Программа работы кружка Юные краеведы
Согласовано Заместитель директора _____
«____» __________ 20 ____г.
Утверждено Директор СОШ __________
«___» ____________ 20__г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные краеведы»
(направленность экологическая)
Возраст обучающихся 9-10 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Самойлова Л.Ю.
Рекомендовано на заседании кафедры протокол № __ от «_____» августа 20__г.
_____руководитель кафедры _______
Пояснительная записка
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как линость – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа дополнительного образования «В мире экологии» имеет социальную направленность и является составной частью образования учащихся 3-ых классов.
Актуальность. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – задача не только урочной, но и внеурочной деятельности в школе.
На занятиях зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей своего родного края.
Изучение краеведческого материала способствует формированию более глубоких и прочных знаний у обучающихся, помогает детям познать красоту окружающего их мира, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.
Необходимо также помнить, что проблема взаимодействия общества с природой важнейшая проблема современности, от правильного решения которой во многом зависит судьба планеты, будущее человечества.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, опирается на теоретический, практический опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования: -научно-познавательного; -ценностного; -нормативного; -практически - деятельностного. Научно - познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно - практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие. Нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. При разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Цели и задачи программы овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
2. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой (экскурсии, кружки, младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Дополнительная общеобразовательная программа способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Данная программа рассчитана на учащихся 3 класса, детей 8,9-10 лет.
Срок реализации программы - 1 год
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года 41 час .
Занятие проводятся один раз в неделю как в учебное, так и в каникулярное время.
Формы проведения занятий:
экскурсии,
выставки,
презентации,
кружковые занятия,
постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия.
анкетирование и интервьюирование,
акции.
Формы деятельности:
индивидуальная (результат работы одного ученика);
работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников);
коллективная.
Ожидаемые результаты
Участник кружка «Юный краевед» научится:
·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
·использовать готовые модели (карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
Участник кружка «Юный краевед» получит возможность научиться:
·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон
и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение курса клуба «Юный краевед» играет значительную роль в достижении личностных результатов, таких, как: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых видов деятельности участников кружка:
самостоятельная разработка учащимися текстов, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения простейших проектных работ, их защита в кружке и перед другими аудиториями;
участие в акциях;
участие в массовой внеучебной деятельности;
разработка буклетов – памяток.
Выступления на мини-конференции «Ваши предложения»
защита группового проекта на экологическую тему
табло достижений.
Отчетным мероприятием работы кружка «Юные краеведы» станет защита проектов участников кружка по результатам групповых исследований.
Учебно-тематический план.
№ п
\п
Дата
Коррек.
тема
теоретическая
практическая
Любовь к Отчизне окрыляет сердце
1.
03.09
Мы жители Югры
Работа с картой ХМАО, определение географического положения поселка. Флаг и герб ХМАО.
2
10.09
Наш любимый Верхнеказымский
Фотографирование достопримечательностей поселка (презентация)
3
17.09
Выставка презентаций о родном крае
4
24.09
Что такое экология?
Работа в библиотеке.
Групповая работа по предложенному плану
5
01.10
Экологические проблемы нашего поселка
Фотографирование зон экологических проблем поселка (групповая и индивидуальная работа) (листовки для жителей поселка)
Вода, которая нас окружает.
Тема 1. Три состояния воды
6
08.10
Водоемы поселка
Экскурсия «Река, болото, озеро» (отчет по экскурсии)
7
15.10
Свойства воды в жидком состоянии
Описание этапов постановки опытов по исследованию свойст-ва воды;
Описание результатов (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов
8
22.10
Нагревание воды
( что происходит с водоемами в жаркую погоду)
Описание этапов постановки опытов по исследованию свойст-ва воды;
Описание результатов (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов (групповая работа)
9
29.10
Охлаждение и
замерзание воды
(плюсы и минусы льда на водоемах).
Описание этапов постановки опытов по исследованию свой-ства воды;
Описание результатов (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов (групповая работа)
10
05.10
Самое чистое место в поселке
Разработка плана исследования, гипотезы.
Групповое исследование по разработанному плану. Фотографирование этапов работы. (презентация)
11
12.11
Отчеты групп, отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов
Тема 2. Определение прозрачности воды
12
19.11
Определение прозрачности воды
экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов проведения экспериментального исследования
13
Определение прозрачности воды
Встреча с работником хим. лаборатории ЛПУ. Анализы воды в поселке
14
26.11
Определение прозрачности воды
Экскурсия на ВОС Очистка воды в поселке
15
03.12
Определение прозрачности воды
Отбор презентаций
для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
оформление результатов проведенных экспериментов (индивид.)
16
10.12
Вода в опасности
Групповая работа в библиотеке по предложенному плану
Подготовка сообщений
17
17.12
Чтобы вода была чистой.
Мини-конференция «Ваши предложения»
Воздух, который нас окружает
18
24.12
Воздух, Воздух –я тебя вижу.
Свойства воздуха
(занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес)
экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес.
оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации)
19
14.01
Воздух, Воздух –я тебя вижу.
Свойства воздуха
(расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении)
экспериментальное выявление свойств воздуха (расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении)
оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации)
20
21.01
Состав воздуха. Кислород и его свойства
Экспериментальное выявление свойств кислорода, оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации)
21
28.01
Как сказывается недостаток кислорода на жизнедеятельности человека.
Работа в библиотеке по предложенному плану
Подготовка сообщений
22
04.02
Чтобы в классе было больше кислорода
Мини конференция «Ваши предложения»
23
11.02
Кислород и огонь. Правила техники безопасности.
Встреча в пожарной части поселка. Как потушить огонь. Фото и презентация
24
18.02
Сколько в воздухе вредных веществ?
Как измерить загрязнение воздуха? (выдвигаем гипотезы)
Как измерить загрязнение Поиск информации в соц.сетях.
25
25.02
Оформляем результаты исследований. (альбом рисунков)
Оформление результатов работы по теме
Оформление результатов работы по теме
26
03.03
Смотр презентаций.
отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия
Дневник наблюдений за погодой
27
10.03
Дневник наблюдений за погодой
составление научных словариков, разработка формы дневника наблюдений
наблюдение за погодными изменениями
(ежедневные)
26
17.03
Дневник наблюдений за погодой
наблюдение за погодными изменениями
(ежедневные)
27
24.03
Выставка дневников погоды
обсуждение результатов наблюдений, отбор лучших дневников наблюдений для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Оформление пособия
28
31.03
Весенние изменения в неживой природе (воздух, вода)
Экскурсия
29
07.04
Что рассказал подтаявший сугроб
Наблюдение по предложенному плану. Мини сочинения (альбом сочинений или отчет о работе)
Почвы родного края
30
14.04
Почва –живой организм
Почва и ее состав
Опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксирование с помощью фотоаппарата (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы /проведения опытов по исследованию состава
31
21.04
Экскурсия «Почвы нашего поселка»
Экскурсия с целью изучения почвы в лесу, в поселке, на огородах жителей поселка
32
28.04
Почва кричит «СОС»
Забор почвы около домов. Исследование почвы (запах, прозрачность раствора и т.д) по предложенному плану
33
05.05
обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Оформление пособия
34
12.05
Обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Оформление пособия
35
19.05
Выставка работ по охране почвы.
36
26.05
Половодье – беда или польза
Работа с различными источниками информации
38
Половодье – беда или польза
Наблюдение за половодьем (в присутствии взрослого, с соблюдением правил по ТБ)
38
Чистота воды в п. Верхнеказымский в районе причала
Забор воды (в присутствии взрослого, с соблюдением правил по ТБ)
39
Чистота воды в п. Верхнеказымский в районе причала
Наблюдение за водой(в присутствии взрослого, с соблюдением правил по ТБ)
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы
Раздел: «Любовь к Отчизне окрыляет сердце».
Мы жители –Югры. Работа с картой ХМАО, определение географического положения своего поселка, выделение его на карте. Работа с гербом и флагом ХМАО. Чтение стихов поэтов ханты и манси.
Наш любимый Верхнеказымский. Фотографирование достопримечательностей поселка (создание презентаций из фотографий). Обсуждение преимуществ расположения поселка в Белоярском районе.
Выставка детских презентаций о родном крае, экологических проблемах поселка
Что такое экология? Работа в библиотеке. Групповая работа по предложенному плану
Экологические проблемы нашего поселка. Фотографирование зон экологических проблем поселка (групповая и индивидуальная работа) (листовки для жителей поселка).
Раздел: «Вода, которая нас окружает».
Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание).
Аудиторные занятия (2 ч): экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается). Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». М.,Мозаика-синтез, 2002, с. 14–15).
Внеаудиторные занятия (2 ч): описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов, оформление результатов аудиторного занятия.
Экскурсия: «Река, болото, озеро»
Исследование: «Самое чистое место в поселке» Групповое исследование по разработанному плану. Анализ чистоты снега в разных местах поселка (у клуба, на стоянке машин, около подъездов, у детской площадке, в лесу. У магазинов , у школы, на дороге и т.д) Фотографирование этапов работы. (презентация)
Аудиторные занятия (2 ч):
подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Презентация результатов исследования «Где в поселке самое чистое место»
Мини-конференция «Ваши предложения»
Тема 2. Определение прозрачности воды.
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.
Экскурсия на водоочистительные сооружения. Интервьюирование работников хим.лаборатории ЛПУ о чистоте воды в окружающих поселок водоемах.
Подготовка к выступлению на мини-конференции «Ваше мнение» по теме «Чтобы вода была чистой» (работа с различными источниками информации по предложенному плану)
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Мини-конференция «Ваши предложения»
Раздел: «Воздух, который нас окружает».
Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство), составление плана оформления результатов, распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).
Подготовка выступления по теме: «Как сказывается недостаток кислорода на жизнедеятельности человека» (работа с различными источниками информации по предложенному учителем плану) Встреча в пожарной части поселка. Как потушить огонь. Интервьюирование работников пожарной службы Фото и презентация. Изготовление макета буклета «Берегите леса от пожаров» Исследование.Как измерить загрязнение воздуха? (выдвижение гипотез)
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Мини конференция «Ваше мнение» «Чтобы в классе было больше кислорода»
Раздел: «Дневник наблюдений за погодой».
Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет). Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122). Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах). Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.
Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.
Экскурсия: наблюдение за весенними изменениями в неживой природе.
Исследование « Что рассказал подтаявший сугроб» Наблюдение по предложенному плану. Отчет в виде сочинения
Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Раздел: «Почва и ее состав».
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.
Экскурсия «Почвы нашего поселка» с целью изучения почвы в лесу, в поселке, на огородах жителей поселка (состав, плодородие, экологическое состояние)
Исследование «Где почва кричит: «СОС» Забор почвы около домов. Исследование почвы (запах, прозрачность раствора и т.д) по предложенному плану.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Выставка работ по охране почвы.
Методическое обеспечение
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов
Перед проведением лабораторных и практических работ перед учащимися необходимо четко сформулировать цель проводимой работы, а также значимость получаемых умений. Учителю и учащимся необходимо заранее отобрать необходимое оборудование и изучить детально ход предлагаемой работы.
При проведении экспериментов ученики должны вовремя отслеживать результаты эксперимента, его ход, проводить сравнительные описания
Результаты лабораторных работ, экспериментов должны быть сведены к формулировке вывода, составлению сводной таблицы, либо оформлению графиков. Данные некоторых лабораторных работ и экспериментов должны быть отображены в исследовательских работах кружка.
Лекционный материал:
Что такое экология?
Кислород и огонь. Правила техники безопасности.
Почва- живой организм.
Экскурсии:
Экскурсия «Река, болото, озеро поселка Верхнеказымский»
Экскурсия на ВОС «Как в поселке делают воду чистой»
Экскурсия «Весенние изменения в неживой природе»
Экскурсия с целью изучения почвы в лесу, в поселке, на огородах жителей поселка
Список литературы
Для учителя:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998 .
Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005–137 с.
Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ - М.: Дрофа, 2002.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
Для учащихся:
Прядко К.А., Понятия и определения: Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с. : ил.
Рянжин С.В. Экологический букварь (для детей и взрослых). Санкт-Петербург: Печатный двор, 1994 г.
Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач.кл./ А. А. Плешаков. -8-е изд.- М. : Просвещение, 2006. – 223 с. : ил.- (Зелёный дом).-ISBN 5-09-013501-0.
А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». М.,Мозаика-синтез, 2002,
Электронные ресурсы: 1. Электронное пособие « Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.» 2. sinncom.ru content/ekos/index.htm
15