Урок русского языка для 6 класса с учетом ФГОС по теме Сложносокращенные слова
Меднова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1»
Линия УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой
Тема: Сложносокращённые слова.
Тип урока. Урок открытия (усвоения)новых знаний, первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель: создание условий для изучения блока новой учебной информации, её закрепление средствами технологии проблемного обучения.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал.
Цели по содержанию :
Образовательная: способствовать осознанию признаков понятия «сложносокращённые слова» и введения его в систему знаний.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.
Цели как деятельность учеников (ожидаемые результаты):
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, сравнивать, делать выводы.
М/р: проектировать маршрут затруднений через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества
М/к: договариваться и приходить к совместному решению в паре, оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
Л: стремление к речевому самосовершенствованию, проявление уважительного отношения к героическому прошлому своей страны
П: научиться конструировать, писать и произносить сложносокращенные слова.
Методы:
- проблемное изложение учебного материала;
- по источнику информации: словесные, практические (упражнения), наглядные (презентация);
- по уровню познавательной деятельности: частично-поисковый.
Средства обучения:
- печатные, мультимедийные.
Формы организации деятельности детей: фронтальная (во время проверки домашнего задания и первичного усвоения новых знаний), парная (при первичном закреплении), индивидуальная (сам.работа, индивидуальные сообщения)
Дидактический материал по теме «Великая Отечественная война» (единство дидактического материала, направленного на решение воспитательной цели)
Урок проводится в рамках темы «Словообразование». Предыдущий урок проведён по теме «Сложные слова», актуализация знаний по изученной теме проходит на основе проверки домашнего задания. На изучение темы «Сложносокращённые слова» программой предлагается два урока, на данном знакомимся с самим понятием, произношением и образованием этой группы слов. Основой второго урока станет решение проблемы, как согласовать сложносокращенные слова с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Организационный этап. (Эмоциональный настрой.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Покажите с помощью невербального общения своё настроение. (межпредметные связи, риторика) Я уверена, у нас всё получится, и мы совершим очередное открытие на уроке.
Личностные УУД:
Самоопределение к деятельности
II. Актуализация и углубление изученного на основе проверки домашнего задания. Проверка речевых умений (опыт творческой деятельности)
1. Проверка д/з
- По какому алгоритму составляли творческую работу «Паровозик»? (см. Приложение 1) Проговорите трудности, которые возникли при выполнении домашнего задания. Что помогло справиться с трудностями? С какими словами работали? Как называются эти слова?
Примеры творческих работ.
2. Составление схем сложных слов. (двое работают у доски) Объясните написание букв О, Е в сложных словах?
Познавательные УУД
1. Конструировать, обобщать.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему).
III. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний (первичное усвоение новых знаний)
1. Наблюдение над двумя группами слов, отграничение известного и нового материала, формулирование вопросов на основе получения новой информации (презентация)
- Как называется 1-я группа слов? а 2-я?
- Почему не можем назвать?
- Знаете ли вы, что обозначают слова 2-й группы?
- Произношение каких слов вам знакомо, а каких нет? Почему?
(не хватает знаний)
- На какие вопросы нам предстоит ответить? Как называются слова 2-й группы? Что обозначают? Как образуются? Как правильно произносятся?
- Понаблюдайте, как образуются данные слова?
- Как бы вы назвали такие слова? Обсудите в парах (учебное сотрудничество)
Предложите своё название.
- Какой цели мы должны достичь к концу урока?
2. Сравнение сказанного с материалом в учебнике. (в учебнике нет понятия аббревиатуры)
- Сложносокращенные слова выделяются в особую группу, чем отличаются от сложных слов, которые мы открыли на прошлом уроке?
3. Динамическая пауза.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать,
2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цели урока.
1V. Первичное применение новых знаний. Первичная проверка понимания нового материала.
Выполнение практических заданий на раздаточном материале (см. Приложение 2)
1. Выполняется устно, отвечающего учащегося проверяет консультант.
2. Письменно в тетрадях.
- Почему в задании предлагается распределить слова именно на 3 группы?
3 ребят – у доски (затем 3 проверяют и оценивают)
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные
Развивать умение произносить сложносокращенные слова, распределять их по способу сокращения.
V. Первичное закрепление. Включение в систему знаний и развитие учебно языковых умений. (НОЭМ –нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе)
Третье задание (раздаточный материал)
- Обсудите в парах формулировку задания, которое будем выполнять. Озвучьте варианты.
Конструирование сложносокращенных слов в парах.
- Какие варианты предлагаете?
- Какой темой объединены слова, с которыми мы работаем на уроке? (Война)
Историческую справку о комбате, пистолете ТТ, САУ, танке КВ, ДОТах дают ребята, которым были даны индивидуальные задания (слайды презентации)
Много сложносокращенных слов появилось не только во время войны, прошедший 20 век обогатил русский язык новыми сложносокращёнными словами. - Как вы думаете, в современности сокращаются слова? Для чего ? На объяснение таких слов будет направлено ваше домашнее задание.
Коммуникативные УУД
Слушать и слышать других., уметь работать в паре
Предметные
Уметь конструировать сложносокращенные слова
Предметные
Уметь выбирать материал по предложенной теме, строить связное речевое высказывание
V1. Домашнее задание.
(на выбор)
История одной аббревиатуры. Какими источниками информации будете пользоваться?
или Упр. 223 (найти в тексте сложносокращенные слова)
V11. Итог урока.
- Закройте глаза и вспомните, что узнали на уроке.
Рефлексия. (Последний слайд презентации) Тест.
– Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке с помощью вербального общения.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Приложение 1. Алгоритм задания «Паровозик»
Выбрать слово с изучаемой орфограммой.
Составить словосочетание с данным словом.
Придумать простое неосложнённое предложение с составленным словосочетанием.
Осложнить данное простое предложение.
Включить осложнённое предложение в состав сложного предложения.
Составить текст, используя данное сложное предложение
Приложение 2. Практические задания.
1. Прочитайте сложносокращённые слова; определите, как они образованы.
ВВС (военно-воздушные силы)
ВМФ (военно-морской флот)
ЦСКА (центральный спортивный клуб армии)
МОП (министерство оборонной промышленности)
2. Распределите сложносокращённые слова на три группы.
МИГ[м и к], старлей, СССР[эс эс эс эр], БТР[бэ тэ эр], военкор, ПВО[пэ вэ о], БОН [б о н], ДЗОТ[д з о т].
МИГ- вертолёт, названный в честь советских авиаконструкторов Микояна и Гуревича
БТР - бронетранспортер
Старлей – старший лейтенант
Военкор – военный корреспондент
ПВО- противовоздушная оборона
БОН – батальон оперативного назначения
ДЗОТ – деревоземляная огневая точка
3. ?
Командир батальона, долговременная огневая точка, самоходная артиллерийская установка.
15