Как обеспечить перенос фонетических, лексических, грамматических навыков, навыков устной речи и чтения на формирование навыков письма и письменной речи в английском языке.

Как обеспечить перенос фонетических, лексических, грамматических навыков, навыков устной речи и чтения на формирование навыков письма и письменной речи в английском языке.

На различных этапах обучения английскому языку - очень важен комплексный подход в обучении, когда все аспекты языка (фонетика, грамматика, говорение, лексика, чтение, аудирование, письмо) изучаются во взаимосвязи.
Обучению письму на английском языке нужно уделять не меньшее внимание, чем другим компетенциям, ведь письменная речь неразрывно связана с устной речью. Важность владения правильной английской письменной речью заключается в том, что на письме мы не можем передать ни интонации, ни эмоции, поэтому информацию придется доносить до собеседника, используя лишь грамматические средства английского языка.
В течение длительного времени обучению письму при изучении английского языка уделялось недостаточно много внимания. Со временем, преподаватели-лингвисты пересмотрели такой подход, ведь правильное изучение иностранного языка – это овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, и конечно – письмо). Современные методики основаны на принципе устного опережения, но это не значит, что обучение письму должно уделяться недостаточно внимания.
Сегодня принято разделять понятия письмо и письменная речь. Письмо – это навык использования орфографической и графической систем иностранного языка, а письменная речь – это умение правильно выражать мысли в письменной форме. Именно обучение письменной речи уделяется особое внимание, поскольку, как правило, люди, изучающие английский язык, навыки использования графической системы приобретают достаточно быстро. С орфографической системой дело обстоит сложнее, но для преодоления трудностей существует масса упражнений, помогающих сформировать этот навык.
Также существует большое количество упражнений для обучения письму. Многие из них представлены целыми комплексами, которые помогают сформировать навыки письма и постепенно их совершенствовать.
Обучение письму должно происходить одновременно с обучением другим видам речевой деятельности. Именно поэтому особенно эффективными считаются упражнения на письмо связанные с другими видами речевой деятельности. Например, если это аудирование - обучающим можно предложить написание изложения, диктантов разного уровня сложности, выполнение заданий на основе прослушанного текста, заполнение таблиц и пропусков, после прочтения текстов обучающимся предлагается выполнение заданий в письменной форме на понимание, задания лексического и грамматического характера, ответы на вопросы, сочинение концовки текста, написание сочинения на заданную тему на основе прочитанного материала.
Если вид речевой деятельности связан с говорением, обучающие могут выполнять различные письменные задания – групповое или парное обсуждение с записью аргументов сторон, интервью с последующей записью информации, сформулировать вопросы на основе услышанного и т.д.
Для формирования графико-орфографического аспекта письменной речи и переноса фонетических навыков на навыки письма, можно использовать следующие упражнения: напишите букву, многократно повторяя ее в изолированном положении в сочетании с другими указанными буквами; расположите все буквы в алфавитном порядке и запишите их; соотнесите печатные буквы с письменными; найдите данную букву в словах, выпишите эти слова; соотнесите транскрипцию с указанными словами, напишите слова в необходимом порядке; сгруппируйте слова по звукобуквенным соответствиям; к транскрипции слова подберите его написание; к слову подберите его транскрипционное обозначение; сгруппируйте слова по буквам алфавита.
Для того чтобы научить учащихся использовать письмо в коммуникативных целях необходимо сформировать навыки, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главной особенностью упражнений, формирующих речевые навыки, состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания, которому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом. Для этого можно использовать разнообразные письменные тренировочные упражнения: ответьте на вопросы в письменной форме; выберите и запишите правильный ответ на вопрос (из списка); соотнесите утвердительные предложения с вопросительными, отметьте различия в порядке слов; поставьте вопросы к выделенным словам в предложении, определите тип вопроса; поставьте вопросы к предложению, запишите их.; вставьте в предложения необходимые слова, используя в качестве подсказки русские слова; составьте предложения по образцу; трансформируйте прямую речь в косвенную и наоборот; выпишите из текста предложения, иллюстрирующие определённые грамматические явления; составьте связный текст из данных предложений и другие упражнения.
Для совершенствования навыков аудирования, восприятия иноязычной речи на слух полезными будут такие упражнения, как: составьте конспект прослушанного текста по заранее предложенному плану (ключевым словам, тезисам); дополните предложения, используя содержание информации в процессе её прослушивания; Расставьте предложения в том порядке, в каком они следуют в тексте; в процессе восприятия текста на слух, запишите ответы на предтекстовые вопросы; в процессе прослушивания текста сообщения запишите материал для последующего его воспроизведения; в соответствие с указанной задачей запишите интересующую вас информацию.
Полезны речевые упражнения для обучения написанию письма, например: выпишите из письма различные способы выражения благодарности и признательности; определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; с выражением благодарности, поздравление, приглашение и т.д.); составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию написания письма; составьте письмо по плану, используя образцы ключевых фраз и слов; проанализируйте несколько писем по вопросу оформления, найдите и исправьте ошибки; определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности и т.д.).
Для формирования навыков письма также весьма актуальны упражнения на перевод с русского языка на английский язык, например: выполните письменный перевод отдельных предложений; выполните последовательный перевод устного сообщения на основе письменных заметок; выполните письменный пересказ русского текста на английском языке; составьте аннотацию русского текста на английском языке; переведите фрагменты текста с русского на английский язык, используя список слов по теме; выполните письменный переводной диктант.
Для переноса грамматических навыков на формирование навыков письма и письменной речи на разных этапах обучения обучающимся предлагается выполнение различных письменных упражнений и заданий, например: составьте предложения, расположив слова в правильном порядке; перепишите предложения и вставьте правильно видовременную форму глагола; преобразуйте утвердительные предложения в отрицательные и вопросительные; найдите в предложениях грамматические ошибки и исправьте их; вставьте вместо пропуска необходимый фразовый глагол; переведите предложения на английский язык, выбрав правильный модальные глагол и многие другие творческие задания, формирующие навыки письма и письменной речи.
Важно отметить, что навыки английской письменной речи формируются успешнее по той теме, в процессе изучения которой системно используются творческие задания: изложения, сочинения, очерки (излагается собственный взгляд на вещи и явления), групповые проекты, рассказы, стихи.
Подобные задания развивают креативные способности учащихся, их творческую инициативность; формируют навыки сотрудничества и сотворчества; создают возможность для самовыражения, проявления собственной индивидуальности; повышают осознание учащимися собственной значимости, уверенность в собственных силах и сознательное отношение к изучаемому материалу.
Выполнение разноуровневых письменных творческих заданий не только способствует усвоению учебного материала, но и усиливает мотивацию учащихся, повышает их самооценку, ориентирует на успех.






ђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 215