Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с доминирующей образовательной областью познание с детьми среднего дошкольного возраста «В стране геометрических фигур»
23 « СОЛНЫШКО» с. Розовка
Интегрированная непосредственно
образовательная деятельность
с доминирующей образовательной
областью познание
с детьми среднего дошкольного возраста
«В стране геометрических фигур»
Подготовила: Кириченко Е.Ю..
Доминирующая образовательная область – познавательное развитие, которая интегрируется с такими образовательными областями: как социально- коммуникативная, речевое развитие, физическое развитие.
Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.
образовательные задачи: Уточнить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить знание цвета: красный, желтый, зеленый, синий.
Совершенствовать навыки счёта до четырёх.
Развивающие задачи: развивать ориентировку на плоскости, развивать логическое мышление, память, умение выражать свои мысли, впечатления.
Воспитательные задачи: воспитывать желание узнавать новое, культуру общения, чувство удовлетворения от хорошо выполненного задания.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с грустной и веселой миной, геометрические фигуры разного цвета и величины , карточки с геометрическими фигурами, карточки с двумя полосками, счетные палочки и нити на каждого ребенка .
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.
Ход занятия
Организационный момент: Стук в дверь. Воспитатель получает письмо, очень удивляется, от кого же оно могло прийти?
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила конверт с письмом. Давайте прочтем вместе. Это приглашение в страну геометрических фигур.
Им не с кем играть, поэтому они очень грустные. Давайте мы им поможем и они станут веселые и счастливые. Вы хотите отправиться в путешествие по стране геометрических фигур?
Занятия – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, преодоление трудностей. Совершают реальные путешествия мысли, воображения, решают логические задачи, заставляют думать, догадываться, сравнивать. Развивают творческую личность ребенка.
Дети: Да.
Воспитатель: Для того чтобы туда попасть, надо отгадать загадки.
С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня (Квадрат)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На крыльцо, на колесо. ( Круг)
Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник)
Обведи кирпич мелкомНа асфальте целиком,И получится фигура –Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)
А братишка мой, Сережа,Математик и чертежник -На столе у бабы ШурыЧертит всякие...(Фигуры)
Воспитатель: Как одним словом назовем квадрат, круг, треугольник, прямоугольник?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ваши отгадки - ключ к волшебной стране. Покружись, покружись и в страну геометрических фигур окажись.(дети кружатся)
Воспитатель: Мы с вами попали в страну геометрических фигур.
Нас встречают жители страны геометрических фигур. Какие фигуры вы видите? (На мольберте выставлены «грустные» геометрические фигуры, окрашенные в разные цвета. Такие фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.)
Дети: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Воспитатель: поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуй Треугольник, здравствуй Квадрат, здравствуй Круг,
здравствуй Прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, в стране геометрических фигур все фигуры перепутались их надо разложить в домики.
Д/ игра «Найди свое место»
Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. На стульях, поставленные в ряд или в круг, кладут карточки с изображением этих геометрических фигур. Все расходятся по группе, бегая под бубен. Под условленным сигналом воспитателя дети находят свое место. Таким образом, изображение фигуры служит средством для достижения цели.
Воспитатель: Почему ты выбрал этот домик?
Ребенок: Потому что у меня геометрическая фигура треугольник, красного цвета а в этот домик живет такая же фигура, такого - же цвета, у которой три стороны , три угла.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все справились . Треугольник приглашает вас поиграть.
(На столах карточки с двумя полосками)
Положите 3 треугольника на верхнюю полоску.
Воспитатель: Даня , сколько треугольников ты положил на верхнюю полоску?
Ребенок: Я положил 3 треугольника.
Воспитатель: На нижнюю полоску положите на 1 треугольник больше, чем на верхнюю.
(дети выполняют).
Воспитатель: Сколько треугольников на нижней полоске?
Дети: На нижней полоске 4 треугольника.
Воспитатель: На сколько треугольников на нижней полоске больше, чем на верхней ?
Дети: На нижней полоске на 1 треугольник больше, чем на верхней.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы треугольников на нижней и на верхней полосе было поровну?
Дети: Нужно на верхнюю полоску поставить ещё 1 треугольник.
(воспитатель выполняет)
Воспитатель: Сколько треугольников стало на верхней полоске?
Дети: На верхней полоске стало 4 треугольника.
Воспитатель: Сколько треугольников на верхней и нижней полоске?
Дети: Поровну.
Воспитатель убирает 1 треугольник с верхней полоски.
Дети: А ещё что можно сделать, чтобы треугольников было поровну?
Дети: Можно убрать с нижней полоски 1 треугольник.
Воспитатель: Сколько треугольников на верхней и нижней полосе?
Дети: Поровну. На нижней и верхней полосе по 3 треугольника.
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, Круг приглашает вас погулять. Дети, выходите, пожалуйста.
Минутка для отдыха
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Повторяется два раза.
Воспитатель: Молодцы. Вы большие умницы.
Ребята, Прямоугольник предлагает вам интересную игру.
На свете все на все похоже:
Змея на ремешок из кожи;
Луна на круглый глаз огромный,
Журавль на тощий кран подъемный;
Кот полосатый на пижаму;
Ты на меня , а я на маму.
Все предметы которые нас окружают на что-то похожи. Давайте найдем предметы похожие на геометрические фигуры.
Игра «Найди предмет по форме»
Для игры нужны геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник), предметы и игрушки различной формы. Каждый ребенок получает одну из фигур.
Воспитатель: Разойдитесь по группе и найдите предмет или игрушку похожей формы.
Воспитатель: Кто нашел игрушку такой формы? Как она называется?
Дети: У меня тарелка, она круглой формы, похожа на круг.
Дети показывают свои предметы и рассказывают, на какую геометрическую фигуру они похожи.
Воспитатель: Садитесь за стол. Перед вами волшебные палочки. Давайте покажем нашим фигурам какие вы ловкие и умелые. Задание такое: составить из палочек фигуры: круг, треугольник, прямоугольник и четырёхугольники.
(два квадрата: большой и маленький, разделить квадрат на два треугольника, составить из двух прямоугольников квадрат)
Д/игра «Волшебные палочки». На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям (например, осязательно-двигательного обследования и др.). В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска.
Воспитатель: Ребята, прямоугольник предлагает из трех палочек составить круг. Кто может делать?
Дети: Из палочек нельзя сложить круг.
Воспитатель: Почему? Что интересного мы должны помнить о круге?
Дети: У круга нет углов.
Воспитатель: Верно. Молодцы. А теперь возьмите нитки и попробуйте сложить круг. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Жителям страны геометрических фигур очень понравилось ,как вы с ними играли. Посмотрите на них, они вам улыбаются. Они больше не грустят.
Молодцы. Но нам пора прощаться с треугольником, квадратом, прямоугольником и кругом.
Дети: До свидания.
Воспитатель: 1,2,3 покружись и в нашей группе окажись. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы оказались с вами? Какие фигуры нас встретили? Какая фигура имеет три угла? Как называется фигура без углов? У какой фигуры все стороны одинаковы?
Воспитатель спрашивает каждого ребенка, что именно ему понравилось.
Воспитатель: Вы молодцы и большие умницы. И мы с вами еще не раз будем путешествовать и узнавать много интересного.
Педагог постоянно поддерживает у детей интерес к занятиям по математике. Хорошее побудительное воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словом, положительная оценка, что позволяет малышам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретенным знаниям.
Методическая разработка создана в контексте реализации педагогической инициативы по теме: «Занимательная математика». Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой
Задачки-сказки
Задача 1
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: - Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо. Нет, я самый главный, сказал красный карандаш. Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
Ну, нет, уж это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. - Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.
Спорьте, спорьте, думал про себя жёлтый карандаш. Уж я то знаю, что самый главный это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.
Вопрос: Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Задача 2
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей на чай, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели чай пить, в дверь постучали, приполз жук и занял ещё одно место.
Вопросы: Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)
Задача 3
Пролетела сорока по лесу. Сообщила, что пчелы будут всех зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы: Каким по счёту примчался к улью заяц? (3) У кого была самая маленькая посуда? (У белки.) У кого была самая большая посуда? (У медведя.)
Задача 4
Пришла к фотографу семья. Сфотографируйте нас, пожалуйста.
Хорошо, только сначала надо вас удобно посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме
Вопросы: Сколько всего человек было в семье? (7) Сколько взрослых? (4)Сколько детей? (3)
Задача 5
Наша мама самая красивая и самая добрая. На 8 Марта ей подарили много цветов. Дедушка подарил букет розовых гвоздик. Папа подарил красные тюльпаны. Сестра Оля подарила жёлтую мимозу. А я люблю маму больше всех, я подарил ей её самые любимые цветы -фиалки.
Вопрос: Сколько букетов цветов подарили маме на праздник? (4)
Задача 6
В зоопарке много зверей: слон, жираф, зебра, лев, бегемот, обезьяна. А вчера я видел, как на большой машине привезли в зоопарк белого медведя и пингвина. Наверное, их привезли с Севера?!
Вопросы: Сколько зверей было в зоопарке? (6) Сколько зверей стало? (8)
Задача 7
Нарядились звери, пошли гулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Вдруг подул сильный ветер и сдул с медведя шляпу, а с лисы панамку.
Вопрос: Сколько зверей осталось в головных уборах? (3)
Задача 8
Пригласил жираф к себе на день рождения гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всём угодить? Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе: салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты.
Вопрос: Сколько разных блюд приготовил жираф? (10)
Задача 9
На стоянке в лесу стоят машины: «Жигули», «Чайка», «Волга», «Москвич», «Запорожец». Старый сторож-барсук разморился на солнышке и уснул. Шли мимо тигрята, захотелось им на машинах покататься. Один сел на «Жигули», другой сел на «Москвич», а третий хотел сесть на «Чайку», а она не заводится, так он на «Волгу» пересел. Ох, и попадёт же им от сторожа за то, что без спроса кататься надумали!
Вопросы: Сколько машин осталось на стоянке? (2) Сколько было тигрят? (3)
Задача 10
«Тимоша, сходи, пожалуйста, на базар, купи овощи!» попросила коза своего сына. Тимоша взял корзиночку и пошёл за покупками. Он купил всё, что ему понравилось: картошку, свеклу, тыкву, помидор, огурец. Радостный он пошёл домой, а по дороге не заметил, как съел помидор, огурец, картошку.
Вопросы: Сколько овощей принёс домой Тимоша? (2) Что сказала ему мама?
Задача 11
Забыла Галя закрыть букварь, легла спать, а буквы разбежались. Буква А пошла играть с Галиными игрушками. Буква В ухитрилась забраться на люстру. Буква 3 решила пойти погулять на улицу. Буква Ж забралась к Гале под подушку. Буква Р хотела выпрыгнуть из букваря, а потом подумала и осталась на месте.
Вопрос: Сколько букв убежало из букваря? (5)
Задача 12
Незнайка получал телеграмму: «Дорогой внучек, приезжай в гости. Целую. Бабушка». Быстро собрался Незнайка: в чемодан сложил одежду, в корзину - яблоки, в сумку - свои игрушки и книжки, в сетку -живую рыбу, в рюкзак - конфеты и шоколадки. Купил билет, сел в поезд и поехал. А вот и бабушкина деревня. Стал Незнайка вещи свои выносить: вот чемодан, вот корзина, вот сетка. Тут ворона на дереве каркнула, засмотрелся на неё Незнайка, а поезд уехал...
Вопрос: Сколько Незнайкиных вещей осталось в вагоне поезда? (2)
Задача 13
Открыл ёжик в лесу швейное ателье. Первой пришла лиса, принесла шёлк: «Сшейте-ка мне, куманёк, нарядное платье». Потом при-: шёл медведь, принёс байковую ткань: «Сшей-ка мне, дружище, тёплую жилетку зимой спать». Затем прискакала зайчиха, принесла ситец:
«Сшей-ка, пожалуйста, моим зайчатам распашонки». «Хорошо, - сказал ёж, - через неделю приходите за готовой одеждой».
Вопрос: Сколько зверей заказали ежу одежду? (3)
Задача 14
Пошла медведица в магазин, купила медвежатам гостинцы: бублики, пряники, печенье, вафли, торт. Идёт она по лесу, а навстречу ей заяц: «Здравствуйте, тётенька!». «Здравствуй, какой ты вежливый! Вот тебе за это печенье». Идёт дальше. Вдруг ей шишка в лоб попала. «Кто же это шишки в меня кидает?» - строго спросила медведица. «Это я, нечаянно из лапок шишку упустил. Извините, пожалуйста!» - подскочил к ней бельчонок. «Молодец, что честно признался. Вот тебе за это пряники». Идет медведица дальше, вдруг оступилась и упала. Тут подскочил к ней барсучонок и помог ей встать. «Спасибо тебе большое! Ты очень добрый, вот тебе за это вафли!» Пришла медведица домой: «Угощайтесь, медвежата, и вам осталось сладостей».
Вопрос: Сколько угощений осталось для медвежат? (3)
Задача 15
В нашу группу принесли большой, красивый аквариум. Теперь мы будем ухаживать за рыбками. Сомик - самый большой. Самый красивый вуалехвост. Меченосец самый быстрый. Самая маленькая гуппи. Но больше всех мне нравится золотая рыбка.
Вопрос: Сколько всего рыбок плавает в аквариуме? (5)
Задача 16
В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте, кто?
Рыжая, пушистая, хитрая... лиса.
Длинноухий, короткохвостый, трусливый... заяц.
Круглый, колючий, кусачий... ёж.
Серый, злющий, зубастый... волк.
Неуклюжий, толстый, ворчливый... медведь.
Вопрос: Сколько всего зверюшек жили в избушке? (5)
Задача 17
Пошли Тося и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашёл подберёзовик. Когда шли около дубов, Тося нашла белый гриб. Проходили мимо пенёчков, Костя нашёл два опёнка. А когда зашли в сосновый лес, Тося нашла маслёнок, рыжик, зеленушку и мухомор.
Вопросы: Сколько всего грибов нашли Тося и Костя? (8) Сколько грибов дети пожарят? (7)
Задача 18
Пришли к Антону на день рождения гости. Макар подарил ему живого попугайчика. Степан подарил ему заводной вездеход. Лиза подарила ему деревянный конструктор. Валя подарила переводные картинки.
Вопросы: Сколько подарков подарили Антону? (4) Сколько детей было на дне рождения? (5)
Задача 19
Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк от жадности подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытаскивает: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал её из реки тянуть, да в длинной-длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы: Кто больше наловил рыбы? (Лиса.) Почему? Сколько всего рыбы наловили волк и лиса вместе? (5)
Задача 20
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. Клевать сало прилетели две синички, полакомиться рябиновыми ягодами решили три снегиря. Подкрепиться пшеном залетел один воробей, а под кормушкой важно расхаживали три вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.
Вопросы: Сколько птиц прилетело к кормушке? (9) Сдельно маленьких-птиц? (6) Сколько больших птиц? (3)
Задача 21
У нас очень большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофёр, старшая сестра - учительница, бабушка пенсионерка, а я ещё пока школьник.
Вопросы: Сколько человек в нашей семье? (6) Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)
Задача 22
Собрались звери да поляне, надо в лесу почтальона выбрать. Объявили соревнование - кто выиграет, добежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй поспешила лиса. Третьей прискакала белка. Четвёртым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь.
Вопросы: Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.) Каким по счёту прибежали ж финишу лиса, лось, ёж? (Второй, четвертым, шестым.)
Задача 23
На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Вначале появилась Снежная Королева. За ней пришёл Кот в сапогах, потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, он привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый Волк и Красная Шапочка. А в конце Новогоднего бала приковылял Мойдодыр.
Вопросы: Из скольких сказок пришли гости да ёлку? (8) Сколько всего сказочных героев пришли на бал? (10)
Задача 24
Перессорились цифры между собой. Единица сказала: «Я самая ровная и стройная, похожа на спицу». «А я самая красивая, похожа на лебедя», - крикнула двойка. «Куда вам до меня», - возразила восьмёрка. - Я самая круглая - похожа на два кольца». «Подумаешь, зато я похожа да букву 3», - взвизгнула тройка. «Ну, и что же, не только ты одна, я тоже похожа на букву, только не на 3, а на Ч», гордо воскликнула четвёрка «Зачем же вы ссоритесь», - тихо скачала семёрка. - Мы все очень красивые и нужные. Люди бы без нас не смогли ничего считать».
Вопросы: Сколько цифр успокоила семёрка? (5) Сколько было всего цифр? (6)
Задача 25
У детей сегодня хорошее настроение. В группе появились новые игрушки: кошка с котёнком, машина-грузовик, кукла в коляске, волейбольный мяч, мишка с бантиком и клоун в нарядном костюмчике.
Вопрос: Сколько новых игрушек у детей? (8)
Задача 26
Собрались Чебурашка и Крокодил Гена сходить в детский сад поиграть с детишками. Вышли на улицу и пошли. Сначала прошли школу. Затем зашли в кондитерский магазин купили ребятам мармелад. После заглянули в парикмахерскую, где Чебурашка причесался, а Крокодил Гена побрился. Пошли дальше, вдруг Чебурашка упал и поранил ножку. Пришлось заходить в аптеку, покупать зелёнку, чтобы подлечиться. Потом прошли ателье и кинотеатр. А вот и детский сад.
Вопрос: Сколько на улице было зданий? (7)
Задача 27
Семёну исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно, я свои игрушки маленьким детям раздарю?» - спросил он у мамы. Мама разрешила. Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле. Самолёт,
пароход, луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису он отдал солдатиков и танк. А красивую блестящую машину с управлением и большого пушистого зайца Кузьку, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.
Вопрос: Сколько игрушек было у Семёна? (9)
Задача 28
Хрюша гулял в парке и нашёл монетку. Обрадовался и думает: «Что же мне купить?» На одну копейку купил мороженое. Еще на одну купил пирожное. Две копейки потратил на катание на каруселях. А на последнюю купил маме красивый букет цветов.
Вопрос: Сколько копеек нашёл Хрюша? (5)
Задача 29
Ира - школьница. Стала она собирать портфель. В большое отделение положила аккуратно букварь, тетрадку. Дорисовала домик, положила в портфель альбом. В маленькое отдаление положила пенал. Потом вспомнила про резинку и линейку. А дневник положить забыла.
Вопрос: Сколько у Иры в портфеле школьных принадлежностей? (5)
Задача 30
Собирался папа в командировку в Москву. Открыл чемодан и стал вещи собирать. Положил брюки, пиджак, затем рубашки голубую и коричневую, тёплый свитер, спортивную майку. Плащ он брать с собой не стал, так как подумал, что погода не испортится.
Вопрос: Сколько всего вещей положил папа в чемодан? (6)
Задача 31
Екатерина Владимировна привела детей на цветущий луг. «Давайте наберём красивый букет цветов и украсим ими нашу группу», - сказала воспитательница.
Соня сорвала жёлтый одуванчик. Петя нашел синий василёк. Артём принёс красную гвоздику. Люся добавила розовый клевер и фиолетовый колокольчик. Екатерина Владимировна присоединила ко всем цветам ещё белую ромашку с пароход, луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису он отдал солдатиков и танк. А красивую блестящую машину с управлением и большого пушистого зайца Кузьку, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.
Вопрос: Сколько игрушек было у Семёна? (9)
Задача 32
Карлсон очень любит конфеты, а как их делают , не знает. Захотелось ему посмотреть. Пришел он на кондитерскую фабрику, а ему говорят: «Пожалуйста, смотрите и угощайтесь.».Обрадовался Карлсон. Сначала съел 2 шоколадки, затем попробовал 1 мармеладку. «Нет, еще не наелся», - подумал Карлсон и съел еще 2 леденца. «Ириски я тоже очень люблю», - бормотал с набитым ртом Карлсон, взял 1 ириску. «Вот еще 1 карамельку попробую, и все» - еле-еле проговорил Карлсон. Захотел он домой вернуться, включил свой пропеллер, а взлететь не смог.
Вопросы: Почему Карлсон не смог взлететь? (Объелся) Сколько конфет съел Карлсон (7)
Конспект аппликацияна тему: «Колосок из макарон:
Цель:
Формирование целостной картины мира.
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра “А какой он, хлеб?”
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка “В землю зёрнышко попало”
В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся. И красавцем обернулся. (2 раза) Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Пальчиковая гимнастика“Каравай” (Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто) Меше, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай, (“перекладываем тесто” из руки в руку) Переваливай, валяй.(2 раза) И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Воспитатель :Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари. Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом? Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
“Без хлеба – нет обеда”.
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”. “Будет хлеб – будет и песня”. “Много свету – много хлеба”. “Хлеба надо брать столько, сколько съешь”. “Хлеб надо всегда доедать”.
“Хлеб нельзя бросать на пол”.
“Не велик кусок пирога, а стоит много труда”.
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут. Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Ребята сегодня мы с вами сделаем аппликацию из макарон (спагетти, макароны, перья и т.д.).
Выкладывание колоска на пластилиновом листе.
ДОУ № 23 «СОЛНЫШКО»,
С. Розовка ,отдела образования администрации
г. Шахтерска
Конспект по аппликация
тема: «Колосок из макарон»
Подготовила:
воспитатель Кириченко Е.Ю.
2016г.
15