Рабочая программа кружка по краеведению «Юные краеведы»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Великопольская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано на педагогическом совете №_1___от « 28_»_августа_____2014г.
Зам.директора по ВР
______________/С.В. Садова

Утверждаю
Директор МОУ «Великопольская средняя
общеобразовательная школа»
______ _______ Рыбаков И.П.
«28» августа 2014 г.





Рабочая программа
кружка по краеведению
«Юные краеведы»
на 2014-2015 учебный год



Учитель: Садовина Галина Александровна

Количество часов на год - __34___

Планирование составлено на основе

Примерной общеобразовательной программы для 1-11 классов/сост. Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева.- Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство 2009. – 60с.
(Указать документ)











Рабочую программу составил (а)
_________________________/_Садовина Г.А. _/
подпись расшифровка подписи


Пояснительная записка.

Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.





Данный курс составлен для учащихся 5-6 классов и рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю).
Основные цели курса:
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.

Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
Познакомить учащихся с основами краеведения;
Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
Научить составлять родословные своей семьи;
Познакомить с историей родной школы;
Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;
Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.













Учебно-тематическое планирование кружка
«Юные краеведы». 6 класс.

Наименование тем
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт


Всего
Теория
Практика



Введение
3
1
1 + 1
лекция, практическая работа, экскурсия


Моя семья
5
1
4
лекция, практическая работа, проектная деятельность
Проект «Летопись семьи»

Моя школа
4
2
2
лекция, работа на местности,
план пришкольного участка, сочинение «Моя школа в будущем»

Мой город.
Исторические особенности развития территории
4
1
1 + 2

лекция, экскурсии


История создания села Великополье
2
1
1
лекция, встреча с престарелыми людьми


Планировка и улицы села
4
1
3
лекция, экскурсия, работа над проектом
Проект «Моя улица»

Природные особенности села и прилегающих территорий.
4
2
2
лекция, практические работы
Творческая работа «Анализ погоды»

Национальные праздники села.
3
1
1 + 1
лекция, практ. раб., экскурсия


Народные игры.
3
1
1 + 1
лекция, практ. раб., экскурсия


Обобщение
2

2
создание проекта
Защита проекта «Будущее моего села»

Итого
34






Содержание программы курса «Краеведение».
1.Введение – 3 часа
Цели и задачи курса. Источники информации.
Что такое краеведение. Понятие и структура краеведения.
Организация наблюдений за природой. Ведение календаря природы.
Экскурсия: по селу и окрестностям.

2. Моя семья – 5 часов
Кто мы и откуда. Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи. Профессии родителей.
Родословная: что это такое, как ее составить. Родословная моей семьи.
Конкурс «Летопись семьи» (защита проекта).
Практические работы:
1. Сбор и обработка материалов о фамилиях, именах, отчествах.
2. Составление родословной своей семьи.
3. Защита проектов по теме «Летопись семьи».


3. Моя школа – 4 часа
Где расположена школа. Когда и кем построена школа. Как оборудована. Кто в ней работает. Кто в ней учится. Каковы успехи и достижения учителей и учеников школы. Каковы перспективы школы.
Практические работы:
1. Составление плана школы и пришкольного участка.
2. Сочинение «Моя школа в будущем».

4. Мое село – 22 часа
1) Исторические особенности развития территории – 4 часа
Первое упоминание о селе. Происхождение названия.
События Великой Отечественной войны в окрестностях с.Великополье.
Экскурсии:
1. В школьный краеведческий музей. Встреча с ветеранами.

2). История создания села Великополье – 2 часа
Идея строительства села. Организации – участники строительства. Этапы строительства.

3). Планировка и улицы города – 4 часа
Когда появились названия улиц. Сколько их. Как они называются и почему. Какова планировка села.. Творческая работа «Моя улица».
Практические работы:
1. Путешествие по селу (работа с планом села).
2. Защита проектов по теме «Моя улица».

4). Природные особенности города и его окрестностей – 4 часа
Геологические события на месте села. Геологическое строение, полезные ископаемые. Рельеф. Поверхностные и подземные воды. Особенности климата. Характеристика сезонов года.
Почвы в пределах села и его окрестностях.
Практические работы:
1. Знакомство с горными породами окрестностей села.
2.Систематические метеорологические наблюдения и анализ данных.
3. Составление характеристики сезонов года.

5). Национальные праздники села – 3 часа
Праздники: Рождество, Масленица, Пасха и т.д.
Практическая работа:
1. Особенности классификации праздников. Выход на праздники в селе.
Экскурсия: близлежащих деревень.

6). Народные игры.– 3 часа
Национальные игры, в которые играли наши бабушки.
Практическая работа:
1.игры на свежем воздухе.
Экскурсия: по просторам села.

7). Итоговое занятие – 2 часа
Защита творческого проекта: «Будущее родного села». Подведение итогов за год.









13PAGE 14515


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 315