Программа бесед — консультаций для родителей будущих первоклассников: «Учимся вместе или учимся вместо?»
Программа бесед - консультаций для родителей будущих первоклассников: «Учимся вместе или учимся вместо?»
Цель программы: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи программы:
Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
План проведения бесед – консультаций
№
Тема
Сроки
1
Готовы ли мы к новой роли - родители первоклассника?
апрель
2
Легко ли быть первоклассником?
апрель
3
Как помочь первокласснику успешно начать обучение?
май
4
Отношение к успехам и неудачам первоклассника
май
Тема: «Готовы ли мы к новой роли - родители первоклассника?»
Содержание работы: проведение диагностики и обсуждение результатов.
Примерная анкета.
1. Что для Вас означает выражение «Уметь учиться в школе»
2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? Если да, то в чем она проявляется?
3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы: усилите требовательность и контроль, возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите своё участие.
4. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? Почему Вы так считаете?
5. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у вас интерес?
Тест 1 «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу»
Этот краткий тест дает представление о психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблемы школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Заполните, пожалуйста. Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1
2
3
4
5
1/
2/
3/
4/
5/
6/
7/
8/
9/
10/
11/
12/
13/
14/
15/
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
Обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
Тест 2 «Готов ли ребенок к школе?» (интеллектуальная готовность)
Данный тест подскажет Вам, достаточно ли знаний у Вашего ребенка, чтобы преодолеть трудности школьного обучения.
1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
Если оно составляет
15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов – Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Если результаты теста Вас несколько тревожат, Вы можете обратиться к педагогу - психологу
Тема: «Легко ли быть первоклассником?»
Содержание работы: лекция учителя и обсуждение возникших вопросов.
Существует такое состояние - "выученный неуспех" - когда ученик заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Причина – завышенные требования родителей. Это может быть позиция «нужна только пятерка», или родители чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше, или специально занижают достижения способных детей, чтобы те не загордились. Так школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей, перестает верить в свои силы, теряет интерес к интеллектуальной или творческой деятельности, не получает удовольствия от своих успехов.
Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и необходимо делать все только «на отлично». Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. ("Это еще хорошо, что учительница считает, что это хорошо, я бы это оценил ниже").
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника, и т.д.
Стимулирование развития произвольности
Важно поддерживать развитие самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого только после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает противоположный эффект – привыкание к помощи и снижение инициативы. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
В процессе усвоения ребенком социальных норм и правил следует избегать авторитарного насаждения дисциплины. Нужно аргументировать то или иное правило, рассказывать ребенку о возможных последствиях его действий для других людей.
Для стимулирования развития произвольности можно увеличивать степень участия ребенка в важных для него делах и постепенно разделять с ним ответственность. Например, это может касаться собирания портфеля, заведения будильника. Так постепенно ребенок сможет делать это (и многое другое) самостоятельно.
Межличностные отношения
Социальные связи ребенка с миром расширяются, его опыт общения со сверстниками и взрослыми обогащается. Очень значимой становится внешняя оценка – признание и одобрение значимых других.
Детский коллектив
Принятие расширяющегося социального мира ребенка, доброжелательность к новым друзьям ребенка, прогулкам, запаздыванием из школы и пр., позволять приглашать в гости, отпускать в гости к другим детям.
Первый сосед по парте важен для того, как ребенок вольется в коллектив и какую роль в нем займет. В этом возрасте проявляется подражание сверстникам, соревновательность в отношении с ними. Ребенок может стремиться действовать как друг, не отставать от него. Это можно обсудить с учителем. Ведь учитель организует совместную деятельность и общение детей, выделяя кого-то в качестве образца, комментируя их суждения, друг о друге; дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку индикатор отношений к нему и его одноклассников.
Учитель
Родитель перестает быть абсолютным авторитетом, образцом; эту роль принимает учитель. Задача родителя – стать на позицию сотрудничества, сочувствующего советчика и помощника. Не противопоставленный образец, но равный, хотя старший и более опытный; это создает предпосылки того, что ребенок будет советоваться и принимать помощь в трудных ситуациях.
Необходимо относится к требованиям и новым обязанностям ребенка так же серьезно, как и сам ребенок. Ребенок не умеет выделять приоритеты, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь, цветные карандаши, спортивная форма, цветок, который вы обещали принести в класс; он может отреагировать очень эмоционально, если родитель не смог, забыл, и пр. Учительница для ребенка, особенно в первое время, «самая-самая», негативизм или небрежное отношение к ее требованиям затруднит ребенку его самоопределение в статусе ученика.
Необходимо установить контакт с педагогом, участвовать в жизни класса, прислушиваться к ее советам.
Необходимо согласовать с учителем критерии хорошего и плохого, требования к ребенку. Требования правил и норм поведения не должны зависеть от настроения взрослого или носить эпизодический характер. Дети в начале школьной жизни настроены на следование требованиям учителя; учитель должен быть последователен в своих требованиях. Кроме этого, требования в семье (принятые нормы поведения и пр.) не должны сильно отличаться от требований школы. Это стоит обговорить с учителем.
Не нужно также пытаться подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу).
Особо оговорить нужно ситуацию, когда ребенок до школы воспитывался дома, где его опекали и все позволяли; может возникнуть конфликт с учителем, когда ребенок попытается, как дома, капризничать, настаивать на своем, требовать повышенного внимания, и пр. В этой ситуации не стоит сразу обвинять учителя в нелюбви к ребенку, спокойно разобраться в ситуации, но в отсутствии ребенка. Не стоит при ребенке эмоционально обсуждать несправедливость педагога, искать другой класс, пр. Все это только усложнит адаптацию ребенка к школе.
Таким образом, учитель – олицетворение общества, транслирующее систему норм, прав и обязанностей, критериев оценки и пр.; семья выполняет функцию поддержки в овладении и освоении этого всего. Ребенок нуждается в уважении к его новой позиции, обязанностям и пр., интереса к школьным делам, а также поддержки, радости успехам, помощи в трудных ситуациях. Но при этом учебные дела ребенка не должны быть в центре забот всей семьи.
Тема: «Как помочь первокласснику успешно начать обучение?»
Содержание работы: лекция и обсуждение возникших вопросов.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
интеллектуальный
эмоциональный
социальный [4].
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении [1].
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное [1].
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно [3].
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Тема: «Отношение к успехам и неудачам первоклассника»
Содержание работы: лекция и обсуждение рекомендаций.
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи на этом поприще.С первых дней учебы нашему маленькому ученику придется столкнуться с достаточно серьезными трудностями: перестроиться на режим дня школьника; изменить игровой вид деятельности на учебный; усвоить огромное количество новой информации, которой нельзя сразу поделиться; сдерживать охватывающие эмоции; слышать только учителя, а не соседа по парте; сидеть целый урок, когда хочется уже поиграть, да и вообще – просто трудно сидеть; справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться веселым, активным и жизнерадостным.Но не только для маленького первоклассника начало учебы является новым и важным испытанием. Этот долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. И кому, как не нам, родителям помочь малышу преодолеть трудности в начале такого большого пути, как школьная жизнь. Согласитесь, и у нас, взрослых иногда бывают такие моменты в жизни, когда нужна поддержка. И новоиспеченным первоклассникам она необходима. Давайте задумаемся о нашем отношении к детским успехам и неудачам: можем ли мы вникнуть в школьные проблемы малыша, правильно ли мы их воспринимаем. К сожалению, если случаются неудачи в учебе, мы, родители часто болезненно их воспринимаем, чрезмерно беспокоимся и спешим выразить свое недовольство ребенку.
Таким образом, добавляем своим детям еще одну проблему: в школе - трудности, дома - непонимание. Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе.
Перед первым сентября
Режим дня. Ребенка необходимо подготовить к режиму дня, которому ему нужно будет следовать. Некоторые родители балуют ребенка вплоть до 31 августа, позволяют вставать, ложиться спать, есть, когда ему захочется. И потом вдруг 1 числа начинается строгий режим подъемов, отбоев и приема пищи. Это дополнительный стрессогенный фактор. Необходимо за некоторое время подготовить ребенка к распорядку дня ученика. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Удачная идея – сходить «теплым летним вечером» в здание школы, познакомить ребенка с ним. Показать классы, парты; рассказать, что он будет здесь делать. Если есть возможность, можно познакомить ребенка с учителем. Тогда 1-го сентября он увидит свою учительницу не в первый раз, а уже будет знать «Мариванну», знать, что она хорошо к нему относится.
Школьные принадлежности. Если ребенок видит свои школьные принадлежности впервые утром первого сентября, то он потратит много времени в классе на то, чтобы выяснить, как что открывается и закрывается, и т.д., приспособиться к ним. Ребенку нужно привыкнуть к вещам. Не стоит также покупать звучащие предметы, или очень яркие (отвлекающий момент, особенно если у всех 30 чел.). Чем проще принадлежности, тем проще ребенку будет в классе.
Коллектив детей. Перед первым сентября стоит поговорить с ребенком об этом: «Ты придешь в школу, у тебя появятся новые знакомые и друзья, у вас будут общие занятия, интересы»
Конечно, не нужно представлять все в слишком розовом свете (чтобы избежать разочарования), но и пугать и в красках живописать трудности учения тоже нельзя. Нужно найти золотую середину, и главное – проговорить, что родитель всегда поддержит ребенка в сложной ситуации и поможет. Перед первым сентября полезно подойти к будущему учителю, обсудить здоровье ребенка, его индивидуальные особенности [8].
Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.
1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»
2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного "завтрака ему придется много работать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, "предупреждая": "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "чтобы сегодня не было плохих отметок" ит.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
5. Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?". Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.
7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
8. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.
9. Во время приготовления уроков не сидите "над душой", дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка ("не волнуйся, все получится", "давай разберемся вместе", "я тебе помогу"), похвала (даже если не очень получается) - необходимы.
10. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "если ты сделаешь, то...", порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
11. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье, с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдёте много полезного.
13 Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти, В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели-трудности учебы
15. Помните, что даже "совсем большие" дети (мы часто говорим'- "Ты уже большой" 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным [7].
12 советов родителям будущих первоклассников:
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.
Все это как у взрослых, но личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними занятиями с ребенком этого учебными достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!»
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения
Список литературы
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 144 с.- (Дошкольное воспитание и развитие).
Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись, играя. - Харьков: Фолио, 1997.-168с.
Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 г. – 150 с.
Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 2008.-270с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 2004. – 192 с.
Интернет – ресурс Детский портал безопасности «ОБЖейка». Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет – ресурс. Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15