Доклад для семинара на тему Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, родителей, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре) и детей в процессе подготовки к праздникам и развлечениям в ДОУ
Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, родителей, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре) и детей в процессе подготовки к праздникам и развлечениям в ДОУ. (в соответствии с ФГОС)
Астафьева Т.А
МБДОУ г Иркутска
Детский сад № 116
Проблема педагогического взаимодействия в ДОУ специалистов и музыкального руководителя – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности всех педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре) можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. И решить задачи: развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Успех в процессе подготовке к праздникам может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Ведь праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить эти обязанности потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы взрослых. Подготовка к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
При тесном контакте они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка и единый стиль работы в целом. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические занятия - чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать не только музыкальный руководитель, но и инструктор по физической культуре, и психолог, и логопед, и воспитатель.
Педагоги совместно готовятся к развлечениям, предварительно: выбирают тему, заполняют ее соответствующим содержанием, располагают материал в определенной последовательности с точным указанием всех участников. Чтобы не перегружать детей, нужно включать несложные спортивные игры и аттракционы, которые доставляют не только радость, но и развивают их волевые и физические качества, находчивость, смелость (их подбирает инструктор по фз).
Инструктор по физической культуре
А так же отрабатывает и совершенствует простейшие танцевальные движения (боковой и прямой галоп, подскоки, перестроения в круг, из круга, перестроение парами, тройками), тем самым помогая музыкальному руководителю в подготовке к праздникам и развлечениям. Таким образом, навыки формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях и утренней гимнастики.
Только в тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и музыкального руководителя возможно успешное формирование личности ребенка, воспитание нравственно – эстетического отношения к окружающему, развивает творческую инициативу, содействует его социализации и адаптации в обществе чего и требует от нас ФГОС.
Воспитатель
Практика работы современного детского сада показывает, что первый помощник музыкального руководителя – это воспитатель. Его основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ещё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта и воспитателя вне музыкального занятия.
Практика показывает, если воспитатели активны на музыкальных занятиях, то проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.
Логопед
В коррекционной работе с детьми, по исправлению различных дефектов речи, положительную роль играют совместные занятия, по подготовке к праздникам, логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей.
Используем на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедические распевки, речевые игры, логоритмические упражнения, игры со словом, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения с пением, поговорки, небылицы, считалки, подговорки, музыкально-дидактические игры со словом, потешки, частушки, загадки, стихи, скороговорки, инсценировки сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Психолог
А ещё мы знаем, что нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии. По этому психолог и музыкальный руководитель стремятся осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы.
Дошкольникам сложно понимать и выражать свои чувства, эмоции, говорить о своих ощущениях, выстраивать диалог и партнерские отношения друг с другом, выступать перед зрителем. Необходимо создать для малыша комфортную психологическую атмосферу. И в этом помогает нам психолог.
Родители
Взаимодействие музыкального руководителя и семьи актуально на современном этапе развития образования.
ФГОС определяет родителей как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада. Мы должны помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей....
Цель: Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей.
Задачи:
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;
- активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству,
- способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Важно акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляем через разные формы работы:
1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;
2. Наглядно – информационные: оформление музыкального зала, стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, информационные листы;
3. Познавательные: родительские собрания, рекомендации, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды;
4. Досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения с участием родителей, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты.
5. Привлечение к созданию и оформлению музыкальной предметно-пространственной образовательной среды.
Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы, как:
- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов, совместных театрализованных представлений, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей, выступления самих родителей;
- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;
- привлечение родителей к участию детей в городских мероприятиях;
- выступления на родительских собраниях;
- организация совместных детско-родительских проектов;
- совместное посещение концертов;
- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада.
Большую роль в построении партнёрских взаимоотношений играет совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций. Родители совместно с музыкальным руководителем изготавливают декорации и костюмы, помогают выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на родительском собрании, празднике, развлечении.
Многие родители, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как артисты, оформители, костюмеры, а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.
Совместные мероприятия позволяют укрепить детско-родительские взаимоотношения, сблизить родителей со своими детьми и даже в том случае, когда ребёнок совместно не проживает с одним из родителей. Такие родители (чаще папы) в совместной деятельности сближаются с детьми. При этом устанавливается тесный контакт между обоими родителями и детьми. Такие мероприятия повышают детскую самооценку, формируют самостоятельность и развивают творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.
Использование разнообразных форм работы даёт возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
К концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в праздниках, развлечениях как бы становятся на ступеньку выше. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственных детей. У них появляется уверенность в своих силах.
Дошкольникам также нравиться такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность, они оценивают участие родителей и гордиться их успехами.
Такой подход решает многие проблемы детско – родительских отношений.
Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.
Итог
На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений необходимо тесное взаимодействие всех педагогов, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникшие в процессе подготовки к празднику.
Доклад и презентация на тему "Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, родителей, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре) и детей в процессе подготовки к праздникам и развлечениям в ДОУ в соответствии с ФГОС" написаны для выступления на семинаре. Данный материал поможет музыкальным руководителям приобщиться к совместной работе со специалистами и родителями ДОУ чего от нас и требует государственный стандарт. А так же поможет специалистам понять всю важность совместной работы с музыкальным руководителем в подготовке к праздникам и развлечениям в ДОУ. Ведь все специалисты в ДОу и родители это единое целое в образовательном процессе детей.