Урок внеклассного чтения Человек рожден,чтобы думать


«Человек сотворен, чтобы думать …»
Чос Л.Н.
(урок внеклассного чтения для 7-8 классов)
Цели:
1) обогащение литературного кругозора и нравственного опыта учащихся;
2) «воспитание от противного»: учить ребят не поступать так, как герои произведения И.С. Тургенева «Дурак», а думать…; над словами и поступками ограниченных людей не смеяться, но и не подражать им в жизни, извлекать для себя из художественной литературы нравственные уроки.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка», портрет И.С. Тургенева, на доске и на партах карточки с записанными пословицами на тему урока.
На доске тема урока и эпиграф:
«Но быть человеком – не так это просто.
Но быть человеком – геройство в наш век!
О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:
Храни человечность свою, человек!»
И. Бехер
I. Вступительное слово учителя
- Что сегодня с нами происходит? Живем непросто, часто даже страшно. Может, слово какое-то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубочек, который ведёт нас к Истине? Что же является основой нашей жизни? Чем живут люди? Для чего рождается человек?
- Перед вами карточки с пословицами, отметьте те, которые тематически подходят к названию нашего урока «Человек рожден, чтобы думать».
1. Ума на деньги не купить.
2. Враньё не введет в добро.
3. Как прожил, так и прослыл.
4. Трудно найти, легко потерять.
5. Не имя красит человека, а человек имя.
6. Умный уступает.
7. Умный товарищ – половина дороги.
8. Поделом тебе, поделом!
9. Ум без разума беда.
10. После беды за ум берутся.
- Аргументируйте свой выбор, объясняя смысл пословицы. Чем же отличаются друг от друга понятия «ум» и «разум»?
А теперь познакомимся со стихотворением Ю.Кузнецова «Атомная сказка».
II. Чтение стихотворения учителем и диалоговая форма обучения.
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы,
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! –
Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Произвело ли на вас впечатление?
- Откуда Ю. Кузнецовым взят сюжет для своего стихотворения?
- Давайте сравним русскую народную сказку и стихотворение Ю. Кузнецова? Что вы обнаружили? (Одинаковое начало, но исход событий различен: герой сказки завернул лягушку в платок и принес домой, признал её своей судьбой. Герой стихотворения – человек практичный: положил лягушку в карман – пригодится… В сказке лягушка сбрасывает кожу и становится царевной. В стихотворении герой вскрывает «белое царское тело» и пропускает электрический ток…)В сказке Иванушка-дурачок – простодушный, добрый, наивный послушный сын. Уменьшительно ласкательные суффиксы подчеркивают это, а в стихотворении он просто дурак, это характеристика неумного человека, совершившего насилие, жестокость. Ради эксперимента современный дурак замучил лягушку до смерти.
Долгие муки лягушки – и «счастливое лицо дурака…». «Правое дело» - убийство.
Народная сказка добра, у неё счастливый конец. «Правое дело» Иванушки-дурачка – исправить допущенную ошибку, вернуть потерянную жену!
- Скажите, сравниваются или противопоставляются народная сказка и сказка Ю. Кузнецова?
- «Человек рожден, чтобы думать» - утверждал философ Блез Паскаль. Человек стремился расширять свои познания разными путями. Иногда цена выбора слишком велика…
И все же люди стремились узнать всё больше, а для этого поднимались на самодельных крыльях в небо; опускались в море; бороздили океаны…
Жажда новых знаний двигала человеческую жизнь вперёд.
Многие литературные герои совершали удивительные путешествия в поисках новых знаний. Кого из них вы узнаете?
Викторина «Удивительные путе-шественники»
- Этот герой побывал в Лилипутии. (Гулливер)
- Этот герой плавал на подводной лодке «Наутилус» (капитан Немо)
- Этот герой во время путешествия попал на необитаемый остров и прожил там 28 лет (Робинзон Крузо)
- Этот герой летал на пушечном ядре (Мюнхгаузен)
- Этот герой с чудесным голосом попал в страну Врунов (Джельсомино)
- Этот герой спасся чудом, побывав на острове циклопов (Одисей)
- Этот герой совершил путешествие с дикими гусями (Нильс)
- Этот герой совершил опасное путешествие на остров Сокровищ (Джим Хокинс)
III. Вхождение в тему урока.
Герой Джанни Родари Джельсомино побывал в стране Врунов, где в магазине под вывеской «Канцелярские товары» продавался хлеб, а под вывеской «Хлеб» - канцелярские принадлежности: чернила, ластики, карандаши.
Герой Франсуа Рабле Пантагрюэль тоже побывал в странном королевстве, которое поразило его множеством нелепостей, например, там распахивали песчаный берег моря плугом, которые тащили лисицы; стригли шерсть ослов; собирали с терновника виноград, с репейника - клюкву, ловили сетями ветер; резали ножом огонь, а воду носили решетом.
- Как же можно назвать эту страну? (Дурляндия, Глупляндия, Страна Дураков…)
- Кого обычно называют дураками?
- Встречаются ли в жизни такие люди?
- Тема дураков и дурачества чрезвычайно популярна в литературе.
- Вспомните, в каких сказках главный герой – дурак? (Хоть часто и мнимый)
- Вспомните, какие пословицы о дураках вы знаете?
1. Всех дураков на свете не перечтёшь (русская)
2. Дурак на дураке едет и дураком погоняет (русская)
3. Дуракам закон не писан (русская)
4. Заставь дурака богу молиться – он и лоб расшибет (русская)
5. На наш век дураков хватит (русская)
6. Дурак дома, дурак в людях (русская)
7. Дурак мелет, а умный верит (русская)
8. Дурак опаснее врага (русская)
9. Дураку, что глупо, то и любо (русская)
10. Дураки толпами ходят (русская)
11. Дурака учить – мёртвого лечить (грузинская)
12. Свяжись с дураком – сам дураком станешь (русская)
- Как вы воспримете утверждение о том, что, «… каждый человек хотя бы в течение пяти минут в день бывает дураком?»
- Часто бывает так, что человек себя считает УМНЫМ, а о других думает по-разному…
- А бывает так, что человек считает себя дураком, а других умными?
- Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда хотелось воскликнуть:
«Боже, какая я дура!
Боже, какой я дурак!
Как я не подумал (а)?»
Оказывается, что из умных легко можно попасть в дураки. А вот, как вы думаете, может ли случиться противоположное: дурак прослывёт за умного?
Сейчас вы прослушаете стихотворение в прозе И.С. Тургенева, оно называется «Дурак».
Задание:
- Определите, в каких строчках стихотворения содержится его мораль.
- Запишите вопросы к нему.
IV. Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Дурак».
V. Обмен впечатлениями
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
- Поделитесь впечатлением от услышанного.
- Передайте вопросы, которые вы записали во время прослушивания стихотворения в прозе И.С. Тургенева.
VI. Слово учителя.
- Последние произведения И.С. Тургенева, а именно к их числу относится цикл «Стихотворения в прозе» (1877-1883 гг.) полны раздумий о судьбах Родины, о быстротечности человеческой жизни, о связи природы и разума. Разум и ум … в поле зрения автора.
«Стихотворения в прозе» - лирические произведения. При создании их И.С. Тургенев использовал всё интонационное богатство, ритмическую гибкость, музыкальность, возможность выразить в прозе тончайшие смысловые нюансы – одним словом, все свойства русского языка, которые позволяют, не прибегая к размеру и рифме, выразить все душевные движения, напрямую обратиться к миру чувств читателя.
«Непритворная моя грусть … при тех проблемах, что волнуют меня,
горестны и безотрадны мои чувства.
И между тем я тешусь, разговаривая
с читателем, хотя бы звоном и созвучием слов…», - писал И.С. Тургенев (стих «Кубок»)
- Почему горечь переполняла писателя, когда он писал одно из стихотворений «Дурак»?
VI. Анализ содержания стихотворения. Работа с текстом.
- Как вы понимаете смысл названия стихотворения?
- Что мы узнаем о прошлом дурака?
- Как воспринял дурак слухи о том, что он «безмозглый пошлец»?
- О чем стал печалиться?
Вспомните слова Паскаля в названии нашего урока: «Человек рождён, чтобы думать…»
- Какая мысль озарила «умишко» дурака?
- О чём ему следовало бы подумать?
- Все ли мысли, рождающиеся в уме, надо претворять в жизнь?
- Удалось ли дураку изменить о себе мнение? Как это ему удалось, какие методы он использовал?
- Что обеспечило дураку всеобщее признание? Можно ли назвать дурака хитрым, а людей вокруг умными?Вывод учителя:
Всеобщее признание обеспечила дураку трусость. Трусость – это повиновение страху: содрогание организма, подчиняющее всякое движение души и тела. Люди пасовали перед наглостью дурака. Тургеневский дурак хитрый, он придумал ход, при помощи которого можно изменить о себе мнение. Люди, которые окружают дурака, вряд ли умны. Умные люди не откажутся трусливо от своих убеждений, они будут их отстаивать.
Умный человек не будет благоговеть перед дураком, как это делают герои стихотворения, испугавшись вдруг показаться «отсталыми».
- Какую фразу вы считаете моралью стихотворения?
- Да, трусы допустили сведение ситуации до того, что дурак стал в газете заведовать критическим отделом и стал критиковать всех и всё. А все боятся его, боясь попасть в немилость, и благоговеют перед дураком. Истинно: «Житьё дуракам между трусами». (Мораль)
- Можно ли эту фразу соотнести с нашим временем?
Есть такая пословица: «Людей много, а человека нет».
- Как вы её понимаете?
А эту:
«Образ человечий, а думка скотская?»
Ум и дума – это первое, что определяет человека. «Верить себе, жить по совести, отвечать за свои слова и поступки – это по-человечески» (Л.Н. Толстой).
Но быть человеком – не так это просто.
Но быть человеком – геройство в наш век!
О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:
Храни человечность свою, человек!
(И.Бехер)
VIII. Д/з. Подготовиться к написанию творческой работы по теме: «Что значит быть человеком?»Литература:
1. Избранные произведения И.С. Тургенева. М., Художественная литература, 1989 г.
2. // Уроки литературы №9, 2006 г. Ст. Аксёновой Л.А. «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева», стр. 10-12.
3. «Русские пословицы и поговорки». Серия «Классики и современники» под редакцией В.П. Аникина. М., «Художественная литература», 1988 г.