ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
70485-72390Цыбина Ирина Михайловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ФКПОУ « Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России п. Садоягодное, Кунгурский район, Пермский край
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. Поэтому резко возросли требования к информационной и коммуникационной компетентностям личности, как одних из важных структурных компонентов профессиональной компетентности.
Настоящий профессионал в настоящее время должен:
иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;
уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;
располагать наработанной коммуникационной средой;
уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его к той или иной деятельности;
обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
иметь компетентность в смежных областях;
уметь быстро и эффективно принимать решения;
стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию.
Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность. В целом компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Следовательно, формирование профессиональной компетентности — управляемый процесс становления профессионализма, т. е. по существу, это образование и самообразование специалиста.
В связи с требованиями, предъявляемыми государством к учебным заведениям, задача нашего техникума – подготовка специалиста, обладающего запасом необходимых теоретических знаний, хорошо сформированных профессиональных навыков, способного квалифицированно решать производственные задачи. Высокий уровень сформированности профессиональных навыков свидетельствует о способности специалиста реализовывать их в конкретной практической деятельности (компетенции). Быть компетентным значит уметь использовать в любой ситуации полученные знания и умения.
По окончании техникума каждый студент должен выработать навыки знающего и думающего пользователя и приобрести высокий уровень информационной культуры. Для этого использую в педагогической деятельности элементы различных образовательных технологий: мультимедийной, блочной системы планирования и изучения учебного материала, проблемного обучения, проектного обучения. Принципы отбора содержания курса информатики, способы организации и динамика учебной деятельности подчинены цели формирования информационной культуры будущего специалиста.
При изучении теоретического материала занятия проводятся в форме лекций, семинаров, зачетов, самостоятельных работ обучающихся, защиты рефератов. Для таких занятий разработаны вопросы к зачету, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. По окончании определенного блока студенты сдают зачет. В собственной практике могу выделить несколько форм оценочной деятельности студентов: публичное выступление, самостоятельная практическая работа, защита проекта, решение задач с использованием информации.
Поскольку курс информатики является практически-ориентированным, основную часть аудиторного и внеаудиторного времени занимает лабораторный компьютерный практикум, в рамках которого студенты получают необходимые навыки работы с программным обеспечением ПК. Задания компьютерного практикума неразрывно связаны с основной образовательной программой студентов, их специальностями.
На занятиях применяются индивидуальные дополнительные задания, дифференцированная самостоятельная работа, задания разной степени сложности, индивидуальные графики выполнения учебного плана, лабораторно-практические занятия по «свободному» расписанию без ограничения времени работы студентов, учебно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса. Вариативный подход, используемый в обучении, означает многообразие, разноуровневость, дифференцированность заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами.
Студенты изучают существующие программные средства, оценивают целесообразность и эффективность их применения. В процессе профессиональной подготовки перед студентами ставятся задачи овладения информационной культурой, позволяющей ориентироваться в потоке разнообразной информации: документографической, библиографической и др. Будущие специалисты должны иметь представление об информационных ресурсах Internet по проблемам их будущей профессиональной деятельности; знать наиболее популярные Web-сайты; уметь производить поиск в электронных каталогах и базах данных информационных центров, занимающихся проблемами их профессиональной деятельности и многое другое. Использование информационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций будущих специалистов выполняют важные функции в жизнедеятельности каждого человека такие, как формирование у человека способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам, будущим специалистам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.
Одним из наиболее продуктивных методов в обучении информатике является метод учебных проектов. Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности. Подобрав правильно тип исследования или проекта, можно управлять активностью студента на протяжении всего периода работы, формируя у него необходимые предметные и универсальные знания и умения, необходимые компетентности. Метод проектов позволяет переносить полученные навыки при решении учебных проблем в ситуации реальной жизни и реального общения для принятия адекватных решений, успешно адаптироваться в социуме и самореализоваться как личности. На основе опыта преподавания информатики можно сделать вывод, что именно проектный метод позволяет добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов. Индивидуальная проектная деятельность студентов осуществляется в соответствии с технологическими этапами организации проектной деятельности. На уроках информатики выполняются информационные, исследовательские, межпредметные и практико-ориентированные проекты.
Роль преподавателя — роль режиссера, позволяющая направить размышления студентов в верное русло. Для этого нужна целая система вопросов и заданий разного уровня, предполагающая неоднозначность решения. Поэтому для таких занятий подбираются задачи практической направленности, позволяющие опереться на жизненный опыт студентов, нестандартность подходов к решению обсуждаемой проблемы. Это позволит выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать те, которые действительно являются перспективными.
Итак, следует отметить, что интеграция традиционных и современных компьютерных методов обучения на уроках информатики позволяют сделать более эффективным качество всего учебного процесса в целом. Такие занятия способствуют развитию основных компетенций обучающихся: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Список использованной литературы
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб.пособие для студ.пед.вузов / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика.- 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 624 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов. – М.: АРКТИ, 2000
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005