Родительское собрание Трудности подросткового возраста
Родительское собрание
Трудности подросткового возраста
Возраст человека – это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определенное положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют. В детстве поведение ребенка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать свое отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.
Всех присутствующих здесь родителей можно разделить на три группы:
Это те, кто уже пережил вместе с ребенком трудности подросткового возраста.
Те, кому это еще предстоит сделать.
И, наконец, те, у кого в настоящее время ребенок-подросток.
Так в чем же заключаются особенности и трудности подросткового возраста?
Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребенок во всем слушается взрослых, продолжается до 10-11 лет. В 7-10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело – старший подросток, вступивший в период от 13 до 15 лет.
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Это период бурного, и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подросток осознает и переживает свою угловатость, нескладность.
В подростковом возрасте и несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т.д.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит, зачастую, к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.
Однако, подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни. Но именно в это время у подростков ярко проявляется импульсивность, которая является сигналом внутреннего неблагополучия.
Что такое импульсивность?
это особенность поведения человека
(в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
В результате анкетирования родителей всех учащихся нашей школы на тему: «Оценка импульсивности ребенка» (см. приложение №2), можно сделать следующие выводы:
Предложены анкеты родителям 32 учащихся из 34 – 94%
Ответили на вопросы анкеты родители 24 учащихся – 75% от числа анкетируемых.
Результаты анкетирования подтверждают исследования ученых: низкий уровень импульсивности детей приходится на учащихся до 10-летнего возраста ( 1-3 классы) – это 12% от числа ответивших на вопросы анкеты; средний уровень импульсивности свойственен учащимся 4-6 классов, большей части – 7-9 классов, это 71% от чиста ответивших на вопросы анкеты; высокий уровень импульсивности свойственен лишь некоторым учащимся 7-9 классов – это 17% от числа ответивших.
Можно подвести итог, что подростковый возраст практически нормально переживает большинство подростков нашей школы, и лишь некоторые дети требуют особого внимания и помощи со стороны взрослых, прежде всего – родителей.
Именно в детско-родительских отношениях импульсивность проявляется особенно ярко. У подростков импульсивность является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. Количество импульсивных действий взрослых возрастает тем чаще, чем больше они хотят эти действия прекратить. После каждой вспышки импульсивного поведения родители раскаиваются, решают измениться: «В следующий раз не сорвусь, буду беседовать с сыном или дочерью, а не кричать, обижать и наказывать». Но в следующий раз все обычно повторяется. Кроме того, импульсивность родителей передается детям.
Что же делать? Если выход из такой непростой ситуации?
Трудности поведения и характера наших детей не возникают сами по себе. Они всегда порождаются нашими проблемами. Когда ребенок становится невыносимым, полезно вспомнить, что детей нам не аист приносит. Универсального средства, способного предотвратить кризисные ситуации с детьми, нет. Однако можно обозначить то, чего по отношению к детям нужно стараться не делать.
Восемь «нет!» для мамы с папой
Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;
Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;
Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными;
Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;
Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.
Подростки, зачастую, сами не могут правильно сформулировать отличия подростка от ребенка и от взрослого, выявить трудности, с которыми приходится сталкиваться детям переходного возраста.
Всем учащимся с 5 по 9 класс было предложено выполнить, по желанию, несколько заданий, связанных с темой нашего родительского собрания (см. приложение №1).
На вопрос, чем подросток отличается от взрослого человека, наши дети ответили по-разному. Вот некоторые варианты ответов:
Подросток выглядит моложе, у него больше свободного времени;
Подростку свойственна влюбчивость, ему хочется попробовать всего и сразу;
Взрослый человек сам распоряжается своей жизнью, а жизнь подростка в руках родителей;
Подросток, в отличие от взрослого, не может самостоятельно устраивать свою личную жизнь;
Подростка постоянно чему-то учат, у него больше запретов;
Взрослый человек может сам решать свои проблемы, а некоторые подростки к этому еще не готовы;
Взрослому легче, потому что он через все прошел, а подросток только начинает взрослую жизнь;
Взрослый человек работает, что-нибудь постоянно делает, а подросток гуляет, развлекается, одним словом, отдыхает от работы;
Взрослые люди более воспитанные, чем подростки, но бывает и наоборот;
Подросток замыкается в себе, часто хомит и врет взрослым;
Подросток умнее, хитрее и изворотливее, он хочет попробовать что-то новое, любит риск и никогда не видит опасности. Становясь взрослее, подросток уже будет понимать все свои ошибки, и стараться исправлять их;
Как видите, наши дети, в общем-то, понимают, что подростковый возраст – это трудный возраст, когда желания не совпадают с возможностями и условиями, в которых подросток взрослеет.
Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность – это своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой - воспитанием в себе независимости, самостоятельности. Естественно, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок.
На этом этапе родители не узнают своего ребенка – настолько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вначале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у полростка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично – со взглядами сверстников. Подросток хочет как можно быстрее стать взрослым, стремится к самоутверждению.
Взрослая жизнь – это не только возрастной период, но и участие в труде, и в выполнение семейных обязанностей. Однако, без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе и к семейной, подростковый период может стать временем утраченных возможностей.
Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Среди них как школьные, так и жизненные задачи. Психологи считают, что эти задачи в свое время приходится решать каждому человеку. Все задачи жизни необходимо решать в свое время. Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой.
Как же наши дети отвечают на вопрос «Трудно ли быть подростком?» (см. приложение №1)
Предлагаю вашему вниманию некоторые варианты ответов:
Подростком быть совсем не трудно, если ты всегда слушаешь то, что говорят родители, не перекрикиваешь их;
Трудно, потому что у подростка вечно какие-то проблемы., конфликты с родителями. Лучше бы я родилась сразу старой бабушкой;
Подростком быть очень и очень трудно. Иногда я не знаю, что мне делать, не нахожу себе места. Лучше быть маленьким ребенком;
Не знаю. Я им только еще становлюсь. Мне очень трудно быть старшей в семье, постоянно нужно смотреть за братом, все делать по дому, нет ни минуты отдыха;
Я считаю, что подростком быть не трудно, ведь подросток – это последняя стадия ребенка перед тем, как прейти к взрослой жизни;
Да, трудно, потому что на тебя ложится большая ответственность, приходится принимать сложные решения, появляются новые друзья, меняется характер;
Трудно только в смысле учебы, все время хочется спать, думаешь совсем о другом, не хочется учиться и тратить драгоценное время на домашние задания;
Конечно, же подростком быть трудно. Считаешь, что ты уже взрослый и вправе делать все, что захочется, но это не так, за все нужно отвечать;
Трудно, так как некоторые взрослые не понимают подростков, устраивают им ограничения в личной жизни;
Да, подростком быть трудно, ведь нам хочется свободы (в смысле не совсем жить одному), чтобы не лезли в личную жизнь. За нами постоянно следят, через чур много волнуются за нас, что-то советуют, учат жизни.. Я, конечно, не против, чтобы в школе нас учили, но чтобы личной жизни не мешали. Я не люблю, когда на мое поведение много обращают внимание посторонние люди, не родные. Я не совсем понимаю взрослых, ведь когда-то они сами были подростками, вели себя, практически, также. Пусть лучше учат на своих ошибках.
Для благополучного решения всех задач и трудностей подросткового возраста очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна. Отдыха и питания, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Очень важна максимальная загрузка подростка хорошими делами (в том числе занятия в спортивных секциях, в различных кружках, в коллективных творческих делах и т.д.)
Чрезвычайно важно переключение внимания подростка с негативных моментов на интересную и занимательную для него деятельность.
Неоценимую помощь в преодолении возникающих перед подростком трудностей может выполнить ведение личного дневника. Личный дневник – это как бы отчет перед самим собой, ежедневный, самокритичный и не всегда лицеприятный. Подросток должен быть уверен, что его записи никто не прочтет, иначе он перестанет доверять всем, замкнется, начнет лгать, изворачиваться, приспосабливаться. Это может привести к непредсказуемым последствиям. Все это советы педагогов и психологов.
А в заключении я прочту советы, которые дают подростки вам, своим родителям. Ребята убедительно просили, чтобы все их советы прозвучали. Конечно, по некоторым так называемым советам, вы поймете, что вашим детям еще расти и расти до взрослой жизни, но в некоторых советах слышится крик о помощи. Прислушайтесь, пожалуйста, и сделайте соответствующие для себя выводы.
Прислушивайтесь к мнению подростков;
Интересуйтесь здоровьем и проблемами своих детей.
Понимайте своих детей, помогайте им в трудную минуту, решайте с ними их проблемы.
Не бейте своих детей, не ругайте, любите, не сажайте в угол, больше уделяйте им внимания.
Не запрещайте гулять.
Постарайтесь доверять своим детям, быть примером для них, помогать им, наставлять на путь истинный.
Если в вашей семье есть еще младшие дети, уделяйте подростку столько же времени, как и младшему.
Лучше смотрите за воспитанием детей, заставляйте их заниматься, ведь в дальнейшем им это пригодится.
Постарайтесь быть добрее, не заставляйте подростка делать то, что он не хочет делать.
Не давите на подростка.
В учебные дни меньше давайте работы по дому.
Не читайте личные записи, не лазьте по карманам, разрешайте больше общаться по телефону.
Не заставляйте есть почти как по режиму. Захочу-поем!
Уважайте своего ребенка. Почаще общайтесь с ним.
Не запрещайте говорить все, что мы о вас думаем.
Не спрашивайте, во сколько пришла домой после ночного гуляния, не разговаривайте по утрам, когда я сплю.
Проявляйте больше терпения, не ругайте очень часто, не вмешивайтесь в личную жизнь.
Помогайте с домашним заданием.
Станьте лучшим другом.
Не надоедайте с расспросами, не наказывайте за опоздание, не подслушивайте телефонные разговоры и не читайте SMSки.
Не слушайте сплетни про своих детей.
Проводите больше времени с детьми.
Давайте на расходы карманные деньги.
Выслушивайте все проблемы, покупайте все, что захотят.
Разрешайте иногда не ходить в школу и высыпаться после ночного гуляния.
Доверяйте своим детям, входите в их ситуации, ставьте себя на их место.
Не лезьте в наши проблемы и не пытайтесь узнать наши секреты.
Любите своих детей, ведь мы вас очень любим.
Подростковый период – это испытание, данное каждому человеку. Сколько людей проходило этим путем. А сколько еще пройдут!
Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Наши дети совершают те же ошибки, мучаются над решением тех же вечных вопросов. Даже если вы дадите подросткам тысячу готовых рецептов мудрости, они будут упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.
Хочется пожелать всем терпения, житейской мудрости и понимания между вами и вашими взрослеющими детьми.
Приложение №1
Анкета для подростков
Сформулируйте отличия подростка от взрослого человека:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте отличия подростка от ребенка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните выражения, определяющие отличительные черты поведения подростков:
Подчеркнутая независимость;
Беспрекословное послушание старшим;
Стремление к риску;
Подражание родителям и наставникам;
Повышенная агрессивность;
Противоречивое поведение;
Рассудительность.
Продолжите список черт, характеризующих взрослого человека:
Ответственность.
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Подумай и опиши свои ощущения.
Трудно ли быть подростком?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласны ли вы с приведенными утверждениями?
Утверждения
1
2
3
4
5
Я могу принимать самостоятельные решения
Я не очень замкнут
Я не очень целеустремленный
Я искренен
Я терпим
Я ответственен
Я недостаточно верю в себя
Я знаю свои способности
Я не доволен собой
Я не умею расслабляться
Я не сдерживаю обещаний
Я могу принимать критику
Мне наплевать на одноклассников
Я обращаю внимание на поведение людей
Я знаю, где мое место (в классе, в семье)
Мои товарищи не принуждают меня делать что-то
Я не очень доверяю людям
Я пытаюсь понять взрослых
Варианты ответов:
да
скорее, да
скорее, нет
нет
я не понимаю, что имеется в виду
Какие советы ты можешь дать родителям, у кого есть дети-подростки?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Какие советы ты можешь дать родителям, у кого есть дети-подростки?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Приложение №2
А н к е т а для родителей
ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ РЕБЕНКА
Ребенок всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстро).
У него часто меняется настроение.
Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
Обидчив, но не злопамятен.
Часто чувствует, что ему все надоело.
Быстро, не колеблясь, принимает решения.
Может резко отказаться от еды, которую не любит.
Нередко отвлекается во время занятий.
Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.
Обычно уверен, что справится с любым заданием.
Может нагрубить родителям.
Временами кажется, что он переполнен энергией.
Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.
Требует к себе внимания, но не хочет ждать.
В играх не подчиняется общим правилам.
Горячится во время разговора.
Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.
Любит организовывать и предводительствовать.
Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Литература:
Классные часы и классные собрания. Сборник материалов для классного руководителя. М., Просвещение. 2004.
15