Конспект урока русского языка на тему
Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс
Предмет: русский язык.Класс: 3.Программа: «Школа России».Тема: Правописание не с глаголами.Технология: деятельностная.Тип урока: изучение нового материала.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; Задачи урока:обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.Оборудование:для учителя: учебник «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого для уч-ся 3 класса (2 часть)
для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть);
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга Соедините ладони перед собой. Потрите ими и почувствуйте тепло, а затем передайте его частицу своему соседу и улыбнитесь. Если вы научитесь улыбаться людям, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир- это большое волшебное зеркало. Пожелаем друг другу успеха и радости на сегодняшнем уроке.
2.Проверка Д/З. Актуализация опорных знаний.
- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/
- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
- А как выдумаете, вы все знаете о глаголе?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголе.
3.Самоопределение к деятельности
- У нас на доске появился цветок. Но этот цветок не совсем обычный: на его лепестках написаны какие-то правила. Прочитайте их.
(Дети читают на плакате правила.)
- Найдите глаголы, определите время данных глаголов.
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
/ Здесь везде надо добавить не/
- Вы совершенно правы!
не срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Попробуйте сформулировать тему урока
- Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его?
Глаголу нравится ЧИТАТЬ,ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!Глаголу очень нравится всё делать очень живо…Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.Глагол же, не любя безделья,С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
- Как пишется не с глаголами? (Раздельно).
Чтение правила стр. 124
4. Минутки чистописания.Чтобы писать частицу не с глаголами, надо сначала научиться ее писать красиво. Показ учителя.
1. Не не
2.Запишите любое из правил поведения в лесу к себе в тетрадь
5. Работа по теме урока
Игра «Выбери». Послушайте стихотворение и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами?
Завести велели мне Новые привычки. Никогда девчонок НЕ дёргать за косички.
Никогда с братишкой НЕДраться за обедом На уроках больше НЕ Говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ Рисовать на карте! Я согласен даже НЕ Танцевать на парте!
Но не делайте вы мнеНикаких упрёковЕсли даже я и НЕ Выучу уроков!
6. Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей не и без нее.
- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам.
- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?
ждут – не ждут
машут –не машут
идут – не идут
поют – не поют
летят – не летят
- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?
- Действительно, частица не выражает отрицание.
- Ребята, однажды А.С.Пушкин пришел к своему другу – Петру Вяземскому и написал в детском альбоме его сына стихи. В них содержался очень важный совет.
- Прочтите эти строки:
Душа моя Павел,Держись моих правил:Люби то-то, то-то,Не делай того-то...Кажись, это ясно?Прощай, мой прекрасный!
- Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока? (Не делай)
- Что обозначает частица не? (запрет на действие).
Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
7. Физкультминутка
8.Работа по учебнику.
Выполнение упражнений 224-226
9. Рефлексия
- Закончите предложения
Сегодня на уроке я узнал ...
Я научился ...
Я понял, что ...
Было интересно ...
-Ребята, на партах лежат два жетона: красный и жёлтый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон красного цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон жёлтого цвета.Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».На этом урок закончен.
Сегодня на уроке я узнал ...
Я научился ...
Я понял, что ...
Было интересно ...
Сегодня на уроке я узнал ...
Я научился ...
Я понял, что ...
Было интересно ...
Сегодня на уроке я узнал ...
Я научился ...
Я понял, что ...
Было интересно ...
Душа моя Павел,Держись моих правил:Люби то-то, то-то,Не делай того-то...Кажись, это ясно?Прощай, мой прекрасный!
Душа моя Павел,Держись моих правил:Люби то-то, то-то,Не делай того-то...Кажись, это ясно?Прощай, мой прекрасный!
Душа моя Павел,Держись моих правил:Люби то-то, то-то,Не делай того-то...Кажись, это ясно?Прощай, мой прекрасный!