Урок по светской этике для 4 класса «Защитники Отечества»

Урок по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
4 класс
Тема: Защитники Отечества
Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к защитникам Отечества прошлого и настоящего.
Задачи:
1. Подробнее познакомить обучающихся с жизнью и подвигами защитников
Отечества.
2. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, герой, патриотизм.
3. Создание условий для воспитания интереса к истории родного государства, к ее
героям на примере их служения Родине.
4. Обобщать и систематизировать знания обучающихся о защитниках Отечества на
примере художественных, литературных и музыкальных произведений.
5. Развивать устную речь, познавательную активность, память, воображение обучающихся.
6. Формировать умения работать в паре, в коллективе, умения слушать и слышать других, уважительно относиться к мнению окружающих, умение высказывать и обосновывать свое мнение.

Тип урока: урок по сообщению нового учебного материала.
Виды: самостоятельная работа, беседа, практическая работа.
Форма: урок-исследование.
Методы: метод исследовательских заданий, словесный, наглядный и практический.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
рабочий лист урока, словари, набор пазлов с изображением героев Отечества;
репродукции картин: В.М. Васнецова «Три богатыря», В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», иллюстрация «М.И. Кутузов»;
литературные и музыкальные произведения: фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино», афоризмы А. Невского, Д. Донского, А.В. Суворова;
видеофрагмент из кинофильма С.Эйзенштейна и Д. Васильева «Александр Невский» (музыка С.С. Прокофьева).



















Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Организация рабочего места.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок!
Повернитесь лицом к соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
- А я желаю удачи вам!
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Слайд 1. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова А.С. Пушкина «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно!»
1. Чтение стихотворения З.Александровой «Родина».
- Послушайте стихотворение З. Александровой «Родина».
Учитель: Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Ученик: Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница И ромашковый бугор А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная, Золотая целина Родина бывает разная, Но у всех она одна!
2. Беседа по вопросам учителя.
- Что же такое Родина?
(Это то место, где ты родился и вырос. Для нас это наша страна.)
- Как называется наша страна?
(Наша страна называется Россия)
- Назовите символы России.
(Герб, гимн, флаг)
Кто написал слова и музыку к гимну России?
(Слова – Сергей Михалков, музыку - Александр Александров)
Сколько цветов на российском флаге?
(Три цвета: белый, синий, красный. Российский флаг называется триколором.)
- Что изображено на гербе России?
( На гербе изображен золотой двуглавый орел на красном щите; над орлом - три короны, в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона".
Автор рисунка петербургский художник Евгений Ильич Ухналёв. )
- А какая бывает Родина?
(Большая Родина – это вся наша страна и малая родина – это то место, где человек родился и вырос.)
(Родина бывает любимая, красивая, огромная, своя).
Посмотрите в словаре, который лежит у вас на парте, что такое Родина.
(Читает 1 ученик.)
- Назовите слова близкие по значению к слову Родина?
(Россия, моя страна, государство, родная сторона, родимая сторонушка, отчий край, отеческий край, Отечество, Отчизна)
Прочитайте в словаре, что такое Отечество. (Читает 1 ученик.)
- Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?
( В России мы родились и живем, здесь родились и живут наши родители, раньше здесь жили наши предки)
Слайд 2 . - Давайте прочитаем в нашем рабочем листе, что писал о Родине Константин Дмитриевич Ушинский. (Читает 1 ученик в рабочем листе.)
Родина – это Отечество, Отчизна.
“Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов” (К. Д. Ушинский)
3. Работа с пословицами о Родине.
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
«Родина – мать, умей за нее постоять». Объясни смысл пословицы.
«Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей». Объясни смысл пословицы.
«Первое дело в жизни – служить Отчизне». Объясни смысл пословицы.

III. Постановка темы и целей урока.
Слайд 3. Слушание песни «С чего начинается Родина?»
(На слайде – на фоне картины природы родного края звучит отрывок из песни)
- Внимательно послушайте отрывок из песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса и скажите, о каких испытаниях идет речь?
(Испытания - это войны, когда враг нападает на нашу Родину, хочет захватить наши земли, подчинить себе весь наш народ.)
- Никто и никогда не смог завоевать нашу страну, отнять у нас нашу Родину. Еще издавна, когда случалась такая беда, все люди вставали на защиту родной земли, все от мала до велика боролись за освобождение своего Отечества от врагов.
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О людях, которые защищали нашу землю от врагов, о защитниках нашей Родины, нашего Отечества.)
- Сформулируйте тему урока. (Защитники Отечества)
Сообщение целей урока.
- Сегодня мы подробнее познакомимся с защитниками нашего Отечества, увидим на примере их жизни, как горячо и преданно они любили свою Родину, свой народ.

IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику и заполнение таблицы на рабочих листах.
(На парте – рабочие листы (Приложение 1))
- В ваших рабочих листах есть таблица. В ней не заполнена только одна колонка. Прочитайте ее название. (Защитники Отечества). Нужно вписать имя защитника Отечества в нужную строку в таблице. Мы будем выполнять это задание, работая по учебнику.
На протяжении многих веков нападали на нашу страну враги, хотели захватить ее территорию, чтобы распоряжаться нашими богатствами – лесами, полями, реками, полезными ископаемыми, чтобы установить свои правила и законы, подчинить себе наш народ, хотели стать полноправными хозяевами на нашей земле.
Слайд 4. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри».
- А сейчас посмотрите на картину Виктора Васнецова «Богатыри».
Назовите русских богатырей.
(Прослушивание:
«А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!»)
Народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!
- Запишите в таблицу имена самых известных богатырей на Руси.
-В учебнике на странице 143 найдите последний абзац (13 век). (Чтение статьи учеником.)
- Почему Александра назвали Невским? (разбил шведов на берегу реки Невы)
- В чем заключался подвиг Александра Невского? (князь сам мужественно сражался в первых рядах, был храбрым и умелым полководцем)
- Какими качествами обладал Невский? (храбростью, смелостью, преданно любил свою Родину, свой народ)
Слайд 5. (На слайде – отрывок из фильма «Александр Невский».)
- Послушайте какие слова сказал Александр Невский.
- Запишите в таблицу имя защитника Отечества, дружины которого разбили немецких рыцарей в Ледовом побоище на льду Чудского озера.
- 8 сентября 1380 года на Куликовом поле началась Куликовская битва. А началась она с поединка русского и ордынского богатырей.
Как звали этих богатырей? (Русский богатырь Пересвет и ордынский –Челубей.)
Слайд 6. - Посмотрите на картину Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (горя, сочувствия, т.к. жалко людей, которые погибают на войне).
Давайте обратимся в учебнике к 14 веку и подробнее узнаем о Куликовской битве. (Стр.144). (Чтение статьи учеником.)
- Почему князя Дмитрия назвали Донским? (Куликово поле, на котором князь с войском разбил ордынские войска, находилось у реки Дон.)
Слайд 7. Прочитайте какие слова сказал Дмитрий Донской?
(1 ученик читает на слайде)
- Как вы понимаете эти слова? ( князь Дмитрий Донской был умелым и храбрым полководцем, а полководец должен быть всегда впереди и подавать другим пример)
- Запишите в таблицу имя защитника Отечества, войска которого одержали победу над татаро – монгольской ордой на Куликовом поле.
- Обратимся в учебнике к 17 веку. (Стр. 145). (Чтение статьи учеником.)
Кто руководил народным ополчением?
(городской староста К. Минин и князь Д. Пожарский)
Слайд 8. -Какой праздник связан с освобождением Москвы от поляков?
( 4 ноября – День народного единства.)
- Прочитайте слова на памятнике руководителям народного ополчения, который установлен в Москве на Красной площади.
(1 ученик читает на слайде)
- Запишите в таблицу имена защитников Отечества, возглавивших народное ополчение и освободивших Москву от поляков.
Слайд 9 . Рассказ учителя о детстве Суворова, сопровождаемый инсценировкой отрывка из рассказа.
- Во второй половине 18 века своими подвигами прославился великий русский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов.
Родился Суворов в Москве 13 ноября 1730 года. Отец его Василий Иванович был человеком военным. Мать умерла, когда Александру исполнилось 14 лет.
Александр Васильевич от рождения был худеньким, слабым здоровьем мальчиком, и отец не хотел отдавать его на военную службу. Но мальчик с детства мечтал стать русским солдатом. Едва он научился читать и освоил некоторые иностранные языки, как уже принялся за чтение книг военно-исторического содержания. Из книг он узнал о подвигах великих полководцев, а из рассказов отца знал русских полководцев. Он изучал историю, географию, арифметику, начала философии, самостоятельно – по трудам ученых, а военные науки под руководством отца. Делал планы и зарисовки многих битв.
Мальчик Саша не только сидел за чтением книг, но готовился к военной службе и физически: обливался холодной водой по утрам, много бегал, играл в спортивные игры с дворовыми и деревенскими ребятами.
Но, видя все это, отец ни за что не хотел отдавать сына на военную службу.
Однако труды маленького Саши не пропали зря.
Однажды не далеко от имения Суворовых сломалась карета генерала Абрама Петровича Ганнибала, друга отца Суворова. Не далеко от места поломки он увидел маленькое сражение: на поле дрались деревенские и дворовые ребята. При этом деревенских было больше, они были сильнее и уже начали побеждать. Стало понятно, что деревенские сильно побьют дворовых. Вдруг он увидел, что через все поле на неоседланной лошади несся во весь опор мальчуган. Не доезжая сотни шагов до свалки, этот подросток кубарем скатился с лошади и побежал к дворовым ребятам. Подмога с первого вида и впрямь была неважной: мальчишка был мал ростом, тщедушен и даже можно сказать хил. Едва прискакавший мальчуган вмешался в толпу бойцов, и словно что-то случилось с ними. Из роли побежденных дворовые мальчишки сразу перешли в наступление и с громким криком кинулись на противников. А звонкий ребячий голосок выкрикивал: «Боковик, ходовик, обходная деревня, не сдавай, наваливай». Абрам Петрович заметил, что от дворовых ребятишек отделилось несколько человек, они окружили деревенских и ударили противника сразу с четырех сторон. «Однако, что я вижу,- удивлялся про себя Ганнибал- да ведь это совершенно правильное стратегическое движение, по указаниям военной науки, кто этот мальчик, которому известны тайны стратегии». Деревенские мальчишки побежали врассыпную во все стороны, а маленький стратег, сам не принимавший в свалке ни какого участия, и только распоряжавшийся, кричал своим звонким голосом: « Наседай, преследуй, Прошка, не выдавай, насядь, гони».
Тут к Ганнибалу подъехал его старый друг - Василий Иванович Суворов. Пригласив друга к себе в гости, Василий Иванович рассказал ему о военных увлечениях своего сына и просил поговорить с мальчиком, чтобы тот оставил свои военные увлечения и берег свое здоровье. Ганнибал решил сам посмотреть, как живет мальчик, а потом высказать свое мнение.
Подойдя к комнате мальчика, Абрам Петрович стал невольным свидетелем разговора, доносившегося из-за двери.
Один голос был грубым, другой же звонкий и с оттенком повелительности.
- «Брось же барчук свои книги,- говорил грубый голос – ну, что в них хорошего, сидишь ты время только тратишь, а пойти бы нам на улицу в бабки поиграть, то-то дело, а то книги».
- «Что ты, Прошка, про книги говоришь! Ты скажи - здорово мы сельчан поколотили?»
-«То-то попало им на орехи - будут помнить».
-«А поколотили мы них, потому что я книги читаю. Книги, брат Прошка, великое дело, все в их найдешь, все постигнешь: и как царю служить, и как врагов Отечества колотить».
-«Ну пошел, прийдется тебе врагов-то колотить.»
-«Прийдется, вот посмотри буду генералом!»
-«А никогда ты им не будешь!»
-«А буду!»
- «Нет, не будешь! Папенька не дозволит!»
-«Так как же это, Прошенька, что я генералом не буду? Как же я не буду генералом, когда я хочу этого!».
-«Чтоб стать генералом, нужно сперва сделаться солдатом» - сказал Ганнибал, отворяя дверь, и входя в комнату.
С первого же взгляда Абрам Петрович узнал обоих ребят. Ганнибал сразу же окинул взглядом комнату мальчика. Везде: в шкафу, на кровати, на столе и даже на полу были книги, бумаги, чертежи, карты местности, планы битв.
Ганнибал долго говорил с мальчиком Александром и был поражен его познаниям в истории, географии, а в особенности военного дела. Одиннадцатилетний Саша по просьбе Ганнибала не только показал по валявшейся рядом карте ход Полтавской битвы, но и указал на ошибки русских войск, которыми мог воспользоваться король Швеции. При этом выводы мальчика были абсолютно правильны с точки зрения военной науки.
Абрам Петрович в восторге поцеловал мальчика и настойчиво советовал отцу отдать Александра на военную службу.
Благодаря этому совету и своим настоянием Александр Суворов стал настоящим солдатом.
Даже в старости, будучи уже генералиссимусом, Суворов с гордостью вспоминал, как получил он свою первую награду именно за то, что был лихой солдат
Давайте прочитаем об этом смелом и мужественном полководце.
-На стр. 145 учебника обратимся к 18 веку. (Чтение статьи учеником.)
- Запишите в таблицу имя защитника Отечества, который не проиграл ни одного сражения и вывел свою армию из окружения через перевалы Альпийских гор, где ему и установлен памятник.
Слайд 10. Посмотрите на картину «Переход Суворова через Альпы».
Что помогло Суворову не проиграть ни одной битвы? (он ответственно относился ко всем поручениям, много учился и очень хотел быть военным и защищать свою Родину)
Слайд 11. Какие слова, сказанные Суворовым, стали крылатыми выражениями?
(1 ученик читает на слайде)

Физкультминутка.
- Назовите одежду русских богатырей.
( шлем, кольчуга, пояс, сапоги)
- Давайте отдохнем. Игра на внимание.
Слайд 12. - У Суворова в военном деле был очень способный ученик - отважный, мужественный, храбрый.
Суворов говорил о нем: «Ой, умен, ой, хитер, его никто не обманет».
Это генерал – фельдмаршал М. И. Кутузов. Под его командованием русские войска разгромили французскую армию и одержали победу в Отечественной войне 1812 года.
В прошлом году исполнилось 200 – лет со дня победы в этой войне.
- Сообщение о войне 1812 года и о Кутузове.
Слайды 13-23. Сообщение о фельдмаршале Кутузове. (Выступает 1 ученик.)
- История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Слайд 24. Диафильм «Бородино» (отрывок).
- Запишите в таблицу имя защитника Отечества, славного ученика Суворова, под чьим командованием была разгромлена французская армия в войне 1812 года.
Слайд 25 Проверка правильности заполнения таблицы
(заполненная таблица - на экране). (Приложение 2)
V. Закрепление нового материала.
Слайд 26. 1. Кластер «Защитники Отечества – русские полководцы».
а). Работа в парах:
- Каждой паре такое задание: собрать пазлы, которые находятся у вас на партах в картинку.
(Ребята собирают пазлы с изображением Дмитрия Донского,
Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Александра Суворова, Михаила Кутузова.)
(На доске: цветные портреты этих людей.)
– Назовите защитника нашего Отечества, чье изображение у вас получилось.
б). Самостоятельная работа. (Все работают в рабочих листах, 1 ученик – на экране у доски.)
- В рабочем листе выполните задание: соотнесите портреты русских полководцев
с их именами. (Приложение 3)
в). Беседа по вопросам учителя.
- Скажите, почему всех этих людей называют героями?
(Они защищали свою Родину от врагов, рисковали своей жизнью за спасение жизни других людей, они горячо любили свою Родину.)
-Давайте посмотрим в наш словарь.
- Прочитайте, кто же такие герои. (Читает 1 ученик.)
- Сегодня мы говорили об известных людях, полководцах.
- А можно ли назвать героями простых солдат и всех тех людей, которые мужественно переносили все тяготы военного времени?
- Выскажите свое мнение.
- Победить врага можно только вместе, помогая и поддерживая друг друга, а для этого нужно горячо любить свой народ и свою Родину.
– А как может проявляться любовь к Отечеству?
(Помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких)
г). Игра «Что отдашь Земле родной?»
– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем.
Игра называется «Что отдашь Земле родной?».
Правила игры: Давайте встанем в круг. Каждый должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет.
Учитель: «Начнем с меня. Я учу детей. Хочу, чтобы они много знали и знаниями приносили пользу своей Родине».
«Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»
Каждый ученик говорит и берет предыдущего отвечающего за руку и т.д.
(примерные варианты ответов: когда я вырасту, посажу фруктовый сад, буду строить красивые дома, буду лечить больных, буду помогать людям, я стану военным и буду охранять свою страну, я буду охранять окружающую природу, я буду помогать бездомным животным, я буду растить хлеб, я буду охранять леса от пожаров, я буду шить людям красивую одежду, я буду в детском саду воспитывать малышей и приучать их к порядку и т.п.)
– Спасибо, ребята! (ученики рассаживаются по местам).
- Вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, к своей Родине. Всё это называется патриотизм.
- Давайте посмотрим в наш словарь.
- Прочитайте, кто такой патриот. (Читает 1 ученик.)
- Научить патриотизму нельзя. Любовь к Родине начинается у нас с любви к маме, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

VI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? (Подробнее познакомились с защитниками нашего Отечества, увидели на примере их жизни, как горячо и преданно они любили свою Родину, свой народ.)
- Кто из героев больше запомнился?
- На кого из них хочется быть похожим? Объясните.
- Что вы почувствовали, услышав о подвигах русских защитников Отечества? (гордость за свою страну, за ее героев)
- Чему мы должны учиться у этих людей? (смелости, мужеству, умению так преданно любить свою Родину, свой народ)

- Какой главный вывод мы должны для себя сделать из сегодняшнего урока?
(Мы должны любить и беречь свою Родину, приносить пользу своей стране, а если нужно, защищать свое Отечество.)

VII. Рефлексия.
- У вас на парте треугольники.
- Оцените ими свою работу на уроке. Выскажите свое мнение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

VIII. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
- На следующем уроке мы будем говорить о защитниках нашей Родины в Великую Отечественную войну в 1941- 1945 годах.
1. Опережающее задание.
- Поговорите с родителями и узнайте, кто в вашей семье защищал Родину в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годах. Расскажите о них.
2. Разгадайте кроссворд и узнайте главное слово для всех защитников Отечества и всех нас.
Слайд 27.
Учитель: «Все может родная земля! Может накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой и только защитить сама себя она не может. Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой!» (Митяев А.)
- Молодцы! Спасибо всем за урок!
Приложение 1
Рабочий лист урока

Век
происхо-
дящих событий
Сражения.
Войны.
Происходящие события.
Защитники Отечества
Крылатые выражения.
Известные высказывания.


До 13 века
Освобождение Древней Руси от врагов земли русской.

«А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!»

XIII
(13) век
1240 г. Битва на берегу реки Невы со шведами.
1242 г. Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими рыцарями.

«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

XIV
(14) век
8 сентября 1380 г.
Битва на Куликовом поле (у реки Дон) с татаро – монгольской ордой.

«Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим»

XVII
(17) век
1612 г. Освобождение
Москвы от поляков
(народное ополчение).

«Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

XVIII
(18) век
Переход
русской армии
через перевалы Альпийских гор. Победа в каждом сражении.

«Побеждают ни числом, а уменьем».

«Тяжело в учении, легко в бою».


XIX
(19) век
26 августа 1812 г. Бородинское сражение
(у деревни Бородино)
в Отечественной войне
1812 года с французской армией.

«Ой, умен, ой, хитер, его никто не обманет».

«Пришел Кутузов бить французов».




Приложение 2

Век
происхо-
дящих событий
Сражения.
Войны.
Происходящие события.
Защитники Отечества
Крылатые выражения.
Известные высказывания.


До 13 века
Освобождение Древней Руси от врагов земли русской.
Богатыри:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алеша Попович
«А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!»

XIII
(13) век
1240 г. Битва на берегу реки Невы со шведами.
1242 г. Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими рыцарями.
Князь Александр Невский
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

XIV
(14) век
8 сентября 1380 г.
Битва на Куликовом поле (у реки Дон) с татаро – монгольской ордой.
Князь Дмитрий Донской
«Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим»

XVII
(17) век
1612 г. Освобождение
Москвы от поляков
(народное ополчение).
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и городской староста
Кузьма Минин
«Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

XVIII
(18) век
Переход
русской армии
через перевалы Альпийских гор. Победа в каждом сражении.
Русский полководец, генералиссимус
Александр Васильевич Суворов
«Побеждают ни числом, а уменьем».

«Тяжело в учении, легко в бою».


XIX
(19) век
26 августа 1812 г. Бородинское сражение
(у деревни Бородино)
в Отечественной войне
1812 года с французской армией.
Ученик Суворова,
генерал – фельдмаршал
Михаил Илларионович Кутузов
«Ой, умен, ой, хитер, его никто не обманет».

«Пришел Кутузов бить французов».








Приложение 3
Рабочий лист урока

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 князь Александр Невский

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 фельдмаршал Михаил Кутузов

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 городской староста Кузьма Минин и князь Дмитрий
Пожарский
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 генералиссимус Александр Васильевич Суворов

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 князь Дмитрий Донской

15