План – конспект урока по культуре речи «Нормы устной и письменной речи: морфологические и морфолого – стилистические нормы»
План – конспект урока по культуре речи
«Нормы устной и письменной речи: морфологические и морфолого – стилистические нормы»
Студент должен
знать:
Основные типы морфологических и морфолого – стилистических норм русского литературного языка;
Причины возникновения морфологических и морфолого – стилистических ошибок и способы их устранения.
уметь:
Строить свою речь в соответствии с морфологическими и морфолого – стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка;
Распознавать и устранять ошибки и неточности в свое речи и речи окружающих в соответствии с морфологическими и морфолого – стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка.
Информация:
Морфологические нормы – это нормы употребления грамматических форм слов.
В родительном падеже множественного числа названия некоторых национальностей, воинских групп, родов войск, единиц измерения, употребляющиеся обычно с именами числительными, имеют различные окончания: много армян, башкир, грузин, турок, хазар, цыган; отряд солдат, партизан; пять ампер, вольт, аршин. Исключение: калмыков, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов, джоулей.
В отдельных словах допускаются оба вариант: бурят и бурятов, туркмен и туркменов, гусар и гусаров, пят ом и пять омов. Правильно будет употребление окончание –ов у существительных гектаров, рельсов, апельсинов, помидоров, килограммов, граммов. Часто в разговорной речи мы слышим формы без –ов. Это норма разговорной речи, но для книжной речи такое употребление недопустимо.
Остановимся на некоторых сложных морфологических нормах:
1. В кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных на –енный в предшествующими двумя или более согласными верно употреблять суффикс –ен, а не - енен, т.е. безнравствен, естествен, могуществен, существен.
2. Большие проблемы возникают с правильным произнесением производных и составных числительных. В этих числительных изменяется при склонении каждый компонент. Например: Он уже распорядился полученными пятьюстами рублями. Нет двухсот пятидесяти трех человек.
3. Нередко возникают сложности при образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных. Различают две формы образования степеней сравнения: простую и сложную. Простая форма образуется присоединением суффиксов – ее (ей), ейш, айш к основе прилагательного, а сложная форма образуется присоединением слов «более», «самый» и др. к положительной степени сравнения , исходному прилагательному. Часты случаи смешения простой и сложной форм степеней сравнения прилагательных, что является морфологической ошибкой.
Морфологические ошибки связаны с нарушением грамматических форм слов, с незнанием склонений, с неправильным употреблением окончаний, с неправильным ударением (если это влияет на форму слова).
Например: много чулков (правильно чулок), но нет носок (правильно носков); много делов (правильно дел), нет мостов (правильно мест); более красивее (правильно красивее или более красивый).
Морфолого – стилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций, характерных для официально – делового и научного стиля, в разговорном стиле.
Например: Сегодня обед был более вкусным, чем вчера. (лучше, вкуснее). За стеной кто-то движет шкаф (двигает).