Статья по стилистике французского языка Композиционно речевые формы французского языка
Композиционно-речевые формы французского языка
В различных ситуациях человеку требуется выразить различные мысли и чувства, однако невозможно одинаково описать состояние природы и доказать наличие жизни на земле. Именно поэтому нужно разделять эти категории.
Таким образом, актуальность работы обусловлена широкой употребляемостью КРФ в речи и литературе языка.
Целью работы является изучение композиционно-речевых форм французского языка и анализ их употребления в литературе, интернет ресурсах, интернет-энциклопедии Википедия и УМК «Le français c’est super!» для 7 класса.
Объектом исследования выступают композиционно-речевые формы французского языка.
Предметом исследования является выявление грамматического и лексического компонента композиционно-речевых форм французского языка в текстах.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить виды композиционно-речевых форм.
2.Иллюстрировать их примерами из французской литературы и вебсайтов.
3.Провести анализ выявленных композиционно-речевых форм.
4.Проанализировать УМК «Le français c’est super!» для 7 класса.В ходе исследования использовались следующие методы: метод лингвистического наблюдения, структурный метод, описательно-аналитический метод, метод морфологического анализа, метод грамматического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение содержит обоснование актуальности работы, изложение ее цели, задач и структуры.
В первой главе обозначены теоретические вопросы касающиеся проблемы композиционно-речевых форм французского языка, присутствует их типология. Представлен анализ примеров их употребления из французской литературы и интернет ресурсов.
Вторая глава посвящена анализу УМК «Le français c’est super!» для 7 класса и выявлению характерных черт для каждой композиционно-речевой формы (временные планы, состав предложений, наличие особых предлогов и обстоятельств времени).
Заключение содержит общие итоги работы и выводы.
В завершении работы приводится список использованной литературы, который состоит из 31 источника.
Существует три композиционно-речевые формы: повествование, описание и рассуждение. Выделенные три вида композиционно-речевых форм являются отражением таких форм существования материи, как пространство, время, причина, эти формы связаны между собой. Пространство и время соприкасаются в своих определенных характеристиках.
В композиции произведения представлены, как правило, не одна или две КРФ, а огромное множество форм (типовых, производных, свободных, смешанных) в самых разнообразных сочетаниях и связях. Это создает основу многоголосной партитуры изложения.
КРФ «повествование» — основная форма информационного содержания. КРФ повествование предназначена для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. События описываются чаще всего в их хронологической последовательности. Обычно повествование является основной КРФ в романах, рассказах, новеллах.
Описание – это КРФ сущность которой сводится к выражению факта сосуществования предметов и их признаков, в одно и то же время оно служит для подробной передачи состояния действительности.
Описание характеризуется подробным перечислением признаков предметов, явлений, действий с определяющими их эпитетами и сравнениями. Писатели и отчасти журналисты пользуются этой формой изложения для описания явлений природы, пейзажа, обстановки, внешнего облика человека и при создании портретов действующих лиц.
КРФ «описание» имеет две основные разновидности — «статическое описание» и «динамическое описание». К описанию относятся портрет и пейзаж - сообщения внешних признаков действующего лица и обстановки действия. Портрет выступает одним из основных средств индивидуализации персонажа. Туда, кроме характеристики персонажа, включаются сведения о манерах, одеждах, о прическах.
Рассуждение - это композиционно-речевая форма - логического мышления, отражающая сложный путь постижения истины. Рассуждение состоит из целого ряда суждений, относящихся к определенному предмету или вопросу, идущих одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, в результате чего получается ответ на поставленный вопрос.
Традиционно «рассуждение» рассматривается философами, логиками, психологами, лингвистами как форма познания объективной действительности в ее свойствах, связях, отношениях. Оно направлено на выявление связей, свойств, качеств, относящихся к той или иной проблеме.
Цель рассуждения – доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль.
Анализ УМК по французскому языку для 7 класса «Le français c’est super!» показал, что наиболее часто среди текстов встречается композиционно-речевая форма повествование – 50% текстов. Далее идет описание – 45,5% текстов и наиболее редкая форма рассуждение 4,5%. Таким образом автор делает акцент на обучение пересказыванию, умение кратко и логично рассказать о каком-либо событии.
Можно отметить, что во всех текстах представлены характерные для каждой КРФ черты (временные планы, состав предложений, наличие особых предлогов и артиклей).
КРФ повествование характеризует присутствие действий в хронологической последовательности и событий логично сменяющих друг друга. Авторы используют данную композиционно-речевую форму для того чтобы дать информацию о развитии событий на фоне которых протекает действие. Для перечислений употребляется как бессоюзная связь, так и связь с помощью перечислительного союза «et», в результате чего коммуникативная нагрузка каждой части увеличивается и более четко выделяются границы. Присутствует прямая и косвенная речь. Используются глаголы во временах: passé composé, imparfait, plus-que-parfait, présent, futur simple и futur immédiat.
В композиционно-речевой форме описание автор передает состояние действительности, описывает различные предметы или людей, перечисляются их признаки. При перечислении используется как бессоюзная связь, так и связь с помощью союза «et». При противопоставлении употребляется союз «mais». Присутствуют глаголы в форме повелительного наклонения. Используемые времена: passé composé, imparfait, plus-que-parfait, présent, futur simple и futur immédiat. Встречаются эмоционально окрашенные слова.
Для композиционно-речевой формы рассуждение характерно присутствие ряда суждений, следующих друг за другом и относящихся к одной теме. Используются глаголы во временах: présent и conditionnel présent.
КРФ обладают собственными качествами, отличными от качеств составляющих их предложений. КРФ являются не просто категориями стилистики и литературоведения, они присущи мышлению всех людей, которые владеют ими интуитивно, ибо речемыслительная деятельность осуществляется именно в этих формах.