний мяча может сделать команда при состоявшемся блокировании?
Можно ли блокировать подачу?
Игра от сетки.
Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки?
Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке?
Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке?
Переход средней линии.
Какие ограничения существуют для игроков задней линии?
Разрешается ли игроку задней линии, находящемуся за линией нападения, произвести удар в прыжке и после удара приземлится в площадь нападения?
Можно ли игроку задней зоны наступать на линию нападения?
Выход мяча из игры.
Когда мяч выходит из игры?
Какая команда считается проигравшей после приземления мяча?
Замены игроков.
Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?
Когда может быть произведена замена игрока?
Даётся ли команде время на замену игрока? Какое место должен занять запасной игрок входящий в игру?
Перерывы.
Какие установлены перерывы между партиями?
Какой перерыв установлен перед решающей партией?
Даётся время на смену в решающей партии?
Когда команда может потребовать перерыв для отдыха?
Судейская жестикуляция.