Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Новикова С.Н.
МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода
В мае 2012 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утверждён Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, в соответствии с которым была разработана Примерная программа по иностранному языку, в которой определены главные цели обучения предмету:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой компетенции, языковой компетенции, социокультурной/ межкультурной компетенции, компенсаторной компетенции, учебно-познавательной компетенции);
развитие личности учащихся (формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков, формирование общекультурной и этнической идентичности и осознание необходимости вести здоровый образ жизни). [1]
Одним из эффективных способов достижения поставленных целей является внедрение в процесс преподавания предмета активных форм обучения, в частности, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время. При этом процесс обучения становится
- более самостоятельным и личностно-ориентированным (появляется возможность создания индивидуальных образовательных траекторий, учиться в соответствии со своим темпом и интересами);
- интерактивным, так как появляется возможность получать моментальный ответ (реакцию) на свои действия;
- менее рутинным и более разнообразным (не простое многократное повторение языковых единиц, а применение их в разнообразных тренировочных упражнениях и реальных ситуациях общения);
- коммуникативным, т.к. у учащихся появляется возможность осуществлять непосредственное письменное и устное общение по электронной почте, в блогах, чатах, по скайпу, участвовать в он-лайн сообществах, конференциях и международных проектах;
- основанным на использовании аутентичных языковых материалов, так как сеть Интернет предоставляет неограниченный доступ ко всевозможным учебным и страноведческим ресурсам;
- более эффективным с точки зрения формирования учебно-познавательной компетенции, так как способствует дальнейшему развитию общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности. [2]
В практике работы мною используются различные виды электронных образовательных ресурсов, начиная от простых, текстографических, заканчивая мультимедиа ЭОР.
Давно и успешно в преподавании предмета я использую презентации, выполненные в программе Power Point, в основном, на этапе презентации нового учебного материала (лексический, грамматический, страноведческий материал). При наличии одного компьютера и отсутствии интерактивной доски презентации выполняют, в основном, иллюстративную роль. Однако возможность создавать гиперссылки позволяет готовить презентации-тесты и использовать их на этапе контроля знаний. Кроме того, презентации, сделанные в шаблоне со встроенным макросом «drag and drop» позволяют использовать характерную для интерактивной доски функцию «drag and drop» в презентациях Power Point. Это позволяет выполнять различные упражнения на соотнесение фактов и явлений и может быть использовано на любом этапе урока.
Ещё большие возможности появляются при наличии интерактивной доски, в частности, работа с интерактивными картами при изучении страноведческого материала, возможность выделять отдельные части экрана, делать записи, пометки и сохранять изменения.
Выход в сеть Интернет даёт доступ ко многочисленным аутентичным ресурсам и позволяет работать в режиме on-line. Достаточно популярным ресурсом, материалами которого мы часто пользуемся как на уроках, так и во время самостоятельной работы, является сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Он предоставляет обширные возможности для формирования и совершенствования коммуникативных навыков. Этот сайт создан опытным преподавателем английского языка Рэнделом Дэвисом из США и содержит целую серию упражнений, направленных на развитие навыков аудирования, чтения, говорения, письма, совершенствования лексико-грамматических навыков, навыков работы с информацией. Все упражнения разделены на 3 уровня (Easy, Medium and Difficult); работа над каждым упражнением состоит из нескольких этапов:
Подготовительный – учащимся предлагается задание, вводящее их в тему разговора (Pre-listening activity).
Собственно аудирование, во время которого учащиеся слушают диалог (монолог) и выполняют задания по прослушанному.
Аудирование с параллельным чтением и выполнение теста по окончании. Тест является гипертекстом, так как даёт учащимся возможность сразу же посмотреть значения незнакомых слов.
Формирование и совершенствование грамматических навыков: в видеосюжете учащимся объясняется грамматический материал, а затем предлагается выполнить упражнения на его закрепление.
Все выполняемые задания интерактивны, учащиеся сразу же по окончании выполнения получают информацию о количестве правильных ответов и объяснение ошибочных.
Практические, творческие упражнения, направленные на совершенствование навыков говорения и навыков работы с информацией (Post-listening exercises), предполагающие поиск и работу в сети; многие из этих заданий связаны с блогом преподавателя, где учащиеся могут прослушать, почитать и оставить свои комментарии.
Кроме аудиофайлов, на сайте представлены видеофайлы, работа над которыми осуществляется подобным образом.
Все упражнения разделены тематически и направлены как на совершенствование разговорного английского (используется лексика живого, современного языка), так и на совершенствование академического английского (для тех, кто собирается учиться в англоязычных образовательных учреждениях).
Таким образом, в процессе интерактивной работы над упражнениями, у учащихся формируется коммуникативная компетенция, повышается мотивация к изучению предмета. [3]
Бесценным ресурсом для учителей английского языка является сайт британского совета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , содержащего материалы по всем аспектам преподавания предмета:
1. Ресурсы для преподавателей (планы занятий и дополнительные раздаточные материалы, курсы для преподавателей онлайн, статьи для преподавателей английского языка, желающих улучшить свою методику преподавания) и многое другое.
2. Ресурсы для изучающих английский язык (бесплатные учебные видео, подкасты, обучающие игры, а также более 2 000 интерактивных упражнений, которые помогут увеличить словарный запас, улучшить восприятие английского на слух, выучить английскую грамматику, песенки и стихи на английском, рассказы, игры, материалы для подготовки к экзаменам и т.д.).
Материалы созданы профессиональными преподавателями и носителями английского языка из Великобритании и представляют собой образцы современного живого языка и современных подходов к обучению английскому языку. [4]
Использование интерактивных информационных технологий в процессе преподавания способствует значительному росту уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся, мотивации к изучению предмета, помогает учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
Загайнова Т.В. Применение ЭОР на уроках английского языка // МКУ "Управление образования" г. Рубцовска [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Британского совета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]