Рабочая программа по внеурочной деятельности Хакасия — мой край родной
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Хакасия – мой край родной» для 1-го класса МБОУ "Райковская СОШ им. Н.И. Носова" составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Авторской программы «Роднойкрай - Хакасия» А.Н.Балгазиной 2011 г;.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она соответствует новым образовательным стандартам и отвечает образовательным потребностям родительской общественности и детей сельской школы.
Структура программы:
Программа включает в себя: пояснительную записку; планируемые и ожидаемые результаты изучения курса; содержание программы; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа.
Содержание программы курса «Хакасия – мой край родной» направлено на:формирование представлений о специфике своего родного края как среды обитания; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды
Программа кружка начальной школы имеет целью знакомство с родным краем, с народными традициями и обычаями хакасского народа, с основами декоративно-прикладного искусства, с растениями и животными Хакасии.
Программа призвана решать следующие образовательные задачи:
способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии;
знакомство учащихся с традициями хакасской культуры, с историей развития хакасской народной одежды и жилищного быта;
приобщать учащихся к декоративно-прикладному искусству;
воспитывать чувство уважения к традиционной культуре, эстетический вкус, любовь к родному краю и формировать этническое самосознание учащихся;
расширять коммуникативные способности детей.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Хакасия – мой край родной» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;
воспитание ответственного отношенияк природе, культурному наследию Хакасии, осознание необходимости сохранения родного края;
формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры, истории хакасской народной одежды и жилищного быта.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста; формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации программы учащиеся 1-4 классы будут знать свой родной край как среду обитания, традиции хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения, историю хакасской национальной одежды, животных и растении Хакасии.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе:
Познакомятся со своим родным краем (животные, растения)
Познакомятся с традициями хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения; историю жилищного быта, хакасской национальной одежды.
Научатся выполнять основные швы хакасской национальной вышивки (тамбурный шов), делать эскизы хакасского узора для вышивания браслета, рукавицы, вышивать из бисера.
Научатся вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Для обучающихся 1 класса возможно достижение результатов первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Элементарные социальные знания обучающийся получает уже тогда, когда расширяет представление о себе как о жителе того или иного края, постигает этику поведения в музее, правила поведения в лесу, в горах, на реке.
Содержание программы:
1 класс
1. Школа (1 ч.)
Знакомство со школой. Правила поведения в школе.
2. Времена года (2ч.)
Прослушивание стихотворений хакасских поэтов об осенней природе родного края. Рисование на тему «Осень».
Наблюдение за изменениями в природе. (Экскурсия в сад, в лес).
3. Хакасские народные сказки (2 ч.)
Чтение сказок, конкурс рисунков.
4.Сказки народов Республика Хакасия (2 ч.)
Русские народные сказки, чувашские народные сказки, татарские сказки, калмыцкие сказки.( чтение , рисунки). Раскрыть взаимосвязь индивидуального и коллективного сознания через сказки народов, проживающих в Хакасии.
5.Национальные игры (2 ч.)
Знакомство с хакасскими играми. Привитие интереса к национальным играм, развитие у детей внимания , быстроты движения.
6.История моей семьи (2 ч.)
Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи. Знакомство с профессиями. Активизировать интерес, стимулировать их потребность в новой информации на основе новых.
7. Хакасское прикладное искусство (4 ч.)
Предметы хакасской одежды. Вырезание по трафарету рукавицы, пого и т. д. Расписывание орнамента красками. Приобщение к истокам народного искусства, художественной ценности.
8. Традиции общения. (2 ч.)
Приветствие, прощание на хакасском языке. (сценки). Элементы гостеприимства.
(сюжетно - ролевые игры).Развивать у детей формы речевого этикета.
9. Знакомство с творчеством поэтов и писателей. (3ч.)
Произведения А.В. Килижекова и М. Е. Кильчичакова. Конкурс на лучшего чтеца.
10. Достопримечательности местности (наше село) (3 ч.)
Экскурсии по селу.(Курганы, наскальные рисунки и т. д.)
11. Природа Хакасии (4 ч.)
Названия деревьев, растений, грибов, зверей и птиц. Охрана природы (квн, конкурс, выставка рисунков и т. д.).
12. Обрядовые праздники (1 ч.)
Чыл пазы – праздник начала года по хакасскому календарю (проведение праздника.)
13. Национальные блюда(1 ч.)
Талкан, айран (приготовление).Познакомить с особенностями национальной кухни.
14. Музеи и театры (3 ч.)
Экскурсия в школьный музей. Экскурсия в музей с. Казановка. Экскурсия в театр
« Сказка».
Правила посещения театра, музея. Формировать понимание школьником общих закономерностей исторического развития в определённый период, знания исторических фактов; умения делать определённые исторические выводы и т. д.
15. Итоговое занятие.(1 ч.) Что мы узнали и чему научились. ВикторинаУчебно – тематический план
№ Тема Всего Теория Практика Дата
План Факт
1 Школа 1 1 - 2 Времена года
2 1 1 3 Хакасские сказки 2 1 1 4 Сказки народов Республики Хакасия 2 1 1 5 Национальные игры
2 - 2 6 История моей семьи
2 2 - 7 Хакасское прикладное искусство 4 1 3 8 Традиции общения
2 - 2 9 Знакомство с
творчеством поэтов и писателей.
3 2 1 10 Достопримечательности местности (наше село) 3 - 3 11 Природа Хакасии 4 2 2 12 Обрядовые праздники 1 - 1 13 Национальные блюда
1 - 1 14 Музеи и театры 3 - 3 15 Итоговое занятие 1 - 1 Итого 33 11 22 Содержание программы:
2 класс
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство со школой. Правила поведения в школе.
2.Экскурсия. Знакомство с юртой. (9ч.)
История жилищного быта. Приём гостей. Строение юрты. Мужская и женская сторона юрты.
3. Хакасские народные сказки (2 ч.)
Чтение сказок, конкурс рисунков.
4. Хакасское прикладное искусство (8 ч.)
Беседа «Хакасская национальная одежда». История развития хакасской парадной одежды. Знакомство с нагрудным украшением пого. Национальное украшение. Пого.
5. Времена года (2ч.)
Прослушивание стихотворений хакасских поэтов о зимней природе родного края. Рисование на тему «Зима». Наблюдение за зимующими птицами.
Наблюдение за изменениями в природе. (Экскурсия в лес).
6.Национальные игры (2 ч.)
Знакомство с хакасскими играми. Привитие интереса к национальным играм, развитие у детей внимания, быстроты движения.
7.История моей семьи (2 ч.)
Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи. Знакомство с профессиями. Создание генеалогического родового дерева.
8. Природа Хакасии (4 ч.)
Названия деревьев, растений, грибов, зверей и птиц. Охрана природы (квн, конкурс, выставка рисунков и т. д.).
9. Национальные блюда (1 ч.)
Особенности национальных блюд. Молочные блюда.
10. Музеи и театры (2 ч.)
Экскурсия в школьный музей. Экскурсия в музей д. Казановка. Экскурсия в театр
« Сказка».
Правила посещения театра, музея. Формировать понимание школьником общих закономерностей исторического развития в определённый период, знания исторических фактов; умения делать определённые исторические выводы и т. д.
11. Итоговое занятие.(1 ч.)
Что мы узнали и чему научились. Викторина.
Учебно – тематический план
№п/пТема урока Кол – во
часов
Теория Практика Дата
План Факт
1 Школа 1 1 - 2 Экскурсия. Знакомство с юртой. 1 - 1 3 Техническое моделирование. Юрта. 3 1 2 4 Быт хакасов. Жильё. 2 1 1 5 Экскурсия. Строение юрты.
1 - 1 6 Мужская и женская сторона юрты.
2 1 1 7 Хакасские народные сказки 2 1 1 8 Хакасское прикладное искусство
8 1 7 9 Времена года 2 - 2 10 Национальные игры 2 - 2 11 История моей семьи 2
- 2 12 Природа Хакасии 4 2 2 13 Национальные блюда
1 - 1 14 Музеи и театры 2 - 2 15 Итоговое занятие 1 - 1 Итого 34 8 26 Содержание программы:
3 класс
1. Родословная. Корни родового древа. (2 ч.)
История одного хакасского рода. Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи. Знакомство с профессиями. Создание генеалогического родового дерева.
2. Народный этикет. (1ч.)
Благопожелания, нравоучения на основе природы из устного народного творчества.
3. Народные национальные игры.(2 ч.)
Знакомство с хакасскими играми. Привитие интереса к национальным играм, развитие у детей внимания, быстроты движения.
4. Хакасские народные сказки (3ч.)
Чтение сказок. Конкурс рисунков.
5. Сказки народов Хакассии. Сказки соседних народов. (4ч.)
Чтение тувинских народных сказок, шорских народных сказок. Конкурс рисунков.
6. Природа Хакассии: горы, леса, степи, водоёмы. Географические легенды своей местности. (2 ч.)
Горы, леса, степи, водоемы. Географические легенды своей местности.
7. Животный и растительный мир Хакассии. (2 ч.)
Особенности животного и растительного мира Хакассии.
8. Республика Хакасия. Прошлое и настоящее Хакассии. (2 ч.)
Прошлое и настоящее Хакасии в разных историях.
9.Образование Республики Хакасия. Многонациональная столица. Глава Республики Хакасия.(1 ч.)
История вхождения Хакасии в состав Российского государства.
10. Символика Республики Хакасия и столицы.(1ч.)
Герб, флаг.
11.История в лицах - Н.Ф.Катанов. (1 ч.)
Биография Н.Ф.Катанова.
12. Достопримечательности родного края. (2ч)
Познакомить с достопримечательностями родного края.
13.Государственные праздники. Тун пайрам.(1ч)
Тун пайрам – праздник первого айрана.
14.Поэтика быта. Элементы быта, связанные с культом коня, огня (роспись по аппликациям). (2ч)
Роспись фигуры коня по аппликациям.
15.Декоративно-прикладное творчество. (2ч)
Аппликация пого, элементы украшения.
16.Национальная одежда. (1ч)
Предметы хакасской одежды. Традиционная одежда хакасского народа.
17.Национальные блюда. (1ч)
Национальные блюда: талкан, айран.
18.Музыкальное искусство. Исполнители, тахпахчи.(1ч)
Хакасский национальный музыкальный инструмент чатхан.
19.Творчество нардов Хакасии. Поэты и писатели Хакассии.(2ч)
Произведения Г.Г. Казачиновой, Г.Ф. Сысолятин, Н.Т. Нербышева.
20.Художники Хакасии. (1ч)
Репродукции работ В.П. Бутанаева и Г.А. Серебрякова.
21.Композиторы. (1ч)
Произведения А.А. Кенеля и Н.В. Катаевой.
22.Музеи и театры (2 ч.) Экскурсия в школьный музей. Экскурсия в музей д. Казановка. Экскурсия в театр « Сказка». Правила посещения театра, музея
Тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во
часов
Дата Формы организации
учебных занятий (урок и его типы) Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
План Факт Предметные результаты Универсальные Учебные Действия (УУД)
1-2 Моя родословная. Корни родового древа. 2 03.09
10.09 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Знать свою родословную. Составлять своё древо. Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
-формируются основы гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
3 Народный этикет 1 17.09 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Уметь охарактеризовать правила этикета.
Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета
Регулятивные УУД: подбирать средства и пути для достижения цели;
-планировать свои действия, проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно находить варианты решения
4 Народные хакасские игры. 1 24.09
Комбинированный
урок Знать хакасские сказки. 5-7 Хакасские народные сказки. 3 01.10
08.10
15.10 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД определять особенность
волшебного мира в сказках, анализировать волшебные предметы литературного произведения творческой задачи,
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
8-11 Сказки народов Хакассии. Сказки соседних народов
4 22.10
29.1012.1119.11 Урок первичного предъявлении новых знаний и УУД. Знать сказки соседних народов и хакасские сказки. 12-13 Природа Хакасии: горы, леса, степи, водоемы. Географические легенды своей местности. 2 26.11
03.12 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Называть достопримечательности родного края,
города, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей
Описывать народные промыслы родного края
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, при выборе коллективных работ, продуктивно разрешать
задачи
Познавательные УУД: работать с текстом, преобразовывать содержащуюся в нём информацию, осуществлять поиск необходимой информации;
14 Животный и растительный мир Хакасии. 1 10.12 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Выявить, какое значение имеет окружающая природа для людей. Рассказывать о заповедниках родного края, выражать своѐ отношение к ним. Определять значение заповедных и охраняемых территории родного края 15-16 Республика Хакасия. Прошлое и настоящее Хакасии.
2 17.1224.12 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 17 Образование Республики Хакасия. Многонациональная столица. Глава Республики Хакасия. 1 14.01 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Систематизировать полученные знания по разделу «Родной край - часть великой России»
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения, при выборе коллективных работ, продуктивно разрешать конфликты;
-формулировать собственное мнение и позицию. Владеть монологической и диалогической формой речи;
Договариваться, приходить к общему мнению, учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
18 Символика Республики Хакасия и столицы. 1 21.01 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Знать символику Хакасии,
столицы Хакасии: гимн, флаг, герб
19 История в лицах – Н.Ф.Катанов. 1
28.01 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД 20-21 Достопримечательности родного края. 2 04.02
11.02
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Выявить, какое значение имеет окружающая природа для людей
Рассказывать о заповедниках родного края.
22-23 Поэтика быта. Элементы быта, связанные культом коня, огня. 2 25.02
03.03 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Знать элементы быта, культ коня, огня у хакасских народов.
Знакомство с национальной одеждой, национально кухней хакасов.
Познавательные УУД:
-работать с текстом, преобразовывать содержащуюся в нём информацию, осуществлять поиск необходимой информации;
24 Декоративно-прикладное творчество. 1 10.03 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД 25 Национальная одежда. 1 17.03 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД 26 Национальные блюда. 1 07.04 27 Музыкальное искусство. 1 14.04 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД 28-29 Творчество народов Хакасии. Поэты и писатели Хакасии. 2 21.04
28.04 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Знать художников,
поэтов композиторов
Хакасии. -строить рассуждения об объекте, проводить наблюдения, высказывать суждения. Делать выводы.
30 Художники Хакасии. 1 05.05 Урок первичного предъявления новых знаний и УУД 31 Композиторы. 1 12.05 32-33 Музеи и театры. 2 19.0526.05 Содержание программы:
4 класс
1. Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия.(2 ч.)
Этапы исторического развития Хакасии.
2. Административное деление. Национальный состав. (2ч.)
Административное деление своей местности.
3. Исторические достопримечательности Республики Хакасия.(3 ч.)
Каменные бабы, курганы, чаатас, древние оросительные каналы, древние крепости, письмена далеких предков, памятные скалы, надписи на предметах.
4. Государственные праздники. (1ч.)
День республики.
5. Особенности труда людей родного края.. (2ч.)
Профессии людей, связанные с социально-экономическими условиями родного края и с особенностями своей местности.
6. Природа Хакассии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы. (2 ч.)
Горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы в условиях своей местности.
7. Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика. (2 ч.)
Погода в Хакасии по временам года.
8. Взаимовлияние человека и природы. (2 ч.)
Объекты культурного взаимовлияния человека с природой в условиях своей местности.
9.Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии.(2ч.)
Произведения устного народного творчества, поэтов и писателей, художников и композиторов.
10. Заповедные места земли хакасской.(1ч.)
Один из ближайших к местности объектов заповедника.
11.Культура Хакасии.. (1 ч.)
Культурно - досуговые учреждения, библиотеки, сеть учреждений дополнительного образования детей, профессиональное искусство, музейная сеть своей местности.
12. Древние образы в народном искусстве. (1ч)
Древний образ Умай – хранительницы детей.
13.Декоративно-прикладное творчеств.(2ч)
Антропоморфные изображения. Мир животных.
14.Изобразительное искусство. (1ч)
Аппликация элементов декоративно-прикладного творчества (абдыра).
15.Музыкальное искусство. (2ч)
Исполнители (по выбору).
16.Поэты и писатели Хакасии. (1ч)
В.Г. Майнашев, М.Р. Баинов, И.М. Костяков.
17.Художники, композиторы, исполнители. (2ч)
А.Л. Ултургашев, Г.Г. Танбаев, Л.А. Арыштаева.
18.История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики.(2ч)
Люди, улицы, село или город своей местности.
19.Музеи и театры.(3ч)
Ведущие творческие коллективы
Учебно – тематический план
№ Тема Всего Теория Практика Дата
План Факт
1 Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия. 2 1 1 2 Административное деление. Национальный состав. 2 1 1 3 Исторические достопримечательности Республики Хакасия. 3 1 2 4 Государственные праздники. 1 - 1 5 Особенности труда людей родного края.
2 1 1 6 Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы.
2 1 1 7 Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика. 2 1 1 8 Взаимовлияние человека и природы.
2 1 1 9 Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии. 2 - 2 10 Заповедные места земли хакасской. 1 - 1 11 Культура Хакасии. 1
- 1 12 Древние образы в народном искусстве 1 - 1 13 Декоративно-прикладное творчество.
2 - 2 14 Изобразительное искусство. 1 - 1 15 Музыкальное искусство. 2 - 2 16 Поэты и писатели Хакасии. 1 1 - 17 Художники, композиторы, исполнители. 2 1 1 18 История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики 2 - 2 19 Музеи и театры. 3 - 3 Всего 34 9 25 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
1. К.М.Патачаков. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1982г.-с.87.
2. И.К.Кидиекова. Орнамент хакасов I. Абакан. Хакасский институт бизнеса.1997г.-с.157.
3. И.К.Кидиекова. Орнамент хакасов II. Абакан. Хакасский институт бизнеса.1997г.-с.157.
4. А.А.Марьясов, М.Н.Чертыкова, И.Е.Мишакова. Приложение к программе по трудовому обучению с изучением хакасского декоративно-прикладного искусства. Абакан. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова.1996г.-с.68.
5. А.Н. Балгазина. Методические рекомендации для учителей начальных классов, преподающих учебный предмет « Родной край –Хакасия».Абакан. Хакасское книжное издательство. 2008г.
6. В.Я.Бутанаев. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан. 1996г.-с.224.
Материалы для учащихся:
1. Е.Н.Аева. Хоозычах. Альбом-раскраска по мотивам хакасских орнаментов.- Абакан, Хакасское книжное издательство. 1993г.- с.16.
2.С.Н.Султреков. Край наш хакасский. Учебное пособие для учащихся начальных классов по природоведению (на хакасском языке). Абакан. 2001г.-с.128.
3. А.Н.Балгазина. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 классов. Абакан. 2001г.-с.208.
4.Хакасско- русский словарь. Хакас – орыссӧстiк.- Новосибирск: Наука. 2006
5.Хакасская НИИЯЛИ. Аскизскому району 85 лет. Аскиз, 2009
Оборудование:
1.Глобус, цифровой микроскоп, фотоаппарат, интерактивная доска, проектор, ноутбук, принтер.
2.Гербарии.
3.Комплект лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения (организма)»
4.Набор карточек растения «Растения»
Электронно-программное обеспечение:
1.Диск записями хакасских детских песен
2.Хакасский язык для начинающих изучать родной язык
3.Документальный фильм «Судьба инородца» о Н.Ф. Катанове
4.Учебно-методический комплект «Перволого» интегрированная творческая среда для начальной школы