Открытый урок по русскому языку Сложносокращенные слова (6 класс)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа
д. Ялангачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по русскому языку в 6 классе
на тему
«Сложносокращенные слова»
Разработка учителя русского языка и литературы
Юсуповой Гульнары Шамсутдиновны2016
Технологическая карта урока с учетом требований ФГОС
Учитель: Юсупова Гульнара ШамсутдиновнаПредмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК :М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Тема урока: Сложносокращенные слова.
Дата проведения: 16.11.2016
Тип урока: закрепление.
Технологии: игровая, критического мышления (кластер)
Приемы, методы: работа в группах, индивидуальная работа, работа в паре (инсценировка)
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,
владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование
постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;
поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формируемые УУД 1 этап. Организация начала занятия.
1.Организация начала занятия
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Личностные результаты
Самоопределение
Мобилизация внимания 2 этап.
Актуализация знаний
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель вызывает участников инсценировки.
. Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.
Вопросы:
- В чем причина появления сложносокращенных слов? (экономия места на носителе текстовой информации: бересте, пергаменте, бумаге)
 – Как определить род сложносокращенных слов?
– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного? (оно состоит из сокращенных основ слова)
-В чем сложность изучения сложносокращенных слов? (надо уметь правильно произнести, расшифровать)
-Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока (делают дети) 2. Наблюдение за инсценировкой (у доски показывают двое подготовленных учеников)
– Как зовут заведующего?
– Виктор Николаевич.
– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?
– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.
– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.
– И правда, дельно получилось.
– Ай да Цыган!
– И в самом деле, надо будет Викниксором величать.
Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Навык построения речевых высказываний своего мнения. Личностные результаты
Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Познавательные УУД
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 3 этап. Постановка темы и целей урока
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "сложносокращенные слова", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Запишите слова: МБУ, СОШ, МЧС. Что у них общее? Какое из них лишнее?
- Что связывает эти слова с теми, которые изучали на предыдущих уроках?
– Сформулируйте тему урока. (Сложносокращённые слова).
- Каковы цели нашего урока?
(Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают). Формулирование темы и целей урока.
Извлечение необходимой информации и ее использование.
Структурирование (повторение) знаний.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и задачу урока
Навык формулирования задач и целей урока; дополнять и уточнять высказывания собеседника.
Коммуникативные УУД
1.Навыки целеполагания.
2. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
3.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цели урока.
4 этап Закрепление
1.Запишите слова, подчеркните сложные:
Теракт, комсомол (ком союз молодежи), ЛФК (лечебная физическая культура), беруши (береги уши), спасибо (спаси Бог), ОГЭ (основной государственный экзамен).
2.От данных словосочетаний образуйте сложносокращенные слова:
Стенная газета, спортивный клуб, детский сад, зоологический парк, Волжский автомобильный завод.
3.Вопрос:
-На какие 3 группы делятся сложносокращенные слова?
1 Часть слова+слово2 Часть слова+ Часть слова
3 Аббревиатура
4. Задание:
Распределите слова на 3 столбика:
Юнкор, универмаг, канцтовары, сбербанк, ЖКХ, ПДД, НЛО Работа у доски
Работа в тетрадях.
Осознанная и произвольная расшифровка аббревиатур
Самостоятельное создание способов решения проблем. Расшифровка сложносокращенных слов
-Взаимопроверка в парах.
Навык учебного сотрудничества с учителем, сверстниками-слушатьНавык извлечения необходимой информации и ее использование: выполняют задание. Распределяют слова по столбикам. Сверяют с образцом на доске.
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2.Извлекать информацию, представленную в тексте, делать выводы, обобщения.
3.Синтез, сравнение, аналогия, классификация, 5 этап
Физкульминутка– Сейчас я буду называть слова. Если слово сложное, хлопаем над головой в ладоши, если простое, подпрыгиваем
Пешеход, КВН, многоэтажный, водопровод, энциклопедия, умозаключение, бездорожье, благоразумие, автопортрет, находчивость. ФизкульминуткаУчащиеся выполняют движения в зависимости от ответа на вопрос
Коммуникативные УУД
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Проверка домашнего задания
Организует проверку выполнения домашнего задания
Работа с «раскладушками» (предварительно задано на дом)
Работа по группам.
Класс делится на группы. Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род.
По мере необходимости дополняют, уточняют.
Развитие умения в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,
Анализ образования таких слов. Алгоритм образования слов.
Устанавливают способы образования:1) при помощи начальных букв,2) начальных звуков 3) нескольких звуков. Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД
Формирование навыков речевой деятельности
Самооценка.
Личностные результаты
1. Чувствовать выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.
Работа в группах
(смотри приложение) Проводит инструктаж обучающихся.
Учитель раздает 4 варианта раздаточного материала для работы в группах. Работа в группах по маршрутному листу
Прогнозирование своего действия и действий одноклассников.
Навыки использования игрового приема в решении задачи урока.
Планирование учебного сотрудничества в группе.
Самооценка и взаимооценка.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь формулировать собственное мнение и позицию
Взаимоконтроль. Развитие умения контролировать действия партнера.
Навыки учета разных мнений и стремлений к координации различных позиций в сотрудничестве;
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2.Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4.осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них; 6.Рефлексия
Учитель выставляет оценки.
Вопросы:
-Какие задания показались сложными?
-Какие задания были интересными? Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самооценка;
Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учении.
Коммуникативные УУД
Формирование навыков речевой деятельности
Самооценка.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. 7. Итог урока
Подготовленный ученик рассказывает об истории возникновения сложносокращенных слов, пишет эти слова на доске.
Слово подготовленного ученика: «Из истории сложносокращенных слов».
Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.
В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п.-Как вы думаете, образуются ли сейчас сложносокращенные слова?
Лавсан – название волокна и ткани (от начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где его изобрели : Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.
УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA, UnionEuropeennedefootball-associationsЛУКойл - название нефтяной компании (от Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть– Попробуйте расшифровать самое длинное сложносокращенное слово в русском языке:
НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв). Расшифровывается как: «Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Выводы о смысле урока.
Навыки умения устанавливать причинно-следственные связи; Познавательные УУД
Понимание текстов, извлечение необходимой информации.
Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.
Рефлексия способов и условий действия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные результаты
Самооценка на основе критерия успешности. 8 этап
Домашнее задание Комментирует домашнее задание
Домашнее задание: придумать свою аббревиатуру, упр. 225 Записывают в дневник домашнее задание Использованныематериалы:
festival.1september.ru/articletak-to-ent.net/loadprogagibdd.ru/prezentatsija-na-temu-urok-russkogo-...-jazyka-i-literaturyplayer.myshared.ru/768191/infourok.ru/material.html?midimcluga.ru/wp-content/uploadsvk.com/topic5klass.net/russkij-jazyk-6-klass/Slozhnosokraschjo...aschennykh-slov.htmlfevt.ru/load/prezentacii_powerpoint/prezentacija_n...e_slova/111-1-0-1724nsportal.ru/user/113799/page/russkiy-yazyknsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/12/0...silnee-vyshe-bystreewww.libok.net/writer/2784/kniga/8488/panteleev_leo...publika_shkid/read/4www.pravoslavie.by/page_book/cygan-iz-aleksandro-nevskoj-lavry