Конспект урока по теме Виды односоставных предложений (8 класс)
Конспект урока по теме «Виды односоставных предложений»
8 класс
Цель урока:
Содействовать формированию у обучающихся новых понятий по типам односоставных предложений и способов действий, системы научных знаний о синтаксисе. Формирование умений различия простых предложений по структуре, наличия главных и второстепенных членов предложений, умения определять, чем они выражены, находить определенно-личные и неопределенно-личные предложения через самостоятельную работу учащихся.Создание условий для воспитания творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенции на уроке, развитие навыков сотрудничества. Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой на урок (Учащиеся встают в круг и выражают друг другу добрые пожелания)
Слово учителя :Желаю вам успехов и надеюсь на плодотворное сотрудничество. (Слайд1). Обратите внимание на предложение. Какое оно? (Односоставное)
- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения. Виды односоставных предложений).
ΙΙ. Формулирование цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте цель урока.) Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕНТ в 11 классе.
Рефлексия на начало урока: Дерево Блоба3. Деление на группы (с помощью геометрических фигур)
4.Кластер. Работа в группах.
Учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа получает алгоритм, следуя которому готовит сообщение о виде односоставного предложения. Свои наблюдения каждая группа заносит в таблицу.
Задания для групп.
1 группа. Назывные предложения.
(Зима. Вот и снег. Пять часов. Сильный мороз!)
Чем выражено подлежащее в предложениях?
Определите лексическое значение слова «назывные».
Какова роль назывных предложений?
2 группа. Определённо-личные предложения.
(-Ну, как живёшь? - поинтересовался Вася. -Учусь, - ответил Петя.
-Утром встаём в 7 часов. Делаем зарядку.
-Читайте больше!)Деятель в предложении не назван. Определите, каким лицом он мыслится: определённым или неопределённым?
Определите, в каких формах стоят глаголы-сказуемые в предложениях (лицо, число, наклонение)
Какие местоимения можно использовать в качестве подлежащего?
3 группа. Неопределённо-личные предложения.
(В посёлке строят (построили, будут строить) новую школу.Дорожки в посёлке посыпали галькой. Её привезли с моря.
Деятель в предложении не назван. Определите, каким лицом он мыслится: определённым или неопределённым?
Определите, в каких формах стоят глаголы-сказуемые в предложениях: время, лицо, число.
4 группа. Обобщённо-личные предложения.
(Слезами горю не поможешь. Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают).
1) В записанных предложениях, тексте найдите предложения, которые имеют значение обобщённого лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом. Действие в них можно соотнести со всеми лицами.
2) Определите форму глагола-сказуемого
5 группа. Безличные предложения.
(Светает. Приятно пахнет черёмухой. Мне не спится. Быть грозе! На улице тихо. Ветра нет. Мне грустно.)
Мыслится ли активный деятель в безличных предложениях?
Что обозначает глагол-сказуемое в безличном предложении?
Чем может выражаться глагол-сказуемое?
5. Выступления групп. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив тему, члены группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации другим группам. Представитель от каждой группы выходит к доске, рассказывает об одном из видов односоставного предложения,
6. Обобщение знаний. 1) Цифровой диктант. Обозначения: о/л – 1, н/л – 2, б/л – 3, об/л – 4, назывные – 5. Критерии: 0-1ош. –« 5» 2 ош. – «4» 3 – 4 ош. – «3» 5ош. и более – «2» Код: 3,1, 4, 2,4, 2,5, 3, 5, 1. (Обозначения, критерии оценок, ответы(код) записаны на обратной стороне доски.) Предложения: 1. У меня нет учебника. 2. Приветствую тебя, пустынный уголок! 3. Из речи пустой мысли не извлечёшь. 4. Забыли о свете вечерних окон. 5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 6. Нам посоветовали вернуться назад. 7. Медвежье царство! 8. Малышу не спится. 9. Забайкалье. 10. Загляни в глаза волжанки. После выполнения учащиеся осуществляют взаимопроверку.
7. Парная работа: «Преобразуй предложение» Двусоставные в односоставные:
Я хочу научиться играть на баяне.
Мама всю ночь не спала.Диктор сообщил по радио о новом эксперименте учёных в космосе. В 20 веке учёные изобрели радио. Москва встречала участников велопробега Комната была чистая и уютная. Ёлка в этом году была особенно весёлая, праздничная. Лекция была скучная.
Вчера я хорошо работал.
8. Обобщение изученного. Рефлексия «Дерево Блоба»Слово учителя: Таким образом, односоставные предложения играют немаловажную роль в нашей жизни. Они позволяют лаконично изобразить картины природы, обстановку, внутреннее состояние человека, отдельные предметы. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю, и зрителю особо важными! Воссоздается картина в целом, а все ненужное опускается.Любой образованный человек должен уметь грамотно применять односоставные предложения в своей речи,
XΙ. Домашнее задание.
Индивидуальное дифференцированное домашнее задание
Упражнение в учебнике.
Выписать из художественного произведения примеры односоставных предложений, определить вид
Рефлексивный отчет по уроку
Урок по теме «Односоставные предложения. Виды односоставных предложений» был проведен 10 декабря 2015 года в рамках «Недели передового опыта » в 8 «А» классе сертифицированным учителем русского языка и литературы в казахской школе Мухамадиевой К.Т (3 базовый уровень)В классе 23 учащихся. Класс делится на подгруппы. Класс дисциплинированный, дружный.. Мотивация средняя, у многих слабый словарный запас. Не все дети принимают активное участие в процессе урока . Данный урок является вторым в серии последовательных уроков. Цели урока: содействовать формированию у обучающихся новых понятий по типам односоставных предложений и способов действий, системы научных знаний о синтаксисе. Формирование умений различия простых предложений по структуре, наличия главных и второстепенных членов предложений, умения определять, чем они выражены, согласовывать сказуемое с подлежащим, находить определенно-личные и неопределенно-личные предложения через самостоятельную работу учащихся. Создание условий для воспитания творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенции на уроке, развитие навыков сотрудничества.Результат: Учащиеся будут знать типы односоставных предложений, уметь отличать их от двусоставных. Будут уметь находить главные члены предложения, среди всех типов предложений находить определенно-личные и неопределенно-личные, безличные, назывные,применять теорию на практике. Тип урока - формирование новых знаний и умений. Урок построен с использованием модулей: Новые подходы в преподавании и обучении, диалогическое обучение, оценивание для обучения и оценивание обучения, ИКТ, обучение талантливых и одаренных, возрастные особенности. В течение урока использовала стратегии : кластер, исследование темы, преобразование текста в таблицу, метод «Каждый учит каждого», цифровой диктант, «Дерево Блоба». Для развития мотивации использовано формативное оценивание, самооценивание. В начале урока дети сами определили тему урока и чем будем заниматься на уроке. Сильные дети справились с этим заданием. Радует то, что они учатся самостоятельно определять тему и цели урока. Определив совместно цели и задачи урока, мы перешли к практической части урока. На группы поделила, используя геометрические фигуры. Каждая группа получила алгоритм, следуя которому готовила сообщение о виде односоставного предложения. Свои наблюдения каждая группа заносила в таблицу.Наблюдая за каждой группой, я заметила, как серьезно они относятся к заданию и как старательно проверяют работы друг у друга. По завершению работы над кластером приступили к защите своих презентаций. В ходе процесса талантливые раскрылись в полной мере. Это наблюдалось в ходе процесса работы и при защите групповой презентации. Я была довольна результатами своих учеников, они старались отвечать точно, приводить примеры и речь их была поставлена правильно. В их выступлениях чувствовалось ответственность не только за себя, как ты выступаешь у доски, но и за работу всей группы. Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм детей. Мною уделялось особое внимание формативному оцениванию, использовала его как обратную связь между учителем и учеником. Это позволило мне определять, как идет учениками усвоение нового материала и на каком этапе обучения находятся учащиеся. Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии.