Конспект урока, математика, 5 класс, Треугольники. Виды треугольников, Никольский С. М.
Конспект открытого урока математики в 5 классе
Учитель математики Гучкиной Н. В.
УМК Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.И. Шевкин. — 11-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2012.
Профиль – общеобразовательный (5 часов в неделю)
Тема урока – Треугольники. Виды треугольников.Тип урока – комбинированный
Педагогическая технология – технология проблемного обучения.
Цель: усвоение и закрепление знаний по теме «Треугольники, виды треугольников»; систематизация знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.
Задачи:
Образовательные
- научить выделять признаки различных видов треугольников;
- научить объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков;
- научить вести исследование с опорой на алгоритм действий; формировать элементарные навыки исследовательской деятельности
- научить анализировать полученные данные и делать выводы;
2. Развивающие:
-развивать геометрическую интуицию;
- повысить мотивацию к изучаемому предмету.
- развивать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы;
- формировать логическое мышление,
- развивать познавательную активность , интерес к предмету.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
-воспитывать интерес к учебной деятельности;
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер, слайдовая презентация с учебным материалом, научным материалом и вопросами для развивающего мышления.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Организационный момент Приветствие. Раздача тетрадей. Проверка готовности учащихся к уроку. Записывают дату проведения урока в тетрадях 2. Проверка домашнего задания Фронтальная проверка, задания, вызвавшие затруднения, разбираются на доске. Устное комментирование 3. Актуализация знаний Начнем наш урок
словами древнегреческого философа Платона
«Незнающий геометрию да не войдет в Академию».
Сегодня мы вновь отправляемся в страну геометрию, с целью получения новых знаний, которые пригодятся нам в жизни. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. В процессе фронтальной работы дают определения и строят на доске простейшие геометрические фигуры : точки, отрезки, окружности, радиусы, хорды, диаметры, углы, называют виды углов, градусные меры углов, определение смежных, вертикальных углов, развернутого угла. Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию при решении заданий.
Познавательные УУД: структурирование знаний
4. Сообщение новой темы Учитель сообщает тему урока, цели урока : вспомнить , какие бывают треугольники, где они встречаются в жизни, научиться строить треугольники, используя циркуль и линейку без шкалы. Записывают тему урока в тетрадях. Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других.
5. Открытие новых знаний (слайдовая презентация) Строит произвольный треугольник, вводит обозначение треугольника, дает определение, формулу для вычисления периметра треугольника. На доске высвечиваются слайдовая презентация
Дается классификация треугольников по углам.
-По какому признаку мы выделили с вами группу треугольников?
-Какие виды треугольников входят в эту группу?
Предлагает найти в раздаточном материале остроугольные треугольники и доказать, что они таковыми являются.
- постройте в тетрадях прямоугольный треугольник. Найдите его периметр и площадь
-Какую другую классификацию треугольников мы с вами знаем?
-Как можно построить равнобедренный треугольник, используя линейку и циркуль?
Строит равнобедренный треугольник на доске.
- Чему равна сумма углов треугольника? Проверим это на практике. Выполняют задания учителя, построения в тетради, записывают обозначение треугольника, дают определение. Дают классификацию треугольников по углам, сторонам, записывают в тетради. Работают с раздаточным материалом, находят периметр и площадь прямоугольного треугольника, пользуясь формулой площади прямоугольника.
Выдвигают гипотезы построения треугольника с помощью циркуля и линейки без шкалы. Построение выполняют с помощью учителя.
Работа по вариантам, каждый учащийся выбирает произвольный треугольник, строит в тетрадях развернутый угол, делают выводы, используя градусную меру развернутого угла. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы.
Коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других.
6. Физкультминутка Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, Прямо встань.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить. Выполняют упражнения 7. Обобщение и систематизация знаний Предлагает построить равносторонний треугольник самостоятельно. Корректирует процесс построения, контролирует выполнение задания, помогая учащимся, работающим на местах ( № 448 учебника). Предлагает дифференцированную работу мотивированным учащимся :
- по тетради к учебнику №191, №192;
- ответить письменно на вопрос: где встречаются треугольники в нашей жизни? ( слайдовая презентация) Один ученик работает у доски, комментируя процесс построения треугольника, остальные работают в тетрадях. Самопроверка - меняются тетрадями, проверяют построение.
Просмотр слайдовой презентации, комментирование. Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы, Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
умение работать парой, слушать других, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
8. Рефлексия Предлагает ответить на вопросы:
Сегодня на уроке нового я узнал …
Было труднее всего ...Я знал плохо, а теперь разобрался лучше ... Я выполнил задание …Мне понравилось на сегодняшнем уроке …
Я научился …
Теперь я самостоятельно могу …
Меня удивило то, что …
Я приобрел … Ответы. Учащиеся оценивают полученные ими знания на уроке . Коммуникативные УУД: владение монологической речью.
Регулятивные УУД: соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке
9.Информация о домашнем задании. Творческое задание
1. Придумайте узоры –рисунки из треугольников в технике лоскутного полотна,
2. Вспомните сказки, пословицы, рассказы о треугольниках
3.п.2.7. № 451; № 453 Запись в дневнике и тетради