Рабочая программа Развитие фонематического восприятия у детей средней группы с задержкой психического развития


Рабочая программа «Развитие фонематического восприятия у детей средней группы с задержкой психического развития»
Ӏ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребёнка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и её элементов – слов, звуков.
Дети с задержкой психического развития при сохранном слухе, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения. У детей с задержкой психического развития не сформировано слуховое восприятие. Это сказывается и на звуковом анализе слова - «узловом образовании», связывающем различные формы речевой деятельности - звукопроизношение, чтение, письмо. Осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка. Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.
Большинству детей с задержкой психического развития доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяют последовательность звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в односложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова, согласный при их стечении в одном слоге и в парных слогах. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Ряд исследователей, занимающихся проблемой изучения фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития, отмечают, что несформированность этих процессов может послужить причиной нарушения письменной речи. По данным Департамента образования г. Москвы (2011), в настоящее время 45% детей, принятых в первый класс общеобразовательной школы, имеют различные нарушения в развитии. Одной из наиболее острых проблем являются нарушения речевого развития: до 60% младших школьников имеют нарушения устной речи, 25% - нарушения письменной речи.
Типичные ошибки при чтении:
трудности слияния звуков в слоги и слова;
взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков;
побуквенное чтение;
искажение слоговой структуры слов;
слишком медленный темп чтения;
нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у детей относятся такие:
замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференциации соответствующих звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам;
пропуски гласных и согласных при их стечении;
слияние слов на письме;
раздельное написание частей одного слова;
пропуски, добавления или перестановки слогов и др.
Традиционная работа над ошибками, многократное переписывание одних и тех же заданий, бесконечные целенаправленные диктанты не дают желаемого результата.
Следовательно, пути решения данной проблемы нужно искать на более ранних этапах развития ребёнка, а именно, в дошкольном возрасте, когда речь идёт о профилактике нарушений чтения и письма. Любое нарушение легче предупредить, чем исправить, поэтому целесообразно в дошкольный период провести профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи, обусловленных несформированностью фонематического восприятия и навыков звукового анализа. В этой связи проблема повышения качества коррекционной помощи детям с задержкой психического развития в плане подготовки их к обучению грамоте приобретает повышенную актуальность и социальную значимость. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникнет в речевом и интеллектуальном развитии. Между тем, отсутствует рекомендованная Министерством образования и науки РФ программа по подготовке к школе детей средней группы с задержкой психического развития.
Это и определило необходимость составления рабочей программы «Развитие речевого (фонематического) восприятия у детей 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья» (далее - рабочая программа).
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет, зачисленных в группу компенсирующей направленности. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса по формированию фонематических представлений детей с задержкой психического развития и направлена на профилактику нарушений письменной речи.
Теоретической и методологической основой рабочей программы являются:
положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом положений «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Березка» комбинированного вида».
Основная база программы:
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. / Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005.
Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий. / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Актуальность рабочей программы определяется распространенностью речевых нарушений детей дошкольного возраста, стойкой тенденцией к росту частоты обращений родителей детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями за помощью к учителям-логопедам; необходимостью своевременного оказания этим детям качественной коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск возникновения дисграфии на начальных этапах обучения в школе.Практическая значимость рабочей программы состоит в комплексном решении задач коррекционно-развивающего обучения, к которым, помимо задачи формирования речевой деятельности, относится когнитивное и эмоционально-личностное развитие ребенка. Практический материал, предложенный в программе (методика оценки результатов и критерии оценки уровня развития фонематического восприятия), может применяться учителями-логопедами, учителями-дефектологами в процессе коррекционной работы с детьми указанной категории. Воспитатели могут использовать некоторые приемы, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия на своих занятиях и в свободной деятельности детей.
Тип программы: парциальная коррекционно-образовательная программа
для детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Срок реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 раз в неделю), длительность одного часа составляет 20 минут.
Условия реализации программы
Специальная подготовка педагога (логопедическое или дефектологическое образование).
Комплексное воздействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей группы и родителей.
Систематическое проведение занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью соответственно 20 минут.
Принципы работы с детьми:
систематичность;
последовательность;
доступность;
учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог опираются на принципы коррекционно-логопедического воздействия:
принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства (в норме);
осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи;
принцип коммуникативного подхода к формированию устной речи.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.
Задачи:
Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных.
Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
Принципы и подходы к формированию программы
Рабочая программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
формирует такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы доступны детям и вызывают положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе;
строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма. Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов.
Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического развития
Особенности памяти
Снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; преобладание наглядной памяти над словесной.
Особенности внимания
Исследователь детей с задержкой психического развития Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
Особенности развития восприятия
Недостаточная полнота и точность восприятия.
Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия.
Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющие сложный характер - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Особенности мышления
Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.
Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Следует заметить, что дети указанной категории в большей мере заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок.
Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы. Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
Стереотипность мышления, его шаблонность.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Психологи отмечают характерные для этих детей особенности: слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с задержкой психического развития характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.
У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
Особенности развития речи
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи ӀӀӀ уровня. Третий уровень речевого развития детей, по мнению Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Несформированность фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа проявляется в том, что дети смешивают звуки по звучанию. Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем речи, что затрудняет своевременный переход от ситуативной формы речи к контекстной.
Несформированная речевая деятельность является причиной замедленного формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время проблема преодоления задержки психического развития у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной коррекционной педагогики. Анализ научной литературы показывает, что в последние годы увеличилось число детей со сложной структурой дефекта. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания проблем у детей дошкольного возраста, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия. Максимальная коррекция проблем в психическом и речевом развитии ребенка возможна в условиях комплексного подхода к их преодолению.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы
К концу пребывания в средней группе компенсирующей направленности ребенок:
вычленяет начальные гласные звуки из слов в ударной позиции;
относит звуки к гласным звукам на основе их опознавательных признаков;
условно обозначает гласные звуки фишкой красного цвета;
подбирает слова, начинающиеся на заданный гласный звук;
использует средства интонационной выразительности.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса осуществляется с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания, диагностическая игра и т.д. Мониторинг развития детей проводится в сентябре и апреле, промежуточная диагностика – в январе. Результаты мониторинга фиксируются в карте развития детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности.
ӀӀ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Методы организации, планирование и проведение занятий
Комплектование групп. Дети 4-5 лет (средняя группа), имеющие задержку психического развития, общее недоразвитие речи делятся на 2 подгруппы по 5 человек (в каждой возрастной группе).
Форма реализации программы – коррекционные занятия.
Программа предполагает исключение из образовательного процесса учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии.
При проведении непосредственно-образовательной деятельности используются такие формы работы, как рассматривание, наблюдение, сравнение, экспериментирование, словесные и дидактические игры, моделирование и другие. Подгрупповая форма является основной при организации детей.
Взаимодействие с участниками коррекционно-образовательного процесса
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса. Комплексный подход к профилактике нарушений развития у дошкольников предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального развития ребенка.
К таким условиям относятся:
речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать единые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять контроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов детского сада выступают:
закрепление речевых навыков;
преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Взаимодействие с воспитателями учитель-дефектолог осуществляет в разных формах: проведение бесед, консультаций, семинаров, открытых занятий, совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий.
Для успешной реализации программы учитель-дефектолог взаимодействует со специалистами детского сада: с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.
С учетом особенностей детей с нарушениями в развитии на музыкальных занятиях используются упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, развития чувства ритма, ориентировки в пространстве, упражнения для развития дыхания, голоса и интонации.
Занятия физической культурой для детей с задержкой психического развития должны носить коррекционную направленность:
развитие общей и мелкой моторики;
формирование правильного физиологического дыхания;
развитие пространственной ориентации.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Учитель-дефектолог:
фронтальные (подгрупповые) коррекционно-развивающие занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жестов;
игры-драматизации.
Специалист по ИЗО (изобразительная деятельность):
игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Инструктор по ФИЗО (физическое воспитание):
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Цель взаимодействия: создание единого корреционно-развивающего пространства. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии, мастер-классы, семинары-практикумы по обучению родителей игровым приемам работы с детьми, открытые итоговые занятия. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными: гостиная, конференция, практикум. В результате сотрудничества родители осваивают эффективные приемы работы с детьми, что способствует преодолению нарушений в развитии детей.
Содержание работы по освоению компонента образовательной области
Содержание работы по освоению раздела «Развитие речевого (фонематического) восприятия» в рабочей программе представлено учебно-тематическим планом, перспективным планом, календарно-тематическим планированием (Ӏ период обучения). Календарно-тематическое планирование разработано с учетом:
обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО);
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Учебно-тематический план
Месяц Неделя № Тема непосредственно-образовательной деятельности Количество часов
НОД
Сентябрь I - II Мониторинг III 1 Неречевые звуки. 1
IV 2 Речевые звуки. 1
Октябрь I 3 Речевые – неречевые звуки. 1
II 4 Звук [а]. 1
III 5 Звук [а]. 1
IV 6 Звук [а]. 1
Ноябрь I 7 Звук [у]. 1
II 8 Звук [у]. 1
III 9 Звук [у]. 1
IV 10 Звуки [а] - [у]. 1
Декабрь I 11 Звук [и]. 1
II 12 Звук [и]. 1
III 13 Звуки [а], [у], [и]. 1
IV 14 Звуки [а], [у], [и]. 1
Январь II 15 Звук [о]. 1
III 16 Звук [о]. 1
IV 17 Звук [о]. 1
Февраль I 18 Звуки [а], [у], [и], [о]. 1
II 19 Звуки [а], [у], [и], [о]. 1
III 20 Звук [т]. 1
IV 21 Звук [т]. 1
Март I 22 Звук [п]. 1
II 23 Звуки [п], [т]. 1
III 24 Звук [н]. 1
IV 25 Звук [м]. 1
Апрель I 26 Звуки [м], [т]. 1
II 27 Звуки [м], [п]. 1
III 28 Звуки [м], [н]. 1
IV 29 Звук [к]. 1
V 30 Звуки [к], [т]. 1
Май I 31 Звуки [к], [п]. 1
II 32 Звуки [к], [н]. 1
III 33 Звуки [м], [к]. 1
IV 34 Повторение и обобщение изученного. 1
Всего 34
Перспективный план
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь.)Развитие просодической стороны речи
Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
Формирование навыка мягкого голосоведения.
Воспитание правильного умеренного темпа речи по подражанию педагогу.
Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.
Работа над слоговой структурой слова
Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать слово вместе с педагогом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.
Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов, и использованию их в речи.

Совершенствование фонематических представлений,
развитие навыков звукового анализа и синтеза
Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа].
Формирование умения выделять начальные ударные гласные звуки [а], [у] из слов, различать слова с начальными ударными звуками [а], [у].
II период обучения (декабрь, январь, февраль.)Развитие просодической стороны речи
Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков.
Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).
Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стихов.
Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.
Совершенствование фонематических представлений,
развитие навыков звукового анализа и синтеза
Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками а, у.
Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки [о], [и] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о] в ряду слов.
Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков [ои], [ио], [ао], [уо], [оу], [иу], [уи].
IIӀ период обучения (декабрь, январь, февраль.)Развитие просодической стороны речи
Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
Совершенствование навыка мягкого голосоведения.
Воспитание правильного умеренного темпа речи.
Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов, двусложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
Формирование умения делить на слоги двусложные слова с закрытым слогом и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце слов.
Совершенствование фонематических представлений,
развитие навыков звукового анализа и синтеза
Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.
Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.
Формирование умения выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов; из конца и начала слов.
Формирование навыка анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками.
Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
Календарно-тематическое планирование НОД по развитию речевого (фонематического) восприятия
в средней группе компенсирующей направленности на 2014 – 2015 г. (1-й период обучения)
Месяц. Неделя Тема НОД Программное содержание
Развивающая предметно-пространственная среда Методические приемы Здоровьесберегающие технологии
Сентябрь I Мониторинг Выявление уровня развития познавательной и речевой деятельности. 1. Картинный материал для обследования детей.
2. Игрушки: колокольчик, свисток, бубен, молоточек.
3. Разрезные картинки (4-6 частей).
4. Пирамидка, матрешка (четырехсоставная).
1. Изучение медицинской документации.
2. Наблюдение за детьми.
3. Игры и игровые упражнения для исследования фонематических процессов. 1. Дозирование учебной нагрузки.
2. Соблюдение двигательного режима.
3. Положительная оценка успеха.
II Мониторинг Выявление уровня развития познавательной и речевой деятельности. 1. Картинный материал для обследования детей.
2. Игрушки: колокольчик, свисток, бубен, молоточек.
3. Разрезные картинки (4-6 частей).
4. Пирамидка, матрешка (четырехсоставная). 1. Беседа.
2. Наблюдение за детьми.
3. Игры и игровые упражнения для исследования фонематических процессов. 1. Дозирование учебной нагрузки.
2. Соблюдение двигательного режима.
3. Положительная оценка успеха.
III Неречевые звуки
Лексическая тема «Наша группа» 1. Различение неречевых звуков по силе и высоте.
2. Развитие у детей слухового внимания и понимания речи.
3. Воспитание уважительного отношения друг к другу. 1. Демонстрационный материал: барабан, свисток, колокольчик, погремушка, мяч, картинки с изображением кошки, собаки, лягушки, мышки.2. Презентация «Неречевые звуки».
3. План-конспект 1. Картотека. 1. Беседа.
2. Игра с мячом «Кто как голос подает».
3. Игры «Тихо – громко», «Узнай музыкальный инструмент», «Узнай по голосу», «Назови мое имя».
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе».
2. Физкультминутка «Узнай по голосу».
3. Су-Джок терапия «Игрушки».
4. Зрительная гимнастика
«Солнечный зайчик».
IV Речевые звуки
Лексическая тема
«Осень» 1. Формирование слухового восприятия.
2. Различение звуков по силе и высоте.
3. Развитие умения располагать предметы в ряд.
5. Воспитание умения слушать сверстников. 1. Демонстрационный материал: настольный театр «Репка», звучащие предметы.
2. Презентация «Речевые звуки».
3. План-конспект 2. Картотека. 1. Беседа.
2. Игра с мячом «Кто как голос подает».
3 .Игра «Кто за кем», «Узнай по голосу», «Назови мое имя».
1. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял».
2. Физкультминутка «Выполни движения».
3. Су-Джок терапия
«Времена года».
4. Зрительная гимнастика «Листик».
Октябрь
Октябрь I Неречевые и речевые звуки
Лексическая тема
«Овощи» 1. Развитие слухового восприятия.
2. Различение речевых и неречевых звуков.
3. Закрепление представления о
построении ряда.
4. Воспитание любознательности. 1. Демонстрационный материал: мяч, различные игрушки.
2. Презентация «Речевые и неречевые звуки».
3. План-конспект 3. Картотека. 1. Беседа.
2. Игра с мячом «Говорит - не говорит».
3. Игры «Кто где стоит», «Что где стоит». 1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
2. Физкультминутка «Арбуз».
3. Су-Джок терапия
«Овощи».
4. Зрительная гимнастика
«Огурец».
II Звук [а]
Лексическая тема
«Фрукты» 1. Формирование умения четко произносить звук [а], выделять его в ряду других звуков.
2. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
4. Воспитание умения прилагать волевые усилия для достижения цели.
1. Демонстрационный материал: набор разноцветных фишек, счетные палочки, карандаши.
2. Презентация «Голосистые звуки».
3. Раздаточный материал: куклы, зеркала, наборы разноцветных фишек, счетные палочки, карандаши.
3. План-конспект 4. Картотека. 1. Игровое упражнение «Произнеси свое имя ласково».
2. Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».
3. Игра «Кто внимательней». 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
2. Физкультминутка
«Яблоки».
3. Су-Джок терапия
«Яблоко».
4. Зрительная гимнастика
«Огород».
III Звук [а]
Лексическая тема
«Овощи – фрукты» 1. Формирование умения выделять звук [а] голосом из слова.
2. Знакомство с термином гласный звук, с опознавательными признаками гласных звуков. Условное обозначение гласных звуков фишкой красного цвета.
3. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
6. Воспитание навыков самоконтроля своей деятельности. 1. Демонстрационный материал: набор разноцветных фишек, полоска с тремя делениями для обозначения слов.
Презентация «Звук [а] ».
2. Раздаточный материал: зеркала, наборы красных фишек, счетные палочки, карандаши.
3. План-конспект 5. Картотека. 1. Характеристика звука [а].
2. Игры «Где звук?», «4-й лишний».
3. Игровое упражнение «Тихо – громко». 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
2. Физкультминутка «Ежик и барабан».
3. Су-Джок терапия
«Фруктовая ладошка».
4. Зрительная гимнастика
«Фрукты».
IV Звук [а]
Лексическая тема
«Деревья»
1. Формирование умения выделять звук [а] в ряду других звуков, слогов, из начала слов.
2. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
4. Воспитание умения слушать сверстников.
1. Демонстрационный материал: картинки - луна, шар, лиса, бант; полоска с тремя делениями, фишки красного цвета.Электронная игра «4-й лишний».
2. Раздаточный материал: полоски с тремя делениями, фишки красного цвета.
3. План-конспект 6. Картотека. 1. Характеристика звука [а].
2. Игровое упражнение «Повтори – не ошибись».
3. Игра «Исправь ошибку». 1. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял».
2. Физкультминутка «Деревья».
3. Су-Джок терапия
«Собираем листики».
4. Зрительная гимнастика «Тополь».
Ноябрь I Звук [у]
Лексическая тема «Поздняя осень» 1. Формирование умения слышать звук [у] и выделять его
из слова.
2. Закрепление понятия «гласный звук», опознавательных признаков гласных звуков.
3. Развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики.
4. Воспитание умения выполнять задания в общем темпе. 1. Демонстрационный материал: картинка паровоз.
2. Раздаточный материал: зеркала, счетные палочки, полоски с тремя делениями, красные фишки.
Презентация «Речевые звуки»
3. План-конспект 7. Картотека. 1. Характеристика звука [у].
2. Игра «Назови ласково».
3. Игровое упражнение «Повтори – не ошибись».
4. Игра «Исправь ошибку». 1. Игра «Поезд» (преодоление твердой атаки гласных).
2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
3. Су-Джок терапия
«Дождик и ветер».
4. Зрительная гимнастика «Листик».
II Звук [у]
Лексическая тема «Дикие животные» 1. Формирование умения слышать звук [у], выделять звук [у] в словах в начальной ударной позиции.
2.Развитие слухового внимания, мелкой моторики, памяти.
3. Воспитание умения прилагать волевые усилия для достижения цели. 1. Демонстрационный материал: картинки с изображением куклы, кубика, посуды, полоска с тремя делениями.
Электронная игра «Рыболов».
2. Раздаточный материал: зеркала, полоски с тремя делениями, квадраты, разделенные на 9 частей, красные фишки.
3. План-конспект 8. Картотека. 1. Игровое упражнение «Кто внимательнее», «Закончи предложение».
2. Игра «Звуковая мозаика». 1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
2. Упражнение «Лесенка» (пение гласных, преодоление твердой атаки гласных).
3. Су-Джок терапия
«Кто спит зимой».
4. Зрительная гимнастика «Зоопарк».
III Звук [у]
Лексическая тема «Дикие животные» 1. Формирование умения слышать звук [у], выделять звук [у] в начале слов.
2.Закрепление понятия «гласный звук».
3. Развитие слухового восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти.
4. Воспитание умения слушать сверстников.
1. Демонстрационный материал: картинки с изображением утки, посуды, какаду, полоски с тремя делениями.
Презентация «Звук [у].
2. Раздаточный материал: зеркала, полоски с тремя делениями, красные фишки; картинки, в названиях которых есть звук У.
3. План-конспект 9. Картотека. 1. Игра «Чудесный мешочек», «Повтори, не ошибись».
2. Игровое упражнение «Подбери картинку». 1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
2. Физкультминутка «Кто как передвигается».
3. Су-Джок терапия
«Лиса».
4. Зрительная гимнастика «Еж».
IV Звуки [а] - [у]
Лексическая тема «Одежда» 1. Дифференциация звуков [а],[у].
2. Условное обозначение гласных звуков фишками красного цвета.
3. Придумывание слов с заданным звуком.
3. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
4. Воспитание умения выполнять задания в общем темпе. 1. Демонстрационный материал: сюжетные картинки с изображением плачущего малыша и детей, заблудившихся в лесу.
Презентация «Звуки а-у».
2. Раздаточный материал: предметные картинки с изображением стула, дивана, полки, шкафа, тумбы.
3. План-конспект 10. Картотека. 1. Игровое упражнение «Кто внимательней», «Назови звук», «Живые звуки». 1. Пальчиковая гимнастика «Аленка».
2. Физкультминутка «Помощники».
3. Су-Джок терапия
«Поиграем с пальчиками».
4. Зрительная гимнастика «Мастерица».
ӀӀӀ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда (по направлению – развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте).
Направление деятельности Материально-техническое обеспечение
Развитие речевого дыхания Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.
Воздушные шары, мыльные пузыри.
Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
Игры: «Загони мяч в ворота», «Клоуны».
Картотека игр на развитие речевого дыхания.
Развитие фонематического слуха и восприятия Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, середина, конец слова.
Карточки — символы гласных и согласных звуков.
Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий.
Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
Демонстрационный и раздаточный материал для составления звуко-слоговой схемы слов.
Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов).
Материал для анализа предложений. (Набор сюжетных и предметных картинок, схемы предложений).
Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.
Обучение элементам грамоты.
Магнитные азбуки.
Русский алфавит (таблица).
Наборы букв и слогов (демонстрационные).
Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению.
Слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные).
Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.
Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).
Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.
Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.
Карточки для буквенного анализа слов.
Букварь для вспомогательной школы (В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина).
Образцы букв (из наждачной бумаги и другого материала).
Магнитная азбука.
Тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.
Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).
Методические материалы и средства обучения.
Развитие фонематического восприятия
Алтухова Н. Г. Научитесь слушать звуки. СПб: Лань,1999.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, Детство-Пресс, 2004.
Варенцова Н.С Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., Гном-пресс,1998.
Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. СПб., Детство-пресс, 1999.
Дурова Н.В. Фонематика. М., Мозаика-синтез, 2000.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи. М., Гном-пресс, 1998.
Колесникова Е.В. Раз - словечко, два - словечко. М. Гном-Пресс, 1997.
Максаков А. И. Учите, играя. М., 1983.
Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению нарушений чтений и письма у детей. СПб., 1995.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. М.: Мозаика-синтез, 2007.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. М.: «Мозаика-синтез», 2006.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., Детство-Пресс, 1998.
.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб: Лань, 1998.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М.: Просвещение, 1998.
Подготовка к обучению грамоте.
Астафьева Е. А. Играем, читаем, пишем. СПб.: Детство-пресс, 2000.
Бунеев Р.Н. По дороге к азбуке. М.: Баланс, 1999.
Волина В. В. Занимательная грамматика. Екатеринбург: Арго, 1996.
Волина В. В. Игры с буквами и словами. Ребусы. М., 1997.
Васильева С. А.Логопедические игры. М.: Школьная пресса, 2001.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1999.
Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. СПб: КАРО, 2005.
Дурова Н.В, Невская Л.Н. От звука к букве. От слова к звуку. М., Школьная пресса, 2001.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Журова Л.Е..Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2002.
Жукова. А. Н. Азбука. М., Омега, 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. М.: Гном-пресс, 1998.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном-пресс, 1998.
Лопухина И. Логопедия. СПб: Дельта, 1998.
Левчук Е.А. Грамматика в сказках и рассказах. СПб: Детство-пресс, 2004.
Морозова М.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. М.: Мозаика-синтез, 2007.
Пожиленко Е. В. Волшебный мир звуков и слов. М.:Владос, 1999.
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998.
Соколова Н.В. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников. М.: Школа-пресс, 2000.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2004.
Тегипко Н.В. Логопедический букварь. М.: «Росмэн», 2005.
Триггер Р.Д., Владимирова Е.В.. Звуки речи, слова, предложения. Смоленск: Ассоциация 21 век, 1998.
Ткаченко. Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб.: Детство-пресс,1998.
Ткаченко Т.А. Логопедический букварь дошкольника. М.: Эксмо, 2005.
Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2008.
Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб., Детство-пресс, 2001.
Формирование
словаря, лексико-грамматического
строя речи
Александрова Т. В. Практические задания по
формированию грамматического строя речи у
дошкольников. СПб: Детство-пресс, 2004.
Баранников И.В. Русский язык в картинках. М.:
Просвещение, 1988., 1988.
Байкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей. СПб: КАРО, 2007.
Бунеев Р. Н.По дороге к азбуке. М.: Баллас, 2002.
Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., Аркти, 1998.
Жукова Н.А. Формирование устной речи. М., 1994.
Капитовская О. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. СПб, 2005.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб: Издательский дом «Литера», 2005.
Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.
Мурашковская И. Картинки без запинки. СПб, 1995.
Миронова С. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях в группах для детей с нарушением речи. М., 1993.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, СПб: Детство-пресс, 2003.
Развитие монологической речи детей 6-7 лет/автор-составит. А.А.Гуськова. Волгоград: Учитель, 2011.
Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.
Ткаченко Т. А Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998.
Использованная литература:
Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1995.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
Занимательное азбуковедение. Сост. В. Волина. - М., 1991.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. - Краснодар, 1994.
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А.М.Быховская, Н.А.Казова. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения — что это? Части I, II, III. — Смоленск, 1998.
Филичева Т.Б., Туманова Т. В.. «Программа коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» М.: Гном-пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях массового детского сада» М.: 1993.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.