Статья на тему:СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИЙЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ФИО Назарова Елена Викторовна
Место работы ГКОУ Михайловской ВСОШ
Должность Учитель английского языка
Звания, степени Адрес почтовых отправлений:
ФИО Назарова Елена Викторовна
Улица, дом. квартира б-р Гусева, д. 34, кв. 119
Город Тверь
Область Тверская
Почтовый индекс 170043
Адрес электронной почты evgia-nazarova@yandex.ru
Название и номер конференции Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в образовании»,
№6 - 2011
Название статьи СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИЙЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Объем статьи (количество страниц) 10
Регистрационная карточка
СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Назарова Елена Викторовна, учитель английского языка
ГКОУ Михайловской ВСОШ
В современной России интерес к систематизирующему подходу вызван резким ростом заинтересованности к изучению английского языка. Повсеместно организуется большое количество курсов, групп и кружков в помощь изучающим английский язык; увеличивается количество гимназий и лицеев, специализирующихся на углубленном изучении иностранного языка. Поэтому встал вопрос об эффективном методе преподавания иностранного языка.
На текущий момент в нашей стране существует множество методик преподавания английского языка. Однако по-прежнему преподаватели пытаются найти такой подход к обучению, который сделал бы процесс овладения языком качественным и экономичным по времени. По сей день у изучающих иностранный язык существует разрыв между теорией и практикой, отсутствует определенная система получения знаний. Многие из тех, кто старательно изучал язык в школе, жалуются, что ничего не помнят из школьной программы и не могут говорить на иностранном языке.
В настоящее время не существует определенной методики изучения английского языка, результаты которой полностью удовлетворяли бы обучающих и обучаемых, давая в кратчайший срок максимальный результат и желаемое качество усвоения материала.
Большие надежды возлагались на возникшую в 80-е года ХХ века коммуникативную методику обучения, но она еще больше запутала и без того нуждающиеся в упорядочении методы. Как утверждают специалисты из многих стран, сегодня коммуникативную систему преподавания нельзя назвать целостной методикой, скорее это комбинация нескольких методов неудовлетворяющих обучающих и обучаемых своими результатами. Поэтому коммуникативная методика, направленная на приобретения коммуникативной компетенции, к таковой не приводит.
Становится понятным, что на смену существующим методам, должен прийти другой, научно-обоснованный, который бы давал качественные результаты, необходимые для полноценного изучения иностранного языка в кратчайший срок. Все это объясняет интерес к систематическому подходу, разработанному одним из лингвистов России, Татьяной Камяновой. Свой метод Т.Г, Камянова иногда называет «систематизирующим методом».
Сущностью данного метода является понимание языка, как системы, а процесса преподавания, как системного по своей логике и применяемым средствам. Важнейшим отличием систематизирующего подхода от традиционного является очередность преподнесения материала и сбалансированность в обучении лексике и грамматике.
Обучение грамматике является одним из сложнейших моментов в преподавании английского языка. Именно на этом вопросе мне бы и хотелось остановиться; т.е. на обучении грамматике с использованием систематизирующего подхода, как одного из важнейших компонентов речевых умений.
В связи с этим необходимым условием является выявление лингвистической прогрессии, которая обеспечивала бы системную и последовательную презентацию грамматического материала. Необходимо создавать все возможные условия для осмысленного восприятия внутриязыковых отношений и связей на каждом этапе преподавания.
Для достижения поставленных задач следует учитывать 3 обстоятельства:
- необходимость обеспечения доступности восприятия языкового материала;
- преподавателем должно быть предоставлено достаточное количество разнообразных упражнений для выработки навыков оперирования этим материалом;
- необходимо моделирование большого количества ситуаций с использованием этого материала в речевой практике.
При систематизирующем подходе представление теоретического материала занимает гораздо меньше времени, чем при любом другом подходе, что освобождает время для выполнения грамматических упражнений, совершенствуя их лексическое наполнение.
Сначала учитель указывает функцию данной грамматической структуры в предложении, дает ее ориентировочные параметры, объясняя, посредством каких языковых средств образуется данная грамматическая структура, и в заключении дает примеры употребления соответствующей структуры в предложении (как правило, в двух предложениях с субъектом в единственном и множественном числе)
Презентация грамматического материала при систематизирующем подходе разделена на несколько уровней:
- На базисном уровне девять видовременных структур, входящих в группы Simple, Continuous и Perfect представлены не последовательно (не по видовому принципу), а с учетом создания наилучших условий для осознания, выявления системных взаимосвязей и применения их на практике.
- На первом уровне происходит совершенствование грамматических навыков, что достигается употреблением грамматических средств и структур в текстах и лексических упражнениях.
- На втором уровне изучаются инфинитив, конструкции Complex Object и Complex Subject, причастие, герундий и личные формы глагола Perfect Continuous.
- Третий же уровень отведен для освоения Subjunctive Mood и модальных глаголов с инфинитивом Indefinite, Continuous, Perfect и Perfect Continuous.
При систематизирующем подходе меняется очередность изучения времен английского языка. На начальном этапе, вслед за рассмотрением вопроса о смысловых категориях рода имен существительных, объектом изучения становится спряжение глагола-связки to be, которые предполагается не учить наизусть, как делается обычно в школе, а, как рекомендует Т. Камянова, запоминать при помощи выполнения тренировочных упражнений.
Поначалу, это могут быть упражнения на подстановку в простых повествовательных предложениях соответствующих форм глагола to be и, наоборот, на подстановку к нему личных местоимений, например: he is nice; the book is interesting, you are clever.
Затем можно рассмотреть несколько названий профессий, выраженных в русском языке заимствованными из английского словами (an engineer, a programmer, a doctor, a manager) и сделать объектом тренировки употребление данных слов с глаголом to be: he is a doctor, she is a teacher.
После этого можно перейти к образованию общих вопросов, при этом давая утвердительные и отрицательные ответы на задаваемые вопросы, например:
- Are you are doctor? – Yes, I am/ No, I am not.
Завершающим на данном этапе становятся переводные упражнения и упражнения на использование глагола-связки в диалоговой речи.
На следующем этапе можно продолжить формирование навыка употребления глагола связки to be при рассмотрении предлогов места в предложениях типа: the pen is on the table, the cat is in the room.
На данном этапе ученики выполняют подстановочные упражнения, задают общие и специальные вопросы к предложениям устно или письменно, делают переводные упражнения.
Но, несмотря на многочисленные упражнения, навык спряжения и употребления глагола to be требует дальнейшего формирования.
Этой причиной вызван переход к рассмотрению времени Present Continuous, что не свойственно прочим методикам обучения английскому языку, в которых глагол to be употребляется в качестве вспомогательного. Учитель вводит теоретический материал по данной теме, а глагол to be тренируется в упражнениях, как неотъемлемая часть изучаемой структуры.
Формирование навыка употребления Present Continuous происходит в следующей последовательности:
- образование и спряжение форм данной временной структуры (I am reading, he is reading, we are reading);
- выполнение трансформационных, подстановочных и переводных упражнений. На последнем этапе большое внимание уделяется упражнениям на генерирование речи и диалогической работе в парах.
Следует упомянуть, что в рамках темы Present Continuous рассматривается выражение to be going to. К концу освоения данной темы у учащихся завершается освоения навыка оперированием глагола to be, и поэтому мы можем вернуться к рассмотрению настоящего простого времени (Present Simple).
В дальнейшем, при изучении данной темы с другими смысловыми глаголами в качестве сказуемого используется двухэтапная презентация и отработка лексики: сначала в первых двух лицах и в 3-ем лице множественном числе, затем в 3-ем лице единственном числе.
Особое внимание уделяется тренировке вопросов к подлежащему и выполнению упражнений с употреблением маркировочных слов, которые используются как ориентиры данной временной структуры. Например: My friend works in a hospital. –Who works in a hospital? ; Tom goes to the park. На данном этапе выполняются упражнения на выбор одной из двух временных структур (Present Simple или Present Continuous), а также составляются рассказы с их использованием.
Следующей презентуемой видовременной формой является Past Simple.
Следует отметить, что мы начинаем изучение Past Simple со случаев употребления глагола to be в прошедшем времени в качестве сказуемого.
Первым пунктом рассмотрения, в соответствии с данным методом, становятся предложения с глаголами was и were в качестве сказуемого. На данном этапе выполняются упражнения на спряжения глагола to be, трансформационные упражнения, упражнения на употребление обстоятельства времени, т.е. маркировочных слов.
Дальнейшее освоение Past Simple базируется на двухэтапной презентации материала: сначала формируются навыки употребления правильных глаголов, а затем тренируется употребление неправильных глаголов до полного усвоения материала.
Изучив данную тему, ученики переходят к рассмотрению структуры Past Continuous. Овладение этой структурой проводится в той же последовательности, что и Present Continuous Tense. Образование и спряжение форм данной временной структуры, выполнение трансформационных, подстановочных и переводных упражнений. тренируется до появления у учеников языковой интуиции, дающей возможность дифференцировать длительность – недлительность, настоящее – прошедшее.
Для этого могут быть использованы подстановочные упражнения, упражнения на продуцирование ответов на общие  вопросы, упражнения на генерирование речи с заданными временными параметрами. Таким образом, мы подходим к изучению простого будущего времени. Трудность изучения данного времени вызвана наличием отрицательной формы won’t и неупотреблением данной временной структуры в придаточных предложениях времени и причины, поэтому для формирования прочных навыков употребления данной временной структуры Т.Г. Камянова предлагает выполнять упражнения, в которых ученики будут давать отрицательные ответы на вопросы, буду трансформировать утвердительное предложение в отрицательное, будут  заполнять пропуски в придаточных предложения времени и причины. Большое внимание при изучении данной видовременной структуры уделяется переводным упражнениям.Следующим грамматическим материалом для изучения являются модальные глаголы. Выражая обязательное, необходимое, возможное, рекомендуемое и желаемое по отношению к настоящему, прошедшему и будущему, эти глаголы рассматриваются  вслед за овладением навыками употребления группы времен Simple. Такой порядок презентации грамматического материала представляется единственно логичным, т.к. помимо темпоральной ориентировки при употреблении модальных глаголов в контексте, освоению подлежат компенсаторные конструкции, замещающие недостающие формы некоторых модальных глаголов. На данном этапе употребление модальных глаголов рассматривается только с инфинитивом группы Simple. Для формирования навыков употребления модальных глаголов нужно придерживаться следующей последовательности: сначала ученики выполняют трансформационные упражнения, в которых встречается только 1 модальный глагол, затем они выполняют подстановочные предложения с этим же глаголом, объясняя его значение, в завершении этого этапа они делают переводные упражнения. Когда пара глаголов будет отработана таким способом, ученики приступают к выполнению подстановочных и переводных упражнений, в которых им нужно выбрать по смыслу один из этих глаголов. По мере изучения глаголов число оппозиций, используемых для упражнений, увеличивается.
Изучив модальные глаголы, ученики приступают к освоению видовременных структур Present Perfect и Past Perfect.
Порядок тренировки этих структур идентичен:
- сначала тренируется спряжение правильных глаголов;
- затем выполняются трансформационные упражнение и упражнения на использование ориентиров данных времен;
- после этого тренируется спряжение и употребление неправильных глаголов;
- выполняются упражнение на разграничение 2 времен (Present Perfect и Past Simple, Past Perfect и Past Simple).
На конечном этапе происходит сравнение употребления этих времен с другими видовременными формами и употребление этих времен в свободной диалоговой речи.
При систематизирующем подходе рассмотрение структур Future Continuous и Future Perfect происходит на более позднем этапе.
На следующем этапе начинается изучение согласования времен.
При введении данного грамматического материала Т.Г. Камянова заостряет внимание на изменение вспомогательных глаголов при согласовании времен. Рассмотрение правил согласования времен и формирование навыков их употребления в речи начинается на примере повествовательных предложений. Тренируемый перевод высказываний из прямой речи в косвенную является не единственным случаем употребления согласования времен. Эти правила распространяются на любое придаточное предложение в составе сложноподчиненного. Формирование навыков употребления согласования времен в повествовательном предложении происходит в следующей последовательности: сначала ученики передают высказывания в косвенной речи по образцу и переводят их, затем они  переводят предложения в косвенный речь без образца, а после этого выполняют переводные упражнения с учетом согласования времен. Следующим этапом овладения навыком оперирования правилами согласования времен в речи являются вопросительные предложения. Сначала ученики работают со специальными вопросами, а затем переходят к освоению общих. На начальном этапе формировании навыков употребления согласования времен в вопросительных предложениях от учеников требуют образовать из вопросов придаточные предложения, учитывая то, что глагол в главном предложении стоит в настоящем времени. Затем ученикам предстоит та же процедура, только теперь глагол главного предложения будет использован в форме прошедшего времени.  Вместе с темой согласования времен рассматривается передача в косвенной речи просьб и приказаний. Считается, что уверенное владение навыками употребления в речи структур групп Simple, Continuous и Perfect в действительном залоге является определяющим фактором успешного усвоения форм страдательного залога.
На базовом уровне параллельно с видовременными формами активного и страдательного залога, модальными глаголами и согласованием времен рассматриваются и другие языковые средства. Глагол-связка to be изучается вместе с множественным числом существительных, употреблением артиклей, указательных и личных местоимений. Параллельно с Present Simple рассматриваются предлоги места и направления, притяжательные местоимения, общие и специальные вопросы, неопределенные местоимения, порядковые числительные в функции обстоятельства времени, безличные предложения.
Для Present Continuous характерно изучение притяжательного падежа существительных и объектного падежа личных местоимений. Вместе с Past Simple изучаются временные интервалы. Past Simple осваивается параллельно с неопределенными местоимениями some и any и употреблением предлога of. Ученики проходят тему Future Simple и изучают оборот there is, there are. Параллельно с Present Perfect изучаются сложные неопределенные и отрицательные местоимения somebody, anybody, nobody и т.д. Past Perfect, степени сравнения прилагательных и наречий, разделительные вопросы изучаются в одном уроке. Вместе с Future Continuous и Future Perfect проходят возвратные и притяжательные местоимения в абсолютной форме.
Совершенствование грамматических навыков, сформированных на первом уровне, достигается употреблением данных грамматических средств и структур в текстах и лексических упражнениях.
Хочется надеяться, что использование систематизирующего подхода внесет весомый вклад в совершенствование методики преподавания английского языка. В данный момент этот систематизирующий метод используется многими педагогами высших и средних учебных заведений.