Сценарий календарно — обрядового праздника Масленица
Цель: развивать представления слабовидящих учащихся младших классов о народных спортивных играх масленичной недели.
Учить: внимательно слушать указания-инструкции, не переключаясь на посторонние воздействия; принимать учебные задачи, поставленные в вербальной, наглядной формах.
Коррегировать: диалогические, монологические функции речи; развивать общую мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторные координации; развивать недостающие социально-значимые эмоции: сопереживание, сочувствие.
Формировать: любовь и интерес к русским народным праздникам, чувство коллективизма, активность; повышать уровень притязаний через активную игровую творческую деятельность учащихся.
Масленичные игрища.
1-й скоморох (похлопывая себя)
Ай да зимушка-зима,
Все дорожки замела.
2-й скоморох (потирая нос, потаптывая с ноги на ногу).
Деревья в шали укутала,
Санный след запутала.
1-й скоморох.
Закружили вьюги, метели,
Мы дошли до вас еле-еле.
2-й скоморох.
Сейчас бы на печи полежать.
1-й скоморох.
Ты что! Зови скорее играть.
2-й скоморох.
Ты что, дружище. Я замёрз.
До самых до костей и горьких слёз.
1-й скоморох.
Не хнычь, дружище, скоро Масленица!
И душа просит игры и баловство.
2-й скоморох.
А коли так, тогда зову, зову.
Ребята, где вы? Ау, ай!
Выбегают дети.
Если погода тёплая, игрище можно провести на природе, если холодная, то лучше в спортзале.
1-й скоморох.
Ты посмотри на ребят,
Как озорно их глаза горят.
2-й скоморох.
У меня вопрос: как они не замерзают?
1-й скоморох.
Да они в игры разные.
(Обращается к детям).
Ну что, поиграем?
Дети (хором).
Поиграем.
Игроки строятся парами. Учитель обращает внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, равных по силе, ловкости и умению играть. Каждый в паре берёт себе название, например, первый – птицы, второй – зверя; первый – земли, второй – воды и т.д. пары поочерёдно подходят к матке и спрашивают: «Матка, матка! Что тебе надо – это или то?» Матка отвечает. И выбранный остаётся около неё, а другой идёт ко второй матке.
1-й скоморох.
Мы пыхтим, как паровоз.
Мы команда (все вместе) «Синий нос».
2-й скоморох.
Мы скрипим, как старый воз.
Мы команда (все вместе) «Красный нос».
1-й скоморох.
На команды мы разбились,
С атаманами определились.
Пора бы за игрища браться,
Белым снегом забавляться.
2-й скоморох.
Что ж, тогда скорей в игру.
А я руки разотру.
Что-то стали замерзать.
Ну давайте же играть.
1-й скоморох.
Что ж, давай и поиграем.
Мы твой вызов принимаем.
2-й скоморох.
Для начала пусть нам слепят
Бабу снежную большую.
1-й скоморох.
Что ж, большую, так большую.
Начинай игру, стартуем.
Дети из двух команд по очереди бегут и лепят снежную бабу (каждый лепит определённую часть фигуры).
Вариант в зале: участники команды рисуют фломастером на ватмане по одному элементу снеговика. Побеждает тот, кто быстрее и лучше нарисует.
1-й скоморох.
Ай да детки, молодцы,
Видно сразу, сорванцы.
Бабу нам слепили вмиг.
2-й скоморох.
То не баба – снеговик.
1-й скоморох.
Что? Ещё давай сыграем?
2-й скоморох.
Я не против, поиграем.
1-й скоморох.
А сыграем-ка в «кидалки»?
Для смекалки и закалки.
2-й скоморох.
Поиграем, поиграем,
Мы вас мигом закидаем.
В игре принимает участие вся команда. Участники должны закидать снежками своих противников. Можно использовать снежки противника. Побеждает команда, забросившая больше снежков на территорию противника.
Вариант в зале: вместо снежков используются набитые ватой мячи.
По окончании игры подсчитывается количество «снежков» на территории каждой команды.
1-й скоморох.
Будем чем мы заниматься?
Будем бегать взапуски
И кататься все с горы.
2-й скоморох.
С горки я люблю кататься.
Попрошу не расслабляться.
Нужно как можно дальше проехать с горки и заметить, где остановились сани. Побеждает команда, игрок которой проехал дальше всех.
Вариант в зале: проводится эстафета с лазанием по гимнастической стенке и скатыванием по наклонной гимнастической скамейке.
1-й скоморох.
Лихо, лихо покатались.
Все до финиша добрались.
2-й скоморох.
А теперь во что сыграем?
1-й скоморох.
Кушаки поразминаем.
Мальчики обвязывают вокруг пояса плотную ткань. По сигналу они начинают борьбу без помощи ног, без подсечек, только руками, ухватившись за кушак, стараясь повалить противника.
Девочки прыгают через «костёр» - натянутую верёвочку.
Вариант в зале: мальчики перетягивают канат, девочки прыгают через скакалки.
2-й скоморох.
Ох, как в снеге обвалялись,
Своей силушкой позабавлялись.
Уф, уф, еле перевожу дух.
Да мы ещё песенки не певали.
1-й скоморох.
Нам ещё песен не хватало.
Тебе что, ещё игр мало?
2-й скоморох.
Что мало, то мало.
Начнём игру сначала.
Команды собираются у снежной горки. Даётся старт. Побеждает команда, игрок которой первым взберётся на вершину горы.
Вариант в зале: перетягивание каната.
1-й, 2-й скоморохи.
Теперь мы, братцы, наигрались,
И нашим играм каждый рад.
Поздравляем с Масленицей!
Веселитесь от души
И взрослые и малыши.
15