Чудеса-кудеса (сценарий праздника в детском саду или урока-развлечения в начальной школе)
"Чудеса-кудеса"
"Чудеса-кудеса" (сценарий праздника в детском саду или урока-развлечения в начальной школе)
Действующие лица :Весна
Катюша
Андрюша
сестрица Аннушка
фея
Петрушка
ведущая
дети
Все участники одеты в русские народные костюмы.
Материал к мероприятию : весенние мотивы для украшения зала (веточки вербы в вазах, изображение солнышка, стволы березок из бумаги), волшебная палочка, русская народная музыка, музыка П. И. Чайковского (в грамзаписи).
Оформление : зал оформлен весенними мотивами. Входная дверь в зал отгорожена от детей ширмой, украшенной по мотивам сказок.
Ход развлечения:
Звучит музыка. В зал входят дети, предъявляя свой пригласительный билет, выполненный в виде того или иного персонажа русских народных сказок.
Ведущая : Что за чудо эти сказки! Волшебные появления, чудесные превращения. А вы, дети, любите сказки? Мне кажется, что сегодня обязательно произойдут какие-нибудь чудесные превращения, волшебства, чудеса-кудеса… Вот, слышите, уже, кажется, начинаются.
Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик".
(Музыкальная пьеса меняет силу звучания в зависимости от места положения ведущей. Она замечает это и находит волшебную палочку, ориентируясь на динамику музыки).Ведущая : Интересно, что это за палочка?… Может быть, волшебная?…
Попробуем ею дотронуться … до чашки. Может быть, она наполнится чаем? (Прикасается). Нет, ничего не появилось. Ой, а слова-то волшебные забыли… "Чудеса-кудеса, загляните к нам сюда!"
(Ведущая прикасается к ширме волшебной палочкой, и в зал входит Аннушка.)
Аннушка : Здравствуйте! А куда это я попала? А кто меня вызвал из сказки? (Ведущая объясняет ее появление.)
Аннушка : Ой, я очень люблю всякие волшебства, всякие диковинки. Вот послушайте, какие небылицы я знаю:
На веточке на голой, покрытой не листвой,
Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.
Там заяц-лежебока тащил в зубах кота,
Лиса ловила мошек – такая красота!
А рядом, свесив уши, капусту ел медведь,
А ты сиди и слушай, а я не буду петь!
Ведущая : Аннушка, а наши дети тоже знают такие небылицы… Двое детей :– Федул, что губы надул?
– Кафтан принес починить.
– Починить можно, да иглы нет.
– А ты пальцем придержи.
– А велика ли дыра?
– Остались ворот да рукава.
Мальчик:
Лошадь ела сани, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Двое детей :– Ты пирог ел?
– Нет, не ел.
– А вкусный он?
– Очень!
Два мальчика :– Мы с тобой шли?
– Шли!
– Пирожок нашли?
– Нашли!
– Я тебе его дал?
– Дал!
– Ты его взял?
– А где же он?
– Кто?
– Пирожок.
– Какой пирожок?
– Мы с тобой шли?
– И т. д.
Игра "Жмурки с колокольчиком"
Аннушка садится за специальный стол для гостей. Ведущая вновь берет волшебную палочку, вместе с детьми произносит волшебные слова. Появляется Весна.
Весна (поет):
Ай, жавороночки, мои деточки,
Прилятите к нам! Принясите вы нам
Вясну теплаю! Унясите от нас
Зимушку холодною!
Нам зима надоела: всю сену поела.
(Говорит.)
Я – Весна-красна, вам в подарок принесла
Листья на дубочек, шелковый платочек,
Много-много вешних вод
Да веселый хоровод.
Дети исполняют хоровод "Веснянка" под русскую народную песню.
Весна : Очень уж я песни да музыку люблю! А уж как музыканты заиграют – так сразу и солнышко проглянет, и птички запоют, и ручьи побегут… Детский оркестр исполняет русскую народную мелодию "Во саду ли, в огороде".
Весна: Посмотрите-ка, какой принесла я вам цветок. Хотя он весной и не первый, но уж больно хорош!.. И имечко у него ласковое да нежное: вьюнок!
Хоровод-игра "Со вьюном я хожу" под русскую народную песню. "Со вьюном я хожу"
Дети строятся в кругу лицом в центр. Один ребенок – ведущий, у него в руках – "вьюнок" (зеленая атласная лента или сплетенная "косой" веревка с пришитыми к ней бумажными плотными зелеными листочками). При построении следует обратить внимание, чтобы дети стояли с интервалами.
1. Со вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, ⎫
Куда вьюн положить. ⎭ (2 раза)
Поют все дети, стоя на месте. Ведущий идет между детьми "восьмеркой", обходя каждого, на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем окончили петь. С началом второго куплета вслед за ведущим идет и тот ребенок, кому сделан поклон, т. е. кого пригласили.
2. Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн, ⎫
На правое плечо. ⎭ (2 раза)
Движение повторяется. С концом второго куплета по кругу ходят уже трое детей.
3. А со правого,
А со правого,
А со правого ⎫
Налево положи. ⎭ (2 раза)
На 3-й куплет движения повторяются, с концом песни со "вьюном" ходят уже четверо детей.
По окончании песни в центре четверо детей кладут на пол "вьюнок", а сами под плясовую русскую народную мелодию свободно пляшут, все дети хлопают им в ладоши. С окончанием плясовой четверо детей наперегонки стараются первыми схватить вьюнок. Кто первым его взял, тот и становится ведущим при повторе игры.
Ведущая предлагает Весне-красне и детям послушать стихотворение о весне.
Мы пойдем, девушки,
Во луга гуляти,
Ой, маю, маю,
Маю зеленому.
Во луга гуляти,
Венки завивати,
Ой маю, маю,
Маю зеленому.
Мы завьем веночки,
Зеленые цветочки,
Ой, маю, маю,
Маю зеленому.
Завьем зеленые,
Будем веселые,
Ой, маю, маю,
Маю зеленому.
После слов о чудесах-кудесах ведущая вызывает в зал Андрюша и Катюша.
Андрша и Катюша в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.
Катюша : Здравствуй, Андрюша!
Андрюша : Здравствуй, Катюша!
Катюша: Что, мать гостинчика прислала?
Андрюша : Мать прислала лепешек-оладушек.
Катюша : А где же они?
Андрюша : А я их под лавку положил…
Катюша : Экий ты, Андрюша, чудак!
Андрюша : А ты бы, Катюша, как?
Катюша: Я бы их в печку положила. Ты бы пришел и поел.
Андрюша : Ладно, Катюша, в следующий раз так и сделаю…
(Андрюша и Катюша расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.)
Катюша : Здравствуй, Андрюша!
Андрюша : Здравствуй, Катюша!
Катюша: Что мать прислала?
Андрюша : Мать прислала сарафан.
Катюша: А где же он?
Андрюша : А я их в печку положил.
Катюша: Экий ты, Андрюша, чудак!
Андрюша: А ты бы, Катюша, как?
Катюша : Я бы его в шкаф повесила.
Андрюша : Ладно, Катюша, в следующий раз так и сделаю…
(Андрюша и Катюша снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.)
Катюша: Здравствуй, Андрюша!
Андрюша : Здравствуй, Катюша!
Катюша: Что мать прислала?
Андрюша : Мать прислала барана.
Катюша : А где же он?
Андрюша : А я их в шкаф повесил.
Катюша : Экий ты, Андрюша, чудак!
Андрюша: А ты бы, Катюша, как?
Катюша : Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
Андрюша : Ладно, Катюша, в следующий раз так и сделаю…
(Андрюша и Катюша снова расходятся, затем встречаются.)
Катюша: Здравствуй, Андрюша!
Андрюша: Здравствуй, Катюша!
Катюша: Что мать прислала?
Андрюша: Мать прислала Настасьюшку.
Катюша : А где же она?
Андрюша: А я ее в хлев завел, водой напоил, сеном угостил.
Катюша: Экий ты, Андрюша, чудак!
Андрюша: А ты бы, Катюша, как?
Катюша : Я бы за стол посадила, чаем угостила.
Андрюша: Ладно, Катюша, в следующий раз так и сделаю…
(Андрюша и Катюша вновь расходятся и встречаются.)
Катюша: Здравствуй, Андрюша!
Андрюша: Здравствуй, Катюша!
Катюша: Что мать прислала?
Андрюша: Мать прислала свинью.
Катюша: А где же она?
Андрюша: А я ее за стол посадил, чаем угостил.
Катюша: Ах, ты Андрюша! Андрюша-простодыра!
(Свободная пляска Андрюши и Катюша с последующим приглашением всех детей на русскую народную пляску.)
(Ведущая приглашает Андрюшу и Катюшу сесть за гостевой стол, а сама вновь произносит вместе с детьми волшебные слова и вызывает из сказки Петрушку.)
Петрушка : Здравствуйте! А куда это я попал?
(Ведущая объясняет гостю и предлагает отдохнуть и повеселиться вместе с детьми).
Петрушк а: Хотите, ребята, я вам фокус покажу?
Фокус:
Петрушка заходит за ширму и выносит оттуда кувшин и дудочку. Незаметно надевает на дудочку петельку из лески и начинает на дудочке негромко играть.
Из кувшина медленно выползает змея. Так повторяет он несколько раз. Аплодисменты.
Ведущая благодарит Петрушку за фокус и уносит кувшин за ширму. Пока она это делает, Петрушка начинает детям играть на дудочке, но получается это слишком громко и плохо.
Ведущая, зажимая себе уши, подходит к нему и громко приказывает: "Здесь играть нельзя!"
Когда ведущая отходит от Петрушки , он, соглашаясь с ней, говорит: "Здесь играть нельзя!.. А вот здесь можно!" И, перейдя на другое место, вновь начинает громко дудеть. Так повторяется три раза, пока ведущая не забирает у Петрушки дудочку себе… Петрушка, как бы посмеиваясь над ведущей, достает из шаровар еще одну дудочку, поменьше, и начинает на ней играть.
Ведущая, уже порядком рассерженная, отбирает у Петрушки и эту дудочку.
Петрушка достает третью, маленькую дудочку… Ведущая отнимает у него и эту. Петрушка достает из рукава свисток, прикрепленный к рукаву его рубашки. Теперь он свистит в свой свисток, но ведущая не может его найти.
Пытается даже "обыскать" Петрушку, тот услужливо показывает всякий раз ей руки. Пока он их вытягивает вперед, резинка убирает свисток в рукав. Так повторяется несколько раз, пока Петрушка не потеряет бдительность и ведущая не увидит свисток. Она делает вид, что забирает у Петрушки и этот свисток…
Предлагает Петрушке послушать, как сами ребята умеют играть на инструментах, и поиграть вместе с ними.
Проводится игра "Веселые музыканты"
На 1-ю часть музыки дети, стоя в кругу, играют каждый на своем инструменте, Петрушка стоит в центре и слушает. На 2-ю часть музыки дети, положив инструменты на пол, бегут по кругу, Петрушка бежит вместе с ними. В конце пьесы дети подбирают инструменты. Петрушка запаздывает и остается без инструмента. Повторение игры – Петрушка успевает взять инструмент, и тогда в середине круга оказывается тот, кому инструмента не досталось. В этой игре желательно использовать шумовые инструменты. Петрушка садится рядом с другими гостями за стол.
Ведущая: И все-таки интересно, чья же это волшебная палочка?
Аленушка : Кажется, я знаю… Эту волшебную палочку я видела в руках у моей тетушки – Феи!
(Ведущая вызывает Фею).
Фея: Здравствуйте! Это вы меня из сказки вызывали?
Ведущая рассказывает гостье о том, как случайно нашли ее волшебную палочку, и возвращает ее Фее. Та обрадована и обещает за это выполнить три желания детей. Спрашивает детей об их желаниях; они на ушко Фее высказывают свои желания. Фея соглашается выполнить те желания, которых было больше.
Фея: Многие ребята хотят, чтобы на столах у них появился чай, но не простой, а из самовара.
Из-за ширмы выходит Андрюша с самоваром в руках. Второе желание – вкусные ватрушки – приносит Катюша, Аннушка появляется с конфетами. Детям наливают чай, угощают выпечкой и конфетами. Негромко звучит музыка, дети лакомятся угощением. За гостевым столом пьют чай все гости.