Сценарий внеклассного мероприятия Энциклопедия математических знаний
Сценарий внеклассного мероприятия по математике
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»
(ПОСВЯЩАЕТСЯ «АРИФМЕТИКЕ» ЛЕОНТИЯ МАГНИЦКОГО)
Действующие лица:
Архивариус
Пётр Первый.
Леонтий Магницкий
Ученик навигацкой школы
Архивариус. Первая половина XVIII века названа эпохой Петра Великого. А началом этой эпохи был год 1696, когда появился первый указ Петра I.
Петр I (встает и читает по свитку): Государство, имеющее только сухопутную армию – одну руку имеет. Чтобы добиться превосходства на море повелеваю создать военно – морской флот!
Архивариус. Спустя годы, Пётр приступает к грандиозному преобразованию Российского государства. Но сталкивается с существенным препятствием на этом пути – отсутствием грамотных людей, которые могли бы воплотить его планы в жизнь. Поэтому Пётр I одним из самых кардинальных направлений своей деятельности избрал спешную подготовку разнообразных специалистов для армии, строящегося флота, открывающихся заводов и для создающегося заново государственного аппарата.
Пётр I. «Усмотрел я ясно, что ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить и безопасно пустить в море, не употребляя математики; ни лекарств поврежденным в сражении воинам без физики не приготовить; ни законов, ни судов правости, ни честности нравов без учения философии и красноречия ввести, и словом ни во время войны государству надежного защищения, ни во время мира украшения без вспоможения наук невозможно».
Архивариус. 14 января 1701 года по указу Петра в Москве была открыта математико – навигацкая школа, которая должна была готовить кадры для флота. Единственным авторитетным русским преподавателем этой школы был в то время Леонтий Филиппович Магницкий.
Архивариус. Где и как Магницкий изучал математику, мы не знаем. В надгробной надписи говорится: «Он научился наукам дивным и неудобовероятным способом». Весьма правдоподобно, что Магницкий был самоучкой и изучал науки по книгам, которые покупал в лавочках, размещавшихся в то время около Спасских ворот Кремля. Во всяком случае в конце XVII века он был уже известен в Москве своей ученостью.
Леонтий Магницкий. Я сын простого крестьянина Телятина. С детских лет я был очень любознательным, без посторонней помощи научился читать, писать, считать, а впоследствии выучил латинский, греческий, голландский, немецкий, итальянский языки. Я был «страстный охотник читать… и разбирать мудреное и трудное».
С 1701 года и до конца дней моих я преподавал в навигацкой школе арифметику, геометрию и тригонометрию. Я проводил не только учебные занятия, но и руководил практикой учащихся в измерениях на местности, в навигацких науках. Ведал я и оборудованием, которым хорошо была снабжена школа, - линейками, готовальнями с медными инструментами.
Ученик навигацкой школы. В этой школе должны были заниматься дети дворян и чиновников, т.е. математико – навигацкая школа была в некотором роде элитарной школой для обучения русских юношей «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением».
Архивариус. «Принуждение» во многом было обусловлено нежеланием родителей отдавать своих детей в школу. Так, обеспеченные дворяне не хотели, чтобы их дети учились со сверстниками неблагородного происхождения. Поэтому значительная часть обучаемых на самом деле относилась к малоимущим слоям населения. Для них назначалась своеобразная «дифференцированная стипендия»: «учинить неимущим поденный корм, усмотряя, арифметике или геометрии ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусство учения…».
Ученик. Учиться нам было нелегко: науки преподавались большей частью на малопонятном языке, обращались с нами очень сурово, учебных пособий не хватало.
Магницкий. Мне было поручено составить руководство для изучения математики в навигацкой школе. Книга моя «Арифметика, сиречь наука числительная…» была напечатана в 1703 году на славянском языке. В тексте «Арифметики» употребляются арабские цифры, а год издания и нумерация листов даны в славянской нумерации. Это был период, когда происходила замена устаревшей славянской нумерации на более совершенную – арабскую (индийскую). Книга эта стала энциклопедией математики.
Ученик. Учебник прекрасно издан, открывается он пышным фронтисписом с изображениями Пифагора и Архимеда. На первой странице книги изображён дворец науки. На престоле сидит царица «Арифметика», в её правой руке символический ключ, это ключ ко всем знаниям. Без арифметики нет доступа к другим наукам. К познанию арифметики ведут 5 ступеней: счисление, сложение, вычитание, умножение и деление.
Магницкий. А начал я это руководство по математике с разъяснения значения этой науки для человека. Арифметика нужна всем, не только купцам:
«Цену товаров обретати
И достойно её исчисляти»,
но и людям:
«Ремесленным и художным,
Подданным всяким и вельможным».
Её должен изучать
«Хотящий быть морской пловец,
Навигатор ли или гребец»
и что
«Ныне и всяк лучший воин
Эту науку знать достоин».
Архивариус. Книга значительно шире своего названия. Она содержит сумму знаний, необходимых мореплавателям: арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию, основы математической географии, «земное размерение», описание ветров. В тексте много рисунков, поясняющих мысли автора, 3 таблицы по метрологии и 2 листа различных чертежей.
Магницкий. В этой книге я «разум весь собрал… ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей».
А как обучались вы на уроках математики? Попробуйте решить задачи из моей «Арифметики».
1. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особенно выпьет ту же кадь? (За 35 дней)
2. Некий человек нанял работника на год, обещав дать ему 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему расчет 5 рублей и кафтан. И ведательно есть, коликой цены оный кафтан был. (4 руб. 80 коп.)
3. Некто оставил в наследство жене, дочери и трём сыновьям 48000 рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников? (6000, 6000, по 12000)
4. Некий человек на вопрос, сколько он имеет денег, ответил : «Аще придастся к моим деньгам толико же, елико имам, и полтолика, и ¾, и 2/3, и убавится из всего 50 рублев, и тогда будет у меня 100 рублев, и ведательно есть, колико той человек имяше денег». (38 целых 14/47 руб.)
Магницкий. «Арифметика» полвека служила учебным пособием для всей страны. По ней учился Михайло Ломоносов и другие ученые вплоть до середины XVIII века. Ломоносов назвал эту книгу «вратами учености». Сбылось моё желание: «Да будет сей труд добре пользовать русский весь люд».
Пётр I. Ценю я очень этого человека за большую образованность, за самобытный ум, за умение передать другим свои знания. Как магнит притягивает к себе железо, так и он природными способностями своими обратил на себя внимание. И повелеваю я оному человеку прозвище дать – Магницкий!
Литература
Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика на уроках в 5 – 11 классах». Волгоград, «Учитель». 2004.
Глейзер Г.И. «История математики в школе. IV – VI классы». Москва, «Просвещение». 1981.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики». Москва, «Просвещение», 1999.
Зубелевич Г.И. «Занятия математического кружка в 4 классе». Москва, «Просвещение», 1980.
Календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности «Знаменательные даты. 1998 год». Москва, «Либерия», 1997, стр. 59.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка». Москва, «Просвещение», 1984.
Полякова Т. «Математическое образование в петровскую эпоху». «Математика», еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №11,2001.
Сухова З.В. «Юности честное зерцало…». Журнал – сборник сценариев для библиотек «Читаем, учимся, играем», 8 выпуск за 2003 год, стр. 31 – 35.
Хармац А.Г. «Петербург и развитие математического образования в России». Журнал «Математика в школе», №4, 2003, стр. 2 – 14.