Конспект внеклассного мероприятия на тему « Поступки твои и других».

Внеурочная деятельность. Курс «Дорогою добра». 2 класс.
Тема: « Поступки твои и других.
Цели:
1. Способствовать формированию умения выделять нравственную сторону поступков.
2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
3.Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).
Коммуникативные УУД: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.


Ход занятия:
1.Организационный момент.
Если хмуримся с утра,                                        
         Нам поможет доброта.            Ну-ка, дети, соберитесь,                                          И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись?
-Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!
-Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 
(Звучит песня «Улыбка»)

Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. (выдёргивают карточки)
Учащиеся рассаживаются по группам: «Доброта», «Милосердие», «Уважение », «Радость»).

2.Сообщение темы и цели занятия.
- Мы с вами разделились на 4 группы.
-На какие?

-На занятии мы будем говорить о поступках ваших и других людей, будем учиться дарить людям радость своими поступками, быть внимательными, будем учиться общаться.

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия?
- Попытайтесь её сформулировать?

- Тема нашего занятия: Поступки твои и других людей.

- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно рассматривать добрые и недобрые поступки, знать правила вежливости?
(Предполагаемые ответ: чтобы мы стали лучше, добрее, терпимее друг к другу.)

-Прочитаем девиз нашего занятия:( на доске)
Чтобы радость людям дарить,
Надо добрым и вежливым быть!

- Ключевое слово сегодня: доброта?
- Что же такое доброта?
Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

Работа в группах (каждая группа расшифровывает слово Доброта)
- Каждое слово несет в себе определенную информацию. Расшифруйте, пожалуйста, это слово.
-Подберите слова на каждую букву этого, которые обозначают добрые поступки.

Д – добродушный, добрый, доверчивый О – открытый, отзывчивый Б – благотворительный, благотворящий, благородный Р – решительный, радостный О - ответственный Т – толерантный, терпеливый, трогательный А – активный

Проверка работы в группах.(зачитывает 1 ученик из каждой группы)

3.Путешествие
- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие .
-Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях (напечатать)
“Море Вежливости”.
“Остров добрых людей”.
“Непроходимое болото трудных задач”.
“Опушка сказочных героев”.
“Озеро добрых поступков”.

1 остановка « Море вежливости»
-Что такое вежливость?
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
-Какие правила вежливости вы знаете?

- У вас на столах лежат конвертики со словами, из которых вы должны составить правила вежливости. У каждой группы по 1 правилу.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
Не отвечай на грубость грубостью.

Игра “Вежливо невежливо”
-Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо» и выполняйте движения головой: кивок или повороты в стороны.
Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Говорить: «Спасибо» за подарок?
Обозвать обидным словом соседа?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Помогать родителям?
Помочь подняться по лестнице. Не вставать на обращение учителя. Свистеть, кричать, шуметь в школе. Уступить место старшим. Попрощаться уходя. Обижать младших. Пожилых уважать.
Уважать желание других?

- Остановимся на последней фразе.
-В каждом классе есть ребята, которые забывают об этом правиле: пристают к другим детям и заставляют их делать то, чего они не хотят.
-К чему это приводит?
(Предполагаемый ответ: к дракам, ссорам)
-Убедимся в этом ещё раз.

«Хочу бодаться» (басня С.Михалкова)
-Послушайте басню.

Это был ужасно приставучий козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
- Хочу бодаться! Давай бодаться!
- Отстань от меня! – сказал индюк и важно отошёл в сторону.
- Давай бодаться! – пристал козлёнок к поросёнку.
- Отвяжись! – ответил поросёнок и зарылся пятачков в землю.
Подбежал козлёнок к старой овце.
-Давай бодаться!
- Отойди от меня! - попросила овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
- А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала овца, а сама отошла в сторону.
Увидел козлёнок щенка.
- А ну! Давай бодаться!
- Давай! – обрадовался щенок и больно укусил козлёнка за ногу.
-Постой! – заплакал козлёнок.- Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
- А я хочу кусаться! Ответил щенок и ещё раз укусил козлёнка.

- Какой сделаем вывод? Над чем заставляет нас задуматься эта басня?
(Нельзя приставать к детям и делать то, чем они не хотят заниматься)
- Какого человека можно назвать вежливым? (Вежливый человек- человек, который знает и употребляет, вежливые, добрые слова).

2 остановка «Остров добрых людей»
- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

- А сейчас послушайте небольшой рассказ и попытайтесь ответить на вопрос: каким может быть человек?

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
 – Что это за человек? – спросил внук деда.
 – Это не человек, – ответил дед.
 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
 – Что это за человек? – спросил внук деда.
 – И это еще не человек, – ответил дед.
 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
 – А это что за человек? – спросил внук.
 – Обыкновенный человек, – ответил дед.

Анализ рассказа:
- Понравился ли вам рассказ?
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
- Каким еще человеком его можно назвать? 
- Чему нас учит эта история?

3 остановка «Непроходимое болото трудных задач»
- Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете к сожалению бывает и зло.
- Что такое зло?
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
- А коль существует добро и зло, значит люди могут совершать добрые и недобрые (злые) поступки.

- Наша 4 остановка называется «Непроходимое болото трудных задач».
-Чтобы перебраться через него надо решить задачи.
-Это будут не математические задачи, а жизненные.
- Но я думаю, что вы с ними справитесь без труда.

(Каждая команда получает задачу , анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.)

1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод.
Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?

2 .Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?

3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?

4.Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба. Как вы думаете, ребята?

4 остановка « Опушка сказочных героев»
- Ребята, а вы любите сказки?
- В них встречаются добрые и злые герои.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой.
-Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
- Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.
(Белоснежка, Баба Яга,  Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)         

5 остановка « Озеро добрых поступков»
-Как вы думаете легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

- Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)
- Надо ли стесняться быть добрым?
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
  - На доску я вывешу слова, которые обозначают «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).
 
 - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы поступков с «добром» было больше.
-Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, вы называете свой поступок, а я снимаю – злой.

-  Вот видите, ребята, и зло можно победить .
-Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.)

4.Подведение итогов
- Наше занятие подошло к концу. Подойдите ко мне и встаньте в круг.
- Вам понравилось наше занятие?
- Что больше всего запомнилось?
- У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

В конце хочу прочитать такие строки:

Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто. Направь шаги Тропою ДОБРОТЫ И радость помоги найти кому-то.

Песня «Что такое доброта»




15