Конспект урока по русскому языку: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа/(1 класс)


Тема: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа.
УМК «Школа России», «Русский язык» , Канакина В, П., Горецкий В. Г., 1 класс
Целевые установки на достижение результатов
Личностных:
Осознание ценности изученного материала.
 формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….
Предметных:
Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.
Уметь различать речь устную и письменную
Ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Уметь списывать предложения.……
Метапредметных:
Регулятивные УУД:
Умение формулировать учебную задачу и удерживать ее.
Умение выявлять проблему.
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Умение сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Умение соблюдения позиции «понимающего»
Умение работать в паре.
Умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.
Оборудование: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 1 класс, карточки с названиями видов речи, ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику; магнитофон, аудиозаписи на русском и иностранном языках.
Тип урока: урок изучения нового материала
 
Содержание Вопросы и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий Указание, какие УУД формируются
Организационный этап
-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Раз – два, выше голова.
Три – четыре, плечи шире.
Пять – шесть, тихо сесть. Мотивация учебной деятельности
- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)
- Посмотрите на доску. (На доске карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»- Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»)
- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)
Работа с ПК. Игра «Что делает сказочный герой?»
- Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит) Определите карточку на которой «лишнее слово»
Объясните свой выбор. Познавательные УУД
Актуализации знаний
- Попробуйте разделить эти виды речи на группы.
- Какие группы получились?
- Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам. Разделите эти виды речи на группы.
Выскажите свое мнение. Познавательные УУД
Целеполагание
Работа с учебником (с.7 чтение первой учебной задачи)
- Прочтите пожалуйста вопрос. (Какая бывает речь?)
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?) О чем пойдет речь на уроке?
Что бы вы хотели узнать на уроке? Регулятивные УУД
Работа по теме урока
1)Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний. (Работа с учебником с.7 упр. №3)
- Прочитайте текст.
- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)
- Что такое письменная речь?
- Что такое устная речь?
- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе? - -- Почему?
2)Первичная проверка понимания (Работа с учебником с.7 №4)
- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.
- Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»?(Нарисованы герои сказки.)
- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.
- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)
_ Почему?
- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)
- Почему?
3)Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.
Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям
- Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?
- Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)
- Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)
Физминутка4)Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.(Работа с учебником с.8)
- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Чтение второй познавательной задачи: Что такое родной язык?)- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?
Выполнение задания (ПК)
- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)
- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?
- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?
- На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»
- Какой вывод вы можете сделать?( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)
- Прочитайте сведения о языке.
- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация. Что нового узнали из текста?
Какое название можно дать каждой группе?
К какой группе отнесете?
Чтение по ролям в парах.
Самооценка
Что вам удалось понять?
Какой вывод вы можете сделать?
Как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация? Познавательные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
1)Прослушивание аудиозаписи на русском и иностранных языках.
-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?
- А на каком языке звучала другая речь?
- Смогли ли вы ее понять? Почему?
Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.
2)Работа со словами с непроверяемыми написаниями.
- Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?
3)Работа с ПК.
-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?
- Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.
4)Работа в тетради.
-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложения, используя памятку на с.134. Используйте памятку. Личностные УУД
Познавательные УУД
Самостоятельная работа в рабочей тетради.
- Впишите в предложение пропущенное слово. Подведение итогов урока
-Вспомните, какая бывает речь?
-Какую речь мы называем устной?
- Какую речь мы называем письменной?
- Как называется наш родной урок?
-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре? Рефлексия
Закончите предложения:
Сегодня я узнал, что речь бывает …
Теперь я знаю, что русский язык – это …
Мне было интересно выполнять задание …
Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили. Сегодня я узнал
Теперь я знаю
Мне было интересно
Самооценка Регулятивные УУД