Речевое развитие у детей с задержкой психического развития на фронтальных и индивидуальных занятиях
Информация о работе учителя – логопеда
Искаова Алия Мадыена-учитель-логопед, второй квалификационной категории.
Стаж работы 4.8 месяц.
В течение 2014-2015 учебного года проводилась работа, направленная на коррекцию недостатков устной и письменной речи детей инклюзивного обучения. В течение учебного года логопедические занятия посещают 4 учащихся (инклюзивного образование).
Котляров Александр диагноз: ЗПР органического генеза .ДЦП. Гиперкинетический синдром. Гиперкинетическая форма псевдобульбарной дизартрии. ОНР 3 уровня
Бисенов Алан Диагноз: ЗПР церебрального органического генеза. Астеноневротический синдром. ОНР 3 уровня. Нарушение формирования учебной деятельности, обусловленное снижением познавательной деятельности
Хаметов Таир Диагноз: ДЦП. Легкий левосторонний гемипарез. Выраженная задержка психического развития. Стертая форма дизартрии. ОНР 1 уровня. Нарушение формирования учебной деятельности
Мухаметьярова Дана Диагноз: Двухсторонняя нейросенсорная тугоухость I V степени. Состояние после кохлеарной имплантации. ОНР 3 ур.
На начало учебного года было проведено логопедическое обследование, на детей – заполнена речевая карта, составлен график индивидуальных занятий, на каждого ребёнка разработана индивидуальная программа логопедического сопровождения.
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи являются:
А) логопедическое обследование;
Б) анализ медико-педагогической документации.
Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) опросы педагогов и родителей.
Логопедическое обследование учащихся проведено по таким направлениям:
-изучение коммуникативно-речевых умений;
-изучение звукопроизносительной стороны речи;
-обследование строения и моторики артикуляционного аппарата;
-изучение фонетико-фонематических представлении;
-изучение звукового анализа;
-пространственных представлении и ориентации;
-представлении о времени
-сформированность умения работать по словестной и письменной инструкции;
-изучение сформированности грамматического строя языка;
-изучение лексического развития
Также была проведена диагностика сформированной речевой деятельности: владение техникой речи, состояние словарного запаса и развитие связной речи. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение, пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке и серии картинок.
В течение учебного года проводились индивидуальные логопедические занятия с каждым ребёнком (инклюзивное образование) . Частота занятий - 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности речевого дефекта. Бисенов А, Хаметов Т.,Котляров А.- з раза в неделю, Мухамбетьярова Д. 2 раза в неделю. Занятия, направленные на коррекцию чтения и письма,коррекцию нарушений устной речи рассчитаны – на 20 минут. В в начале и середине учебного года проводился мониторинг развития речи детей инклюзивного образования и в индивидуальных речевых профилях логопедического сопровождения делались отметки о динамике речевого развития, причинах нулевой и отрицательной динамики, по необходимости вносились корректировки программы.Логопедическая помощь детям-инвалидам осуществляется по следующим направлениям:
1.развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики;
2.коррекция звукопроизношения и просодии;
3.коррекция звуко-слоговой структуры слова;
4.развитие слухового внимания и фонематического слуха;
5.формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
6.формирование навыков чтения и письма;
7.коррекция лексико-грамматического строя речи;
8.формирование связной речи;
9.развитие всех психических процессов.
На каждого ребенка заведена папка-порфолио, в которую входит:
1.Социально-психолого педагогический паспорт каждого учащегося
2.Справка с ГорПМПК3.Индивидуально-образоватедлные программы
4.Развивающие программы
5. Социальный мониторинг
6.Перспективный план работы
7. Календарно-тематической планирование
8.Календарное планирование (конспекты)
9. Речевая карта
10. Индивидуальный речевой профиль каждого учащегося
11. Карта-мониторинг развития устной и письменной речи
12. Заявление и анкетирование родителей
13. Информация о проделанной работе( Бисенов А.,Хаметов Т.)
14. Мониторинг посещаемости логопункта школы № 12
15.Письменные работы
16. Журнал логопедического обследования младших школьников
При разработки программ для обучения Хаметова Таира и Бисенова Алана использовалась литература:
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитие речи, авторами являются -Сулейменова В.А,АгавелянР.,Агавелян Р.О, Мовкебаева З.А.,Арынова Н.Д.;
Программного методические материалы для логопедических занятии с младшими школьниками. Автор: Л.М. Козырева.
Программа логопедичснкой работы по преодолению общего недоразвития речи у детей авторы: Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
Архипова Е. Ф.
Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
При разработки программ и перспективного планирования для коррекционной работы с Котляровым Александром использовалась литература:Е. Е. Шевцова.Преодоление рецидивов заикания; Программа логопедичснкой работы по преодолению общего недоразвития речи у детей авторы: Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
Миронова С.А. Программа логопедической работы с заикающимися детьми
Котлярова Александр основная коррекционная работа по преодолению заикания проводилась по Методике Л.З. Арутюнян (Андроновой), методика Шевцовой Е.Е
При разработки программ и перспективного планирования для коррекционной работы с Мухамбетьяровой Даной использовалась литература:
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
Бисенов Алан
Учащийся с желанием посещает индивидуальные логопедические занятия. В течение учебного года проводится работа над выработкой правильной сильно воздушной струи, развитием моторики артикуляционного аппарата и тонкой моторики рук, развитием словаря. За время посещения логопункта СШ № 12 у учащегося возрос уровень представлении о себе, об окружающем.
Словарный запас: объем словарного запаса ниже возрастной номы, в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения; мальчик называет обобщающие понятия по лексическим темам: «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Домашние животные» и «Дикие животные», испытывает трудности при выполнении задания выделить 4-ый лишний из группы предметов, а также при объяснении своего выбора.
Улучшилось произношение свистящих и шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, стихотворениях, скороговорках. Ребенок стал лучше выполнять артикуляционные упражнения « Блинчик», «Лошадка», «Киска сердится». Но для выполнения большинства движении язычком, требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость.
Отмечаются улучшения в назывании слов –антонимов. Глагольный словарь: мальчик может придумать самостоятельно слова-действия к предложенным картинкам.
Связная речь: пользуется простыми и распространенными предложениями , но с элементами аграмматизма. Описания и рассказы по картинкам бедны. Учащемуся обязательно требуются наводящие вопросы.
Знает пройдённые буквы А, О, У, Э, Ы, Я, Е,М,Р,Л. Но требуется помощь педагога.
Хаметов Таир
В течение первого полугодия проводилась работа над выработкой правильной сильно воздушной струи, развитием моторики артикуляционного аппарата и тонкой моторики рук, развитием словаря.
Улучшилось произношение свистящих звуков в слогах,словах. Ребенок стал лучше выполнять артикуляционные упражнения «Качели», «Чашка», « Блинчик», «Лошадка», «Киска сердится». Но для выполнения большинства движении язычком, требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость.
В сравнении с результатами диагностики на начало учебного года можно отметить у мальчика возрос лексически запас слов. У ребенка возросла речевая активность. Ребенок стал лучше понимать обращенную речь, выполнять инструкции педагога. Уровень пассивного словаря превышает активный. По сравнению с результатами за первое полугодие мальчик стал четче произносить слоги, простые слова, односложные и двухсложные слова. Проеденные буквы запоминает с трудом. Упражнения на развитие тонкой моторики рук(штриховка, раскрасить фигуру)- Таир выполняет только рука в руке с педагогом. В течение первого полугодия проводился лицевой и массаж ладоней и пальчиковых игры с использованием Су –Джок массажера.
Котлярова Александр коррекционная работа по преодолению заикания проводилась по Методике Л.З. Арутюнян (Андроновой), методика Шевцовой О.
Логопедические занятия с учащимся поддерживающей терапии направлены на отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.
Логопедическое занятие в поддерживающей терапии начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:
# Артикуляционно-мимическую гимнастику;
# Голосовую гимнастику;
# Постановку нижнереберного диафрагмального дыхания;
# Логоритмику;
# Отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.
Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.
Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.
За первое полугодие регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.
Проведены родительские собрания:
«Артикуляционная гимнастика-основа красивой речи ребенка»,
« Развиваем фонематический слух у ребенка (игры) »
« Трудный звук Р, ты мои друг», « Трудный звуки Л,Ль, вы мои друзья» (автоматизация звука дома)
«Слово – основная значимая единица языка»
Индивидуальные консультации для родителей на темы:
1. «Артикуляционная гимнастика-основа красивой речи ребенка»,
2. «Автоматизация звуков дома. Игры дома» ( свистящие,шипящие,сонорные звуки)
3. «Развитие тонкой моторики рук»
4. «Дифференциация звуков на занятиях с логопедом и дома»
5. «Слово – основная значимая единица языка»
6. « Игры на формирование фонематического слуха у детей с ЗПР» для родителей Бисеновой О.С.,Силихановой А. учащихся 1 класса : Бисенова А,Хаметова Т. (инклюзивное обучение)
7. «Заикание. Дыхательные упражнения. Комплексный подход- как наиболее эффективный метод коррекции заикания» для родителя Котляровой Валентины учащегося 5 класса Котлярова А. (инклюзивное обучение)
8. « Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации» для родителя Мухамбетьяровой МарзииПроводилась консультативная работа с педагогами ( Даниярова А.,К, Тютькова О.Ж.,) по преодолению недостатков устной и письменной речи учащихся. Педагоги ознакомлены с речевыми дефектами учащихся по классам, выданы рекомендации к работе с детьми – логопатами и детьми с ЗПР.
Осуществлялось взаимопосещение уроков: психолога Деревянкиной И.Ю, учителя начальных классов Данияровой А,К., учителя начальных классов , учителя начальных классов Данияровой А,К., Тютьковой О.Ж.,Джаукеновой А.Б.
Опубликовала свой материал на сайте казахстанского интернет-журнала «Соllegy.ucoz.ru»
Конспекты уроков « Автоматизация шипящих звуков», «Путешествие в страну звуков».
В течение 2014-2015 учебного года проводиться работа, направленная на коррекцию недостатков устной и письменной речи детей (инклюзивное обучение) На начало учебного года занятия посещают 4 детей (инклюзивное обучение) на учебного года было проведено логопедедическое обследование, на детей речевая карта, составлен график индивидуальных занятий, на каждого индивидуальная программа логопедического сопровождения. В течение 1 полугодия (сентябрь,октябрь,ноябрь, декабрь 2014) индивидуальные логопедические занятия с каждым учащимся . Частота занятий - 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности речевого дефекта.
Занятия направленны е на коррекцию нарушении устной речи, а также на коррекции чтения и письма - 20 минут.
Логопедическая помощь детям осуществляется по следующим направлениям: развитие общей мелкой и артикуляционной моторики и мимики,
коррекция звукопроизношения;
коррекция звуко-слоговой структуры слова;
развитие слухового внимания и фонематического слуха
формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
формирование навыков чтения и письма;
коррекция лексико грамматического строя речи;
формирование связной речи
развитие всех психических процессов.
Мониторинг развития устной речи обучающихся 1,5,6 классов на начало и конец 2014-2015 уч.г.
Уровней развития функции: 1-очень низкий,2-низкий,3-среднии,4-выше среднего,5-норма
Список детей
класс Звукопроиз.
Фонема.
слуховосприят. Слоговая структура Лек-сикаГрам.строиречи Связная речь Среднии балл
н к н к н к н к н к н к н к
Бисенов А. 3 2 2 3 2 2 2.3 Хаметов Т. 1 1 1 1 1 1 1 Котляров А. 2 3 2 3 3 3 2,5 Мухамбетьярова Д. 3 2 2 3 3 2 2,3 У педагога имеет папка с нормативно-правововой базой специального и инклюзивного образования
Международные законодательства:
• Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)• Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.)• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)• Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.)Законодательная база Республики Казахстан
• Закон РК «Об образовании» (с дополнениями)
• Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»• Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»• Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»• Закон «О специальных социальных услугах»• Государственная программа развития образования РК 2011-2020