Проект «Формирование гражданской компетентности школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)»
Проект
Тема: «Формирование гражданской компетентности школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)»
Выполнила: Стрежнева Н.Г.
учитель информатики
МБОУ СОШ №48
г.о. Самара
Самара 2014г.
Содержание
Введение
1 раздел. Формирование гражданской компетентности школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………………….4
1.1. Подходы к гражданскому воспитанию школьников на западе и в нашей стране………………………………………………………………………………4
1.2.Реализация гражданского воспитания в свеете реализации новых федеральных стандартов………………………………………………………………………….5
2 раздел. Социальное проектирование как средство формирования гражданской компетентности школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ….7
2.1.Практическая направленность на патриотическое воспитание внеурочной проекторной работы с использованием средств ИКТ. …………………………..7
2.2.Внеурочное занятие (информатика + проектная деятельность) по теме: "Подвиги Великой Отечественной Войны: города-герои"……..……………….11
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………….18
Введение
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:
укрепления российской государственности;
развития в России гражданского общества;
повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Поэтому в современных условиях проблемы формирование гражданской компетентности школьников становятся как никогда актуальными и выходят на первый план.
Поэтому целью данной работы является разработка форм и методов реализации гражданственного воспитания с помощью информационных технологий (ИКТ) во внеурочной деятельности.
Задачи:
- определение и отбор необходимых современных образовательных технологий для реализации гражданственного воспитания;
-разработка системы внеурочных мероприятий для реализации гражданственного воспитания посредством ИКТ- технологий.
Объект исследования: процесс формирование гражданской компетентности школьников помощью информационных технологий во внеурочной деятельности.
Субъект исследования: учащиеся 5 классов МБОУ СОШ №48 г.о. Самара
1 раздел. Формирование гражданской компетентности школьников во внеурочной деятельности.
1.1. Подходы к гражданскому воспитанию школьников на западе и в нашей стране.
В начале 20 века западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание. Содержание гражданского образования в России реализуется в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина и т. д.), школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма. В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Поэтому гражданское воспитание эффективно развивать не только на уроках, а и на внеурочных занятиях. Одним из интенсивных методов гражданского образования является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах семьи, города, страны в целом. Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебно-воспитательного процесса.
1.2.Реализация гражданского воспитания в свеете реализации новых федеральных стандартов.
Сегодня в основе разработки стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений. Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества позволяют в контексте проектирования стандартов осуществить формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности через разработку нового поколения образовательных программ (А.Г.Асмолов). Необходимой составляющей стандартов общего образования второго поколения должна стать Программа формирования гражданской идентичности личности, конкретизированная в отношении начальной, основной и полной ступеней образования. Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте проектирования стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека составляют:
-совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.);-совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.);
-совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.).
Школьное образование призвано работать как на общенациональную консолидацию народов России, так и на гармонизацию общественных интересов в более широком измерении. «Образование, особенно гуманитарное и социально-экономическое, является важным фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в условиях перехода России к правовому государству вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности» (Концептуальные основы…, 2003, с.9)
2 раздел. Социальное проектирование как средство формирования гражданской компетентности школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ.
2.1. Практическая направленность на патриотическое воспитание внеурочной проекторной работы с использованием средств ИКТ.
Применение на уроке и во внеурочной деятельности Интернет-технологий и использование Интернет-ресурсов позволяет:
1. Расширять рамки учебной темы, приобретать интегрированное знание.
2. Формировать научное мышление.
3. Формировать компетентности в области самостоятельной исследовательской деятельности.
4. Приобретать навыки:
Познавательные;
Методологические;
Информационные;
Ораторские.
Практика внедрения исследовательского метода в образовательный процесс школы позволила наметить следующие структурные компоненты урока-исследования (обязательна групповая работа, парный урок):
1 этап – актуализация и систематизация имеющегося багажа знаний.
2 этап - постановка ряда проблем.
3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование.
4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала.
5 этап – оформление работы.
6 этап – представление результата работы.
7 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом, реализация программы «Одаренные дети» посредством ИКТ определяет:
Создание информационной среды, способствующей личностно-ориентированному, творческому взаимодействию учителя и ученика посредством применения дистанционных технологий;
Реализацию виртуального образовательного пространства школы;
Расширение социального партнерства;
Повышение ИКТ – компетентности учителей и учащихся;
Организацию творческих лабораторий по реализации образовательных возможностей Интернет-сервисов.
Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности внеурочной деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины» через разработку социальных проектов с применением ИКТ- технологий.
Цель моей внеурочной проекторной работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, реализуя социальное проектирование, через использование современных компьютерных технологий во внеурочной деятельности. Ведь использование проектных методов, интегрирование внеурочной деятельности с краеведением путём разработки социальных проектов, обращает к прошлому, помогаем школьникам глубже узнать свои корни, стать полноценным гражданином и создать достойное будущее. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы, участие во всероссийских интернет-проектах и цифровых проектах. За последние три года ребята стали участниками интернет- проекта: «Мы помним!» (2010), исследовательского проекта «Города-герои», социального проекта «Ветеран живёт рядом»(2011,2012), литературно-музыкальных композиций для ветеранов «Песни военных лет», «Блокада» и «Герои с нашего двора»(2013). В 2014г. мои учащиеся приняли участие во всероссийском цифровом проекте «Дети учат взрослых» и стали победителями проекта в Поволжском регионе. Проекты, разрабатываемые с учениками 5-11 классов во внеурочной работе, становятся интересным материалом, т.к. разрабатываются с применением инструментария ИКТ, повышающего интерактивность, качество и информационность создаваемых продуктов. Как правило, многие проекты разрабатываются как надпредметные, т.е. охватывают несколько предметных областей или тем, не изучаемых в рамках школьной программы. Для разработки и реализации проектов в школе создана творческая проектная группа учителей-единомышленников учеников и родителей, которые совместно разрабатывают и реализуют проекты. Одним из таких проектов стал коллективный проект, реализующий гражданственное воспитание и военно- патриотическую составляющую воспитательной системы школы по теме: "Подвиги Великой Отечественной Войны: города-герои", выполненные учащимися 5 классов на внеурочных занятиях в 5 кл. с учителем Стрежневой Н.Г.Ученики коллективно создали слайд-фильм, посвященный Городам-героям. Работали учащиеся группами по 2-3 человека и каждая из групп создала 3-4 слайда о выбранном городе, используя мультимедиа технологии создания тематических презентаций в программе Power Point. В конце занятия слайды были объединены в общую презентацию, которую ребята представили, причем каждая группа защищала свой город, рассказывая историю его героической битвы. Созданный учениками мультимедийный продукт был использован на открытом мероприятии, посвящённом Дню Победы ВОВ.
Этот проект был продолжен на уроке русского языка, где ребята написали сочинения о подвигах героических защитников городов- героев во время ВОВ.
Следующим этапом работы над проектом стало занятие- беседа с учениками о семейных историях о Великой Отечественной войне и родственниках ребят, принимавших участие в них. Итогом работы стали буклеты выполненные учениками 5 классов, в которых была представлена их поисковая и исследовательская работа о своих родственниках участниках ВОВ.
2.2.Внеурочное занятие (информатика + проектная деятельность) по теме:
"Подвиги Великой Отечественной Войны: города-герои"
Стрежнева Н.Г., учитель информатики и проектной деятельности.
Возраст учащихся: 5 класс
Формируемые УУД:
Личностные УУД: призваны обеспечить ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения).
Регулятивные УУД: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной и исследовательской деятельности.
Познавательные УУД: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Учебные цели:
обобщение и систематизация знаний по теме “Создание мультимедийных презентации”;
формирование навыков практического применения знаний.
Развивающие цели:
развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развитие навыков практического применения знаний;
развитие умений работать с информационными источниками.
развитие межпредметных связей: история, литература, информатика, проектная деятельность.
Воспитательные цели:
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, уважения к памяти подвигов советского народа во время ВОВ.
повышение информационной культуры учащихся и интереса к предмету “Информатика”.
воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе;
Цель занятия проектной деятельности: Создать коллективный творческий проект «Города-герои», посвященный Дню Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне.
Цель занятия по информатики: совершенствовать рабату по отработке технологии создания тематических мультимедийных презентаций.
Задачи проектной деятельности:
Познакомить учащихся с историческими событиями, за которые города получили звания «Города-героя»;
Выявить основной тематический материал (текстовый и фотоматериал), для создания кроткого, но содержательного рассказа о каждом из городов-героев, используя бланк «Технологическая карта №1»;
Совершенствовать умения работы со справочным материалом и различной информацией;
Развивать у школьников познавательный интерес, активность, самостоятельность.
Задачи информатики:
Закрепить полученные знания и навыки работы по созданию презентации в программе Power Point.
Разработать 4-5 слайдов (для каждой группы) по теме: “Город-герой”.
Оформить готовые слайды, используя мультимедийные ресурсы программы Power Point и бланк «Технология оформления №2».
Создать коллективный проект «Города-герои» и подготовить краткий рассказ о выбранном городе.
Форма : интегрированное занятие-практикум.
Технология: проектная технология, информационные технологии.
Время: 2 часа
Оборудование: Раздаточный материал, бланки №1 «Технологическая карта» и «Технология оформления» №2, проектор, экран, компьютеры, сканеры, флеш - карты, диск с звукозаписью песен о ВОВ, опорный конспект-схема, выставка книг о ВОВ.
Оформление на доске
Тема: "Подвиги Великой Отечественной Войны: города-герои"
Сведения об основных битвах ВОВ, в результате которых городам было присвоено звание «Городов-героев».
Творческий проект (электронная презентация) «Города- герои».
План.
Идея создания ордена «Звезда героя» и присвоение этого звания людям и городам.
Обзор городов-героев и краткие исторические данные о битвах за которые, города заслужили высокое звание «города-героя».
Отбор и структурирование текстового и фото материала для слайдов о выбранном городе.
Создание 4-5 слайдов по выбранной теме.
Оформление слайдов с использованием мультимедиа ресурсов программы Power Point.
Создание коллективного творческого проекта “Города-герои”.
Рассказ творческих групп о своем городе-герое.
Учитель:
1.Сегодня у нас необычное занятие. Вы покажете не только знания по информатике, но и вспомните великие подвиги советского народа в годы Великой Отечественной Войны. Мы выясним, как и за что были награждены высоким званием «Город-герой» 14 городов нашей страны и почему им было присвоено высокое звание городов-героев.
2.Сегодня у нас с вами новый этап в работе над проектом «И помнит мир спасенный…» Создание электронной презентации о городах-героях.
3.Далее мы с вами выполним творческие проекты, посвященные ВОВ. Это буклеты о своих родственниках участниках ВОВ, которые вы разработаете.
Тема: "Подвиги Великой Отечественной Войны: города-герои"
Учитель: Ребята, послушайте. Звучит запись песни: «Священная Война». Учитель интересуется, какие чувства вызвала у них эта песня.
Ответ детей: «Тревожная и торжественная», «Побуждающая к действию», «Героическая» и т.д.
Учитель: Да, ребята. В 1941г. 22 июня гитлеровская армия, вероломно, без объявления войны напала на спящие города и поселки нашей страны. Война была страшная, кровопролитная и длилась 4 года. Поэтому слова песни: «Вставай Страна Огромная, вставай на смертный бой» очень точно передают боевой дух и настрой всех советских людей бить врага и освобождать от него родную землю. Из истории вы знаете, какую тяжелую войну в 1941-1945г. пережил наш народ, как героически защищал свою землю, сколько жертв принес наш народ во имя великой Победы над фашизмом. Много героев ВОВ было награждено за личные подвиги, проявленный героизм и мужество в битвах с фашистами. Но не только отдельные люди были награждены за стойкость и мужество в борьбе с врагом. Отдельные города так же стали городами-героями и были награждены звездой героя за подвиги во время ВОВ. Подумайте и ответьте, за что и как могли наградить города? (ответы учеников).
Актуализация знаний учащихся
Учитель. Мы с вами выяснили, что есть города-герои. Вот об их подвигах мы сегодня сделаем небольшой рассказ, и для наглядности сделаем к каждому рассказу компьютерную презентацию. – Что такое компьютерная презентация?– С какой целью она используется?– Назовите, какие мультимедиа средства вы можете использовать?
IV. Изучение новой темы
Учитель: Короткий рассказ о городах-героях. Разбивка учеников на малые творческие группы по 2-3 чел. Выбор каждой группой города, о котором они будут создавать слайды.
VI. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Учащиеся рассматривают раздаточный материал по городам-героям, раздача бланков заданий(№1), информационных карт, бланка «Технология оформления №2».
Практическая работа. Инструктаж
– Нельзя самостоятельно, без разрешения преподавателя, включать и выключать компьютеры, сканеры, удалять флеш-карты из компьютера.– Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и проводов.– Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.– Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.– Нельзя ходить по классу, вставать со своего места без разрешения преподавателя.– В случае неисправности компьютера и другой техники или при обнаружении запаха гари – позвать преподавателя.Рассаживаемся за ПК, инструкционный лист на столах.
Практикум: Создание 3-4 слайдов в программе Power Point.
Закрепление изученного материала
План создание общей презентации «Города-герои».
Защита каждой группой рассказа о своем «Городе-Герое». Смотрим материал и обсуждаем.
Подведение итогов
Поблагодарить учащихся за сотрудничество.
Инструктаж домашнего задания
Подготовить материалы для создания буклетов об участниках ВОВ , своих родственниках. (подобрать фотоматериалы, побеседовать с бабушками, дедушками, записать сведения о родственниках участниках ВОВ, о ярких событиях того времени из жизни семьи, и т.д.)
Приложение № 1
Коллективная работа по проекту (фото)
Заключение
Такие исследовательские проекты учащиеся нашей школы разрабатывают и представляют на учебно-исследовательских конференциях как в школе, так и выходят с ними наиболее высокие уровни: это районные и городские конференции «Первые шаги в науку», «Наука. Творчество. Интеллект» и т.д.
Процесс разработки исследовательских и творческих проектов, подготовка их к защите, участие учащихся в различных конференциях, олимпиадах и конкурсах стали одной из основных форм работы с одаренными детьми в нашей школе.
Информационно-коммуникационные технологии, Сервисы Интернета сегодня стали ресурсом, который позволяет решать новые педагогические задачи, на ином (привлекательном для ребят) уровне реализовывать руководство исследовательской деятельностью учащихся. Использование Интернет-ресурсов может помочь школьникам относится более серьезно к источникам знаний и к собственному обучению, поскольку мы открываем им доступ к взрослым источникам информации. Понимание того, что сетевая информация не всегда точна и аккуратна, может быть скрытым плюсом для образования, поскольку школьники учатся не доверять слепо всему, что они читают. Это свойство сети стоит использовать для развития критического мышления. Поиск информации в сети может быть формой исследовательского обучения. В этом случае школьники более глубоко исследуют самостоятельно выбранную тему.
Современные условия, информатизация школьного образования, развитая и доступная сеть Интернет, расширенные информационные возможности школы позволили нам реализовывать новые формы и участие в исследовательских и творческих конференциях и конкурсах, олимпиадах всесоюзного значения через дистанционное обучение. Как отмечает Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова. «Считаю, надо создавать условия для поддержки одаренных детей, распространения и популяризации научных знаний среди молодежи, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышение качества образования в нашей стране».[5]
Организованная, таким образом система учебно-воспитательной работы по развитию гражданственности учащихся с использованием современных средств информатизации, позволяет развивать патриотизм, уважение к героям своей страны, своей семьи, мотивировать учащихся на более глубокое изучение истории страны. Так же позволяет расширять межпредметные связи и способствовать развитию у школьников теоретического, творческого мышления, привлекать учащихся к разработке исследовательских проектов и участию школьников в исследовательских и творческих конкурсах различной социальной направленности.
Личный пример педагога, активная жизненная позиция, заинтересованность и широкий кругозор позволяют формировать такую учебно-развивающую и воспитательную среду, в которой раскрывается разносторонняя личность ребёнка, патриотически настроенная, творческая, которая может адоптироваться в современном мире и быть интеллектуальной, успешной и развитой.
Литература:
[1]- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года (Модернизация российского образования. Документы и материалы.- М.: 2002. с 271)
[2]- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 04 апреля 2005 г. № 55-од, «Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования»
[3]- Чуракова О. В. Основы проектной деятельности.– Самара: Изд-во «Профи», 2003. – 132 с.
[4]-Голуб Г.Б., Еремина А П., Туркин А.К. Программа курса регионального компонента «Основы проектирования» для старшей школы «Модернизация образовательных ресурсов». – Самара: ЦПО, 2003.
[5]- www.Inauka.ru, Виктор Садовничий: "Я предлагаю ввести образовательные кредиты на государственном уровне", « ИЗВЕСТИЯ НАУКИ»