Конспект урока по русскому языку. ТемаОдносоставные предложения. Виды односоставных предложений(8класс)
Урок русского языка 8 класс
Тема. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Цель. Ознакомить учащихся с видами односоставных предложений, формировать умения правильно определять такие предложения, классифицировать их по способу выражения главного члена предложения, совершенствовать навыки и умения работы с текстом, а также с выученными орфограммами; развивать у детей исследовательские навыки, письменную и устную связную речь школьника; воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока. Комбинированный.
Оборудование. Учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, опорные слова.
Технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах),
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Ход урока
І. Организация класса. (2м)
ІІ. Мотивация учебной деятельности школьников.(2м)
А)Работа с эпиграфом(СЛАЙД1)
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой.
Только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся(10м)
А)Повторение изученного. «Закончи предложение»
-Предложения по цели высказывания бывают…(побудительные, повествовательные, вопросительные ).
-Предложения по интонации бывают…(восклицательные невосклицательные ).
-Предложения по наличие грамматической основы бывают…(простые, сложные).
-Предложения по наличие второстепенных членов предложения бывают…(распространенные, нераспространенные).
-Предложения по наличие главных членов предложения бывают…(односоставные, двусоставные ).
-Члены предложения делятся на…(главные, второстепенные).
-Главные члены предложения это….(подлежащее, сказуемое) .-Второстепенные члены предложения это….(дополнение, обстоятельство, определение).
(Записывание числа, каллиграфическая минутка)(я, ты, вы, мы; они; мне, меня, где-то)
Б)Разгадывание кроссворда. Отгадывание ключевого слова
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1д о по л н е н и е 2о пре д е л е н и е 3р а с про с т ра н е н н о е 4о с н о в а 5с у щ е с т в и т е л ь н о е
6п о д л е ж а щ е е 7с о ю з 8п о б у д и т е л ь н о е 9о б ра щ е н и е 10о б с т о я т е л ь с т в о 11
о д н о ро д н ы е 12
про с т о е 13
о б о б щ а ю щ е е (СЛАЙД2)
1. Одна в глуш(и) лесов сосновых давно, давно ты ждеш(ь) меня.
- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.(дополнение, определение,подлежащее, обстоятельство).
2. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.
- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.(распространенное).
3. Зимы ждала, ждала природа.
- В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.(основа).
4. Скользя по утре(нн)ему снегу, дру(г) милый, предадимся бегу нетерпеливо(го) коня.
- Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении. Запишите название этой части речи в клеточки под №5.(существительное).
5. В темнице там царевна туж(и)т, а бурый волк ей верно служит.
- Запишите под №7 название части речи, перед которой стоит запятая.(союз).
6. Караул, лови, лови, да дави его, дави!
- Определите вид предложения по цели высказывания, запишите под №8.(побудительное).
7. Удивился старик, испугался.
- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.(однородные).
8. Пора, красавица, проснись!
- Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под №9.(обращение).
9. Герой, я не люблю тебя!
- Определите вид предложения по наличию грамматических основ, запишите в кроссворд под №12.(простое).
10. Сегодня мы вспоминали любимые произведения: стихи, сказки, поэмы Пушкина.
- Вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под №13.(обобщающее).
ВЫВОД. Ключевое слово «Односоставное»
IV.. Объявление темы и цели урока(2м)
А)Слово учителя.
Тема нашего урока «Односоставное предложение». Мы познакомимся с видами односоставных предложений, научимся отличать их друг от друга. .Будем находить в тексте, вести исследовательскую работу.
Б) Беседа.
-Что вам известно об односоставных предложениях? (ответы детей)
(На доске начинаем составлять таблицу…… ) Односоставные предложения
Один главный член предложения
V. Изучение нового материала(8м)
-Давайте посмотрим и послушаем видеозапись .Что нового узнаем?
(ВИДЕОЗАПИСЬ)(7м)
(Записываем выборочно предложения)
Густой осенний туман.
Не суетись! Запели песню.Темнело.
В) Беседа.
- Что же нового узнали?
(Дополняем схему….)
Сказуемое подлежащее
ГлагольныеНазывные
-Определённо-личные
-Неопределённо-личные
-Безличные
(нет и не может быть подлежащего)
Г) Объяснения учителя с опорой на таблицу….
Д)Работа с учебником
(Учитель предлагает учащимся прочитать теоретический материал учебника. Стр.94 по Баландиной)VI. Восприятие и усвоение учебного материала.(5)
(Дополнить таблицу….О чем не говорили?)
- Об обобщённо-личных предложениях
Виды Формы выражения главного члена предложения Примеры
1 Определённо-личные Глаголы:1 и 2 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения
(подставляем: я, мы, ты, вы) Люблю грозу в начале мая.
Поедешь со мной?
Верните книгу в библиотеку.
2. Неопределённо-личные Глаголы:3 лица мн. числа настоящего и будущего времени;
мн. числа пр. времени.
(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и ) В дверь стучат.
В садах окапывают деревья.
Принесли почту.
3.
Обобщённо-
личные Глаголы:2 лица ед. числа и 3 лица мн. числа. Пословицы.
Стой за правду горой.
Цыплят по осени считают.
4. Безличные
(нет и не может быть подлежащего) Глаголы 3-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (окончания: -ет (-ит).
Глаголы пр. времени ср. рода (окончание –О ).
Инфинитив.
Слова "нет", "нельзя"
Краткие прил. и причастия на –О.
Слова состояния на –О. Уже смеркается.
К вечеру подморозит.
Светало.
Быть грозе великой.
Нет ни гроша.
Об экзаменах сообщено.
Мне страшно.
5.
Назывные Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).
Раннее утро.
Вот и беседка.
ВЫВОД.
Чем же отличается односоставное предложение от двусоставного?
(ответы детей)
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, которые необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его может не быть вообще.
По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы:
1) с главным членом — сказуемым. Вечереет. Морозит.
2) с главным членом — подлежащим. Вечер. Мороз.
VII. Закрепление изученного материала(10м)
А)Задание(устно):
-Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставного предложения:
Не бери в лес ружье. (определенно-личное)
В дверь несмело постучали. (неопределенно-личное)
И снова мне легко. (безличное)
Запах розы и жасмина. (назывное)
Осенний день шуршал ломкой листвой. (двусоставное)
Б).Самостоятельная работа на закрепление новой темы.
а)(работа в парах – по три предложения каждой группе.) (СЛАЙД4)
Люблю утреннюю прохладу на реке.
Роняет лес багряный свой убор.
Но потом его в степи без чувств нашли.
Что посеешь, то и пожнешь.
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
Ноябрь уж наступил.
Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный тусклый свет.
И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною.
Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О.-л Двусост. Н.-л Об.-л Безл. Двусост. О.-л Назывн. Н.-л Безл.
б)Упр.148учебника(для слабых )
в)творческая работа( сочинение- миниатюра «Осень», использовать односоставные предложения) (для одаренных)
VII1 Подведение итогов урока(4м)
А).Терминологический диктант
1) Предложение , грамматическая основа которого состоит из 1 главного члена- подлежащего или сказуемого.(односоставное)
2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо.(опр.-л.)
3)В этом односоставном предложении действие не создаётся деятелем, в нём нет и не может быть подлежащего.(безл.)
4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени мн. числа или форму 3 лица мн. числа.(неопр.-л.)
5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предмета или явления.(наз.)
6)Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах , афоризмах.(обобщ.-л.)
Б)Тест. Теория.
1.Игра «Да, нет»
- Односоставные предложения могут быть распространенными.(да)
- Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.(да)
- В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.(да)
- Односоставное предложение - это предложение, в котором: нет второстепенных членов предложения,(нет)
- Односоставное предложение это предложение, в котором грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.(да)
1Х. Домашнее задание(1м)
Выучить теоретический материал стр.93-94.
Повторить правила правописания личных окончаний глаголов.
Выполнить упражнение из учебника (на выбор 149, 150).
3. Задание высокого уровня: написать сочинение-миниатюруХ.Стадия – рефлексия. (1м)
Итак, мы должны систематизировать полученные знания об односоставных предложениях. Мы много сделали. Вернемся к целям нашего урока. Выполнили мы их?
1. Что повторили сегодня? (Односоставные предложения)
2. Чему научились? (определять виды односоставных предложений, определять, чем выражен главный член односоставного предложения, определять роль односоставных предложений в речи).
3. Какой этап урока показался самым интересным?
4. Что было трудным?
Х1.Выставление оценок.(1м)