Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с умеренной умственной отсталостью 5 класс
Пояснительная записка.
Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.
В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Формирование общетрудовых умений и навыков – предусматривает подготовку учащихся к овладению элементами специальности младшего обслуживающего персонала и предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.
Решение данной задачи предусматривает овладение учащимися ремеслом, которое будет адекватным особенностям структуры дефекта учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, и понимании собственных возможностей.
В ходе коррекционных занятий у учащихся должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).
Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи, с чем происходит и осознание слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений.
Глубоко умственно отсталые дети не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим трудом и в более длительные сроки. Это связано с абстрактностью временных и пространственных понятий, их отвлеченностью от физических свойств предметов. У ребенка в спонтанном опыте нет необходимости использовать обозначения времени и пространства, они, как правило, задаются общим режимом жизнедеятельности и контролируются взрослыми.
Основная цель коррекционной работы в этой части – привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.
Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которых могут овладеть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.
При обучении чтению и письму детей с глубокой умственной отсталостью чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.
Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего выраженную практическую направленность.
Занятия по развитию элементарных математических представлений проводится 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
Динамика овладения, учащимися с выраженной умственной отсталостью, математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течении всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Обучение растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе обучения дети осваивают выполнение определенных операций.
Содержание обучения работе с керамикой из соленого теста: предусматривается выполнение следующих действий: лепка из соленого теста, термическая обработка, после термическая обработка (роспись красками, покрытие лаком). Лепка из соленого теста, в свою очередь предусматривает освоение ряда доступных операций: замешивание теста, отщипывание, отрезание (проволокой), катание колбаски, шарика, изготовление блина похлопыванием, надавливанием, размазыванием, применением форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из соленого теста выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно.
Предлагаемая программа является частью системы педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.
Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:
Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.
Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.
Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий. При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне» и оставлены решением ПМПК на повторное прохождение данного года обучения.
В любом случае при составлении итоговой характеристики, для прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного структуре их дефекта.
Показатели самостоятельности учащегося.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).
!
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.
пп
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.
п
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).
и
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.
о
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
с
Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
действие (операция сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка.
Предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов.
Фамилия, имя учащегося. _______________________________________________________
Класс (год обучения) ___________________________________________________________
Диагноз (степень умственной отсталости) ________________________________________
Предметы, задачи и содержание обучения. Действие.
Начало года.
Середина года.
Конец года.
Примечание.
Когнитивные.
1. Сенсорно-перцептивные действия:
А) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте;
Б) перевод взгляда с одного объекта на другой;
В) сопровождение взглядом движущегося объекта;
Г) сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта.
2. Сенсорно-двигательные действия:
А) перемещение косточек по проволочной рамке;
Б) переворачивание плоских предметов;
В) «адресация» предметов по форме;
Г) дифференциация форм по размерам;
Д) использование пишущих предметов (мел, карандаш, ручка).
3. Графомоторные навыки:
А) захватывание карандаша, ручки;
Б) правильное удержание карандаша, ручки;
В) Дифференциация символов в пределах программы (буквы, цифры, знаки).
4. Навыки невербальной коммуникации:
А) установление визуального контакта с собеседником;
Б) ориентация на лицо взрослого;
В) удерживание позы во время диалога (сидя, стоя);
Г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции;
Д) адекватное использование мимики и выражения лица;
Е) умение выражать желание мимикой, жестами, словами.
5. Общение и речь:
Восприятие и понимание речи.
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»).
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»).
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на мня, сядь на стул»).
Выбрать названный предмет из двух.
Выбрать названный предмет из трех.
Принести названный предмет, выбрав его из ряда объектов.
Указать названную часть тела.
Указать две и более названных частей тела.
Указать названный цвет.
Указать большой или маленький предмет.
Показать названный предмет на картинке.
Выполнить инструкцию с числительными (Показать, где одно яблоко, два, три).
Повторить предложение из 3-4 слов.
Назвать события рассказа в любом порядке.
Назвать ключевые события рассказа в правильном порядке.
Чтение и письмо.
Соотнесение звука и буквы.
Нахождение и называние буквы (среди других) по программе.
Составление и чтение слогов, по программе.
Составление и чтение слов, по программе.
Чтение предложений по букварю (по программе).
Чтение текста, пересказ текста по вопросам, иллюстрациям (по программе).
Написание буквы (по программе)
Списывание слогов слов с букваря (по программе)
Списывание предложений и текстов с букваря (по программе).
Написание букв, слогов под диктовку (по программе).
Написание предложений под диктовку (по программе).
Математика.
Соотнесение числа, цифры и количества предметов (по программе).
Счет прямо и обратный в пределах программы.
Сравнение предметных множеств (по программе).
Знание геометрических фигур по программе.
Решение примеров на сложение и вычитание на наглядном материале, калькуляторе (в пределах программы).
Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка (в пределах программы).
Знание и различение денежных купюр.
Хозяйственно-бытовые навыки.
1. Навыки самообслуживания:
А) знание наименований одежды;
Б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно ее надевать;
В) самостоятельное раздевание;
Г) различение обуви по схеме тела (правая, левая);
Д) самостоятельный прием пищи;
Е) самостоятельное пользование туалетом;
Ж) навыки личной гигиены.
2. Уход за вещами:
Глажение белья.
А) установка гладильной доски;
Б) подключение утюга к сети;
В) определение готовности утюга к работе;
Г) раскладывание белья на доске.
Стирка белья:
А) использование моющих средств (порошок, мыло);
Б) процесс ручной стирки;
В) полоскание;
Г) отжимание;
Д) вывешивание на просушку.
Мелкий ремонт одежды:
А) пришивание пуговиц;
Б) подшивание нижнего края одежды швом «вперед иголка».
Уход за обувью.
А) мытье обуви;
Б) просушивание обуви;
В) чистка обуви.
3. Кулинария.
а) соблюдение гигиены и техники;
б) обращение с кухонной посудой;
в) пользование электрической плитой и духовкой;
г) соблюдение последовательности действий при приготовлении пищи;
д) сервировка стола.
Социальные навыки.
1. Пользование телефоном:
А) действия при поступлении звонка;
Б) умение вести разговор самостоятельно;
В) знание телефонов экстренной помощи.
2. Ориентация на проезжей части улицы:
А) узнавание места перехода;
Б) распознавание сигналов светофора;
В) меры предосторожности на улице.
3. Пользование общественным транспортом:
А) нахождение места остановки;
Б) чтение и узнавание номера маршрута;
В) целевое ожидание на остановке;
Г) оплата проезда;
Д) распознавание конечного пункта поездки;
Е) соблюдение норм поведения в общественном транспорте.
4. Использование денег:
А) узнавание достоинств купюр и монет;
Б) ориентировка в стоимости товара;
В) выбор необходимого товара;
Д) оплата и получение сдачи.
Учитель:
Учебный год:
Задачи воспитания.
Укреплять и охранять здоровье учащихся. Воспитывать навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки.
Формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления, простейшие виды речевых суждений. Развивать память, внимание учащихся.
Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая учащихся разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы.
Расширять активный словарь учащихся, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками, приучать понимать содержание простых рассказов, сказок с наглядным и без наглядного сопровождения.
Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
Развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом. Формировать элементы сюжетно – ролевой игры.
Формировать у учащихся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
Продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие. Воспитывать у учащихся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Продолжать учить самостоятельно или с небольшой помощью учителя мыть руки перед едой, после загрязнения и насухо вытирать полотенцем. Учить пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком). Продолжать учить правильно, пользоваться унитазом в туалетной комнате. Продолжать учить вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Воспитание навыков культурного поведения.
Продолжать учить учащихся здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).
Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места. Продолжать учить пользоваться туалетом, умывальником. Учить не выходить из-за стола, не окончив еды. Учить, не кричать, не мешать другим учащимся во время игр, уроков, обеда, при одевании и раздевании.
Воспитывать бережное отношение к вещам, учебным принадлежностям, игрушкам.
Учить учащихся называть свою фамилию, имя, отчество. Учить называть по имени и отчеству своих родителей, учителей, воспитателей.
Воспитание гуманных чувств
и положительных взаимоотношений.
Закреплять умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, учебными принадлежностями, уступать). Учить учащихся проявлять отзывчивость на просьбу другого ученика, помогать ему. Воспитывать у учащихся отрицательное отношение к грубости, жадности.
Развитие у учащихся предпосылок трудовой деятельности.
Продолжать обучать учащихся порядку одевания и раздевания. Учить при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки ботинок). Учить, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, вешать ее в гардероб, правильно надевать одежду и обувь (застегивать большие пуговицы спереди). Воспитывать умение замечать неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
Воспитывать у учащихся желание участвовать в элементарной трудовой деятельности. Учить учащихся выполнять элементарные трудовые поручения (разложить ложки, вытереть доску, разложить карандаши и т.д.).
Формировать активность, интерес и желание выполнять поручения взрослых, способность преодолевать трудности.
Календарный план.
1. Чтение.
1 часа.
2. Изобразительное искусство.
2 часа.
3. Ремесло.
2 час.
4. Коррекционные курсы: Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
2 час.
5. Музыкально – ритмические движения (игра, игротерапия)
1 час.
6. Социально – бытовая ориентировка
2 часа.
Итого
10 часов
Развитие речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности.
2 часа в неделю (64 часа).
Продолжать знакомить учащихся с предметами ближайшего обихода. Учить называть части предмета, его детали. Знакомить с назначением предметов. Учить понимать элементарную причинную связь между некоторыми явлениями (на улице холодно, поэтому надели теплые вещи: шубы, шапки, варежки). Продолжать развивать у учащихся интерес и бережное отношение к природе. Развивать желание помогать в уходе за растениями. Научить различать и называть игрушки, учебные принадлежности, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи. Учить называть некоторые свойства предметов. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.
Расширять представления учащихся о растениях и животных.
Растительный мир. Учить узнавать и называть цветы, траву, дерево. Учить находить их отличительные признаки: трава зелёная; дерево высокое, на нем много листьев; цветы бывают разные. Учить понимать слова обозначающие их. Различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты (наиболее распространенные в данной области), называть их. Учить учащихся замечать и называть явления природы (идёт дождь, снег, светит солнце).
Животный мир. Учить учащихся находить на картинке и называть собаку, кошку, курицу, петуха, лису, волка, выделяя наиболее характерные особенности. Учить различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги).
На основе расширения ориентировки учащихся в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить учащихся по словесному указанию учителя находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный карандаш»). Учить различать местоположение предметов («Пирамидка на верхней полке – высоко», «Поставь кубик рядом с матрёшкой»). Учить имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из лейки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь учащихся:
Существительными, обозначающими названия растений (дерево, трава, цветы). Фруктов (яблоко, груша). Овощей (морковь, помидор, огурец). Домашних животных (кошка, собака, курица, петух). Диких животных (лиса, волк) и их детенышей.
Обогащать словарь учащихся глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, учиться, рисовать, писать, читать, считать), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть).
Обогащать словарь учащихся прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.).
Обогащать словарь учащихся наречиями ( близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло, хорошо – плохо).
Учить использовать эти слова в речи.
Учить учащихся согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 2-3-4 слов.
Продолжать учить учащихся понимать речь учителя, отвечать на вопросы.
Умения и навыки.
Называть предметы, давая им характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.
Уметь классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.
Уметь принимать участие в общей беседе, внимательно слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга.
Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи, при ответе на вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Что делают? Какой? Какая? Какие? Где? Чем? Как? Когда? Уметь использовать в речи предлоги: в, на, из, под, с. Уметь употреблять в речи некоторые простейшие наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло, хорошо – плохо, вчера, сегодня, завтра.
Уметь составлять простые нераспространённые предложения из (2 – 3 слов) на основе демонстрируемого действия или действия изображённого на картинке, с добавлением к ним одного пояснительного слова по вопросам: чем? Кто? Куда? Где?
Уметь принимать участие в элементарных инсценировках. Уметь заучивать со слов учителя потешки, скороговорки, считалки, стишки, песенки.
Тематика.
Сезонные изменения в природе.
Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние и весенние месяцы.
Признаки осени: похолодание, осенний листопад, дождь, пасмурно, отлет перелетных птиц.
Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц.
Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых, распускание почек, появление листочков.
Детские забавы зимой, весной и летом.
Школа.
Школьное здание. Классы, коридоры, зал, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские.
Классная комната.
Стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол, стулья. Правильная посадка за партой, столом. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные принадлежности.
Книга, тетрадь, пенал, ручка, карандаши, линейка, альбом, портфель, краски, пластилин и другое. Их значение и обращение с ними.
Игрушки.
Кукла, мишка, мячик, пирамидка, матрёшка, машинка и др. Сравнение игрушек и учебных принадлежностей.
Овощи.
Помидор, огурец, морковь, лук. Внешний вид, способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Употребление в пищу. Хранение зимой.
Фрукты.
Яблоко, груша, вишня и т. д. Внешний вид. Способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Хранение зимой.
Птицы.
Голубь, воробей, синица, ворона, снегирь, сорока, грач. Различение по внешнему виду. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Питание птиц. Польза птиц.
Домашние животные.
Кошка, собака. Внешний вид. Польза домашних животных.
Дикие животные.
Лиса, волк. Внешний вид.
Семья.
Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки.
Одежда.
Пальто, платье, фартук, рубашка, кофта, юбка и т. д. Уход за одеждой.
Обувь.
Ботинки, тапочки, туфли, сапоги и т. д. Уход за обувью.
Деревья.
Берёза, клён. Распознавание. Различение частей дерева (корень, ствол, ветки, листья). Семена клена. Сбор семян клёна.
Осенние цветы.
Астры, ноготки. Распознавание. Различение частей растений (корень, стебель, цветы).
Раннецветущие растения.
Мать-и-мачеха, одуванчик. Название. Различение по внешнему виду.
Насекомые.
Жук, бабочка. Узнавание, различение по внешнему виду. Сравнение птиц и насекомых.
Домашние птицы.
Курица, петух, цыплята. Внешний вид (голова, две ноги, два крыло, хвост). Сравнение курицы и петуха. Уход за птицами, питание, польза.
Комнатные растения.
Герань цветущая. Название. Распознавание по внешнему виду. Уход за цветком (полив, рыхление, обмывание листьев).
Охрана здоровья.
Правильная посадка за партой. Режим дня школьника.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.
Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (не реже 1 раза в месяц). Ведение календаря природы (фиксирование погоды вчера, сегодня).
Экскурсии во двор школы, к цветочной клумбе, в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдения за поведением птиц и насекомых.
Наблюдение за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями (мытье, полив, рыхление). Подкормка птиц зимой.
Чтение.
1 час в неделю (32 часа).
Букварный период.
Развитие устной речи учащихся. Продолжать формировать умение выполнять простые поручения по словесному заданию. Учить, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и простые короткие рассказы (без скрытого смысла) в устной передаче учителя. Разучивать с учащимися короткие и понятные стихи, потешки с голоса учителя. Учить пересказывать сказку с помощью учителя по вопросам и иллюстрациям, называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом. Учить составлять предложения по своим практическим действиям, по картинкам и вопросам.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков окружающей действительности: стук, звон, гудение, шуршание, скрежет, жужжание и т.д.
Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и в играх.
Выработка умения правильно и отчетливо (по мере возможности) повторять за учителем звуки, звукоподражания, слова, короткие фразы (2-3-4 слова).
Деление простого предложения на слова.
Деление слов на слоги (с открытым слогом). Выделение из слов гласных и согласных звуков «А», «О», «У», «М», «С», «Х». Различение их в словах (узнавание называние слов, в которых данный звук имеется).
Примечание. Слова «звук», «слог», «слово», «предложение» употребляются только учителем. Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчленённых структур (без называния буквы и с называнием буквы и соотнесения её со звуком). Нахождение заданной буквы среди других букв и знаков. Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец и без него. Узнавание букв наложенных друг на друга. Выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец и без него.
Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу. Конструирование изученных букв из предложенных элементов. Дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов). Преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
Изучение звуков и букв: «А», «У», «О», «М», «С», «Х». Правильное и отчетливое (по мере возможности) произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова. Образование и чтение слов из усвоенных звуков («АУ», «УА»).
Образование и чтение закрытых и открытых двух звуковых слоговых структур («ОМ», «АС», «УХ», «МА», «СУ», «ХО» и т. д.). Образование и чтение слов с изученными буквами и слоговыми структурами.
Работа с кассой букв и слогов. Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки.
Умения и навыки. Деление слов на слоги под руководством учителя. Различение звуков на слух и в собственном произношении, определение места звука в словах в различных позициях (в начале и конце слова).
Установление последовательности звуков в слогах и словах.
Анализ слогов, слов по звуковому составу. Составление слогов из отдельных букв и слогов (разрезной азбуки).
Чтение слогов и слова «мама».
Чтение наизусть коротких стихов, потешек разученных с голоса учителя.
Письмо.
4 часа в неделю (144 часа).
Букварный период.
Продолжать работу по привитию учащимся навыков учебной деятельности : умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить.
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный).
Восприятие простейших комбинаций, из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из бумажных полосок разного цвета или счётных палочек (П, Н, Ш, Е, М, Т, А, К, У и т.д.). Конструирование простых, хорошо знакомых предметов (окно, домик, стол, стул, кровать, забор, ёлка, лесенка и др.).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Конструирование простых макетов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Расчленение данных макетов на части и составление их из отдельных частей (дом, светофор, елка, тележка, и др.)
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева на право, в горизонтальном положении).
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте альбома, тетради и пользование карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, за счёт специальных упражнений и занятий на уроках труда и предметно-практической деятельности. Лепка, складывание и разглаживание бумаги. Составление фигурок из бумажных полосок по образцу учителя. Игры с мозаикой.
Рисование мелом на доске, карандашом, ручкой, фломастером на листе тетради прямых линий в различных направлениях (горизонтальны, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пробелов при штриховке прямыми линиями.
Обведение карандашом, фломастером, ручкой простейших фигур по трафарету и шаблону, их закраска и штриховка в различных направлениях (слева на право, сверху вниз, снизу вверх, справа налево).
Обведение контура предметов по опорной линии или по опорным точкам, их закраска или штриховка.
Рисование прямых линий и несложных предметов из них (рама, ёлочка, лесенка, забор, флажок, скамейка, фигуры в форме букв и др.).
Написание основных элементов рукописного начертания букв на доске и в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой: прямая палочка длинная, прямая палочка короткая, прямая палочка короткая с закруглением внизу, прямая палочка короткая с закруглением вверху, прямая палочка короткая с закруглением внизу и вверху, прямая палочка короткая с закруглением вверху и внизу, длинная палочка с петелькой внизу, овал, полуовал. Написание элементов букв А, М, Л, П, Т (заглавных) – длинная прямая линия с закруглениями внизу вправо, и длинная прямая линия с закруглением внизу влево.Усвоение рукописного начертания изучаемых заглавных и строчных прописных букв «А», «У», «О», «М», «С», «Х».
Письмо по обводке, по образцу, данному учителем.
Списывание с таблиц, доски, букваря букв, слогов, слов с изученными буквами.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.
Умения и навыки. Написание строчных и заглавных прописных букв «А», «У», «О», «М», «С», «Х».Списывание с таблиц, с классной доски, с букваря (рукописный шрифт) прочитанных и разобранных слогов и слов. Письмо под диктовку
букв, слогов, слов (после предварительного звукобуквенного анализа).
Математика.
3 часа в неделю (108 часов).
В начале учебного года учитель проводит повторение того, что было изучено в предыдущие годы обучения.
В течении всего года, занятия по формированию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Уроки могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, уроки по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.
Эти уроки – занятия направлены на:
уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математических представлений, изученных на первом году обученя;
определение потенциальных возможностей развития сформированности элементарных математических представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;
формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию сформированности элементарных математических представлений;
развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу урока по развитию элементарных математических представлений;
формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
Содержание работы.
Количественные представления.
Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.
Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, треугольную призму, квадрат, круг, треугольник), величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий) предметов.
Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта и с пересчётом, с проверкой своих действий с использованием приёмов прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое (навыки наложения и приложения).
Выделение одного, двух, трёх предметов из множества и группировка множества предметов, больше трёх без пересчёта.
Обучение последовательным зрительным и тактильным действиям, направленным на последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах 3).
Выполнение хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой по заданному количеству, ориентируясь на слово, названное учителем.
Выделение одного, двух, трёх предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
Узнавание и выделение цифры 1, 2, 3.
Соотнесение цифры 1, 2, 3 с соответствующим количеством предметов, объёмных и плоскостных моделей.
Рисование цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, лепка цифр из пластилина.
Обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора (используется калькулятор с клавишами крупного размера). Работа с клавишами, соответствующими цифрам 1, 2, 3. Проведение уничтожения цифры на калькуляторе и исправление ошибки.
Сравнение совокупностей путем составления пар с использованием приемов наложения и приложения (столько же, больше, меньше, поровну).
Составление закономерностей и поиск нарушенной закономерности (зрительный диктант красный, синий, красный, синий и т.д.).
Учить присчитывать и отсчитывать по единице. Счет от заданного числа до заданного в пределах трёх (прямой и обратный).
Учить сравнивать предметные множества (больше, меньше, поровну, больше на, меньше на), путем приложения и наложения. Учить сравнивать числа по величине и месту их в числовом ряду.
Учить работать со счетами и счетной линейкой.
Учить проводить арифметические действия сложения и вычитания 1+1=2,
2-1=1 и так далее на конкретном материале (в пределах трёх).
Дать учащимся понятие состав числа из единиц в пределах двух, на конкретном материале.
Познакомить учащихся с арифметическими знаками: сложение (плюс) +, вычитание (минус) - , равно =.
Учить учащихся склонять числительные при чтении примеров на сложение и вычитание в пределах 3, со словами «прибавить», «отнять». Двойное чтение примеров (один плюс один равно двум, от двух отнять один получится один).
Решение примеров в одно действие. Сложение и вычитание, как взаимообразные действия.
Решение задач на нахождение суммы и остатка по конкретному действию, с использованием предметных картинок, рисунков или иллюстраций.
Запись решения примеров в тетрадь под диктовку, списывание с доски, наборного полотна, таблиц. Запись решения задач без наименований (в виде примера) или с использованием рисунка (1 яблоко + 1 яблоко = 2 яблока).
Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка, под руководством учителя.
Представления о форме.
Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и другие).
Выбор шара, куба, треугольной призмы, круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.
Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники).
Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм», «На что похоже эта фигура?» и другие).
Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «Доска Сегена», «Вкладыши Монтессори» и другие).
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно), называние и показ их.
Вырезание круга, квадрата, треугольника по контурам (совместно с учителем, с частичной помощью педагога).
Учить соединять две точки, на тетрадном листе, от руки. Понятие отрезок. Продолжать учить обводить геометрические формы по трафарету и шаблону. Учить проводить штриховку в трёх направлениях (слева на право, сверху вниз, снизу вверх), а так же закрашивать геометрические формы.
Представления о величине.
Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Определение ширины предмета (широкий, узкий). Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.
Закрепление представлений о величине и длине предмета в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.
Сравнение предметов по длине, ширине и высоте. Употребление слов: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий.
Объединение предметов в совокупность по общему признаку (цвет, форма, величина). Нахождение «лишних» элементов.
Представления о пространстве.
Перемещение в пространстве различных помещений школы с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).
Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукол, мягких игрушек, изображающих животных.
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано» и т. п.
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что действия сопровождаются речью или пантомимическими движениями («большой» – широко разведены руки, «широкий» - руки разводятся в стороны, показывая протяжённость и т.д.).
Временные представления.
Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето, осень, зима, весна).
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.
Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям.
Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Ориентировка в пространстве и во времени осуществляется в процессе различных наблюдений, экскурсий, уроков по изобразительной деятельности, физкультуре, дидактических игр и игровых упражнений.
Предполагаемые результаты обучения.
Наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания следующих умений:
осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции);
называть используемые игрушки и выполняемые с ними действия;
выделять признаки цвета, формы, величины, длины, ширины в предметах по подражанию действиям учителя, (задания типа «Найди такой же»), по образцу, по словесной инструкции;
понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 3 и соотнесение предметов по величине, длине, ширине;
выделять от одного до трёх предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;
пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах 3;
осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма, квадрат, круг, треугольник) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
производить объединение фигур в группы по форме (кубы, шары, треугольные призмы, треугольники, квадраты, круги);
соотносить плоскостные и объёмные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
перемещать различные предметы вперёд и назад по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков ( по наблюдением в природе, по изображениям на картинках) время года (лето, осень, зима, весна) и части суток (день, утро и ночь).
Изобразительное искусство.
2 часа в неделю (68 часов).
Развивать эстетическое восприятие.
Формировать интерес к урокам изобразительной деятельностью. Развивать умение видеть красоту формы и цвета в объектах природы, народных игрушках (дымковские игрушки, матрёшки), книжных иллюстрациях; вызывать у детей положительный эмоциональный отклик.
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.
Учить учащихся передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т.п.).
Продолжать учить, правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки лёгким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять название цветов (красный, синий, зелёный, желтый, белый, чёрный). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных учителем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идёт дождь, снег кружится, капает дождик).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платок и др.). Подводить учащихся к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыплёнок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. ( в траве ползают жуки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Декоративное рисование.
Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов. Рисование с помощью трафарета и шаблона узора из геометрических фигур с опорой на образец.
Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец (выбор по желанию).
Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листьев (на осевых линиях – диагоналях, проведенных учителем).
Рисование узора из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета)
в разных формах (квадрат, полоса, круг, овал, треугольник).
«Расписная тарелка», «Шарфик», «Полотенце», «Поднос», «Разноцветный мяч», «Косынка для куклы», «Платочек» и другие.
Самостоятельное составление узора из геометрических фигур и предметов с использованием трафаретов и шаблонов.
Рисование с натуры.
Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические формы (тарелка, косынка, платок, часы, мяч и т.д.).
Рисование с натуры овощей, фруктов, с применением трафаретов, шаблонов и без них (яблоко, груша, апельсин, морковь, лук, помидор и т.д.).
Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снеговик, неваляшка и т.д.).
Рисование с натуры весенних цветов: мать-и-мачеха, одуванчик.
Рисование с натуры насекомых (жук, бабочка), с применением трафаретов и без них.
Рисование по опорным точкам, трафаретам, шаблонам выученных букв («А», «У», «О», «М»), цифр (1, 2).
Рисование на тему.
Рисование на темы: «Времена года» («Осенний день», «Снег идет», «Весна пришла», «Бабочки на лугу»).
Рисование тематических картинок к Новогоднему празднику, Рождеству, 23 февраля, 8 Марта.
Иллюстрирование сказок «Репка», «Колобок».
Умения и навыки.
Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный). Уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими. Уметь делать мазки, проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии.
Различать плоскостные геометрические фигуры по цвету, форме, величине.
Уметь раскрашивать рисунок, не выходя за контур.
Уметь правильно располагать изображение предмета (предметов) на листе бумаги.
Уметь соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Уметь передать в рисунке основную форму предмета.
Социально – бытовая ориентировка.
1 час в неделю (32 часа).
Повторение материала пройденного в подготовительном классе.
Личная гигиена.
Части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правая и левая руки. Правая и левая ноги. Мытье ног с помощью взрослого.
Волосы. Уход за волосами. Пользование расческой.
Руки: локоть, ладонь, пальцы. Название пальцев. Ногти. Уход за ногтями (подстригание, чистка от грязи).
Нос. Значение носа. Уход за носом, пользование носовым платком.
Зубы. Значение зубов. Уход за зубами (чистка зубов).
Рот, губы. Уход за полостью рта, губами (ополаскивание после приёма пищи, вытирание салфеткой губ, после приёма пищи).
Умения и навыки.
Знать основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Знать более детальные части тела (нос, рот, зубы, губы, подбородок, затылок, щеки). Самостоятельно пользоваться носовым платком, салфетками. Самостоятельно пользоваться расческой. Уметь ополоснуть полость рта после еды и чистить зубы зубной пастой. Уметь мыть ноги. Уметь соблюдать этапы утреннего и вечернего туалета.
Одежда и обувь.
Соблюдение опрятности внешнего вида. Умение заправить рубашку в брюки, застегнуть пуговицы на рубашке и брюках (с помощью взрослого). Уметь подтягивать носки, гольфы, колготки, спортивные штаны и брюки. Уметь расправлять складки воротника на платье, блузке, рубашке.
Знать последовательность надевания различных предметов одежды. Уметь различать изнаночную и лицевую стороны одежды. Уметь застегивать и расстегивать пуговицы крупной величины (на пальто, куртке). Формировать умение застегивать и расстегивать пуговицы меньшего размера (на рубашке, штанах, кофте).
Формировать умение различать обувь для правой и левой ног.
Продолжать учить шнуровать обувь и завязывать шнурки на бантик.
Учить содержать одежду и обувь в порядке, чистоте. Приучать к умению хранить одежду и обувь в одном месте.
Питание и культура поведения.
Знание и различение основных продуктов питания: суп, каша, мясо, котлета, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, компот, чай, кофе, какао.
Учить оказывать помощь при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к ужину).
Учить убирать посуду после еды.
Учить учащихся дежурить в столовой. Учить учащихся правильному поведению за столом во время приёма пищи. Учить использовать в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «подайте» «будьте добры».
Воспитывать культурный приём пищи.
Умения и навыки.
Знать правила сервировки стола к завтраку. Знать назначение посуды, используемой для сервировки стола к завтраку. Уметь накрывать (помогать взрослым) на стол с учётом конкретного меню.
Знать правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу. Уметь мыть чайные чашки тёплой водой.
Знать обязанности дежурного по столовой: расставить столовые принадлежности, убрать использованную посуду (тарелка в тарелку), принести необходимые столовые приборы, блюдо.
Ремесло.
2 часа в неделю (64 часа).
Лепка.
Учащиеся повторяют пластические свойства и назначение глины, пластилина. Уточняют цвета. Закрепляют способы подготовки пластилина к работе. Повторяют санитарно-гигиенические требования к лепке. Повторяют принципы организации рабочего места.
Приемы работы.
Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики). Скатывание круговыми движениями в ладонях и на подкладной доске (шар). Вдавливание поверхности шара (яблоко). Отщипывание пальцев маленьких кусочков и скатывание мелких шаров (бусы, вишни, яички). Сплетение столбиков (кренделя, булочки). Скатывание круговыми движениями шара и раскатывание в ладонях овальной формы (огурец). Вытягивание одного конца у столбика (морковь, огурец). Соединение плоскостных деталей с объёмными (рыбка). Соединение деталей способом примазывания (чашка с ручкой). Прищипывание края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).
Практические работы.
Упражнение в подготовке материала к лепке.
Лепка столбиков различной длины и толщины.
Изготовление баранок, бубликов, кренделей, булочек.
Лепка по образцу и показу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мячи, куклы-неваляшки, снеговики (из двух шаров разной величины).
Лепка овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидор. Составление композиции из овощей и фруктов (овощи в тарелке, фрукты в корзине).
Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих овальную форму. Составление композиции (картофель, сливы, огурцы и т.д.).
Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих коническую форму (перец, морковь и др.). Составление композиции.
Лепка посуды по образцу и показу действий (тарелка, чашка с ручкой). Лепка корзинки с ручкой.
Лепка игрушек по образцу, показу действий и с натуры (рыбка, утёнок, лопатка).
Лепка рельефов знакомых букв и цифр по образцу и показу (А, У, О, М).
Лепка стилизованных фигурок (кошка).
Работа с бумагой.
Ознакомление со свойствами бумаги. Ознакомление с некоторыми сортами бумаги (газетная, писчая, альбомная, цветная). Знакомство с гофрированной бумагой.
Ознакомление с основными цветами бумаги: красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, белый.
Знакомство с понятием аппликация. Правила составления аппликации. Знакомство с клеящим карандашом, клеем. Знакомство с санитарно-гигиеническими нормами при работе с клеем и клеящим карандашом. Приёмы работы с кистью.
Приёмы работы аппликацией.
Продолжать приобщать учащихся к искусству аппликацией, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить, предварительно выкладывать (в определённой последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (заданное учителем), и наклеивать их.
Продолжать учить, аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке). Учить прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать радость от полученного изображения.
Продолжать учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвет. Развивать чувство ритма.
Ознакомление с приёмами работы аппликацией.
Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно.
Сгибание и разгибание бумаги пополам путём совмещения сторон и углов, разгибание и разглаживание по месту сгиба ладонью (ребром) и пальцами.
Размещение на листе бумаги элементов аппликации.
Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
Практические работы.
Наклеивание готовых деталей (геометрических фигур) 2 контрастных цветов. Наклеивание узора из геометрических фигур с опорой на образец.
Самостоятельное наклеивание геометрического узора с опорой на образец (выбор по желанию).
Аппликация в квадрате узора из листьев. Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета)
в разных формах (квадрат, полоса, круг, овал, треугольник).
«Расписная тарелка», «Шарфик», «Полотенце», «Поднос», «Разноцветный мяч», «Косынка для куклы», «Платочек» и другие.
Самостоятельное составление узора из геометрических фигур и предметов с использованием готовых деталей.
Составление аппликации по образцу из геометрических фигур: домик с крышей, гриб, морковка, неваляшка, снеговик и др.
Изготовление елочных украшений.
Работа с нитками.
Уточнение применения и назначения ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые, разрываются, скручиваются, связываются, разрезаются, могут быть окрашены в разные цвета. Ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями при работе с нитками.
Приёмы работы с нитками.
Намотка ниток на катушку, картон, в клубок. Приёмы плетения косички из ниток.
Практические работы.
Сортировка ниток по цвету.
Составление коллекции ниток – наклеивание на подложку из толстой бумаги (картона).
Упражнение в разрывании ниток разной длины и толщины.
Наматывание ниток на катушку, картон и в клубок.
Плетение косички из толстых шнуров.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков.
Умения и навыки.
Умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия.
Принимать участие в коллективном анализе образца учителя по вопросам учителя. Уметь проводить сравнение изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы с опорой на наглядность и словесной инструкции учителя с показом приёмов выполнения задания.
Уметь отвечать на вопрос учителя полным предложением, что из чего сделано, оценка изделия (аккуратное, красивое, непохожее на образец и т.д.)
Пространственная ориентировка при выполнении и изготовлении плоскостных и объёмных изделий с помощью учителя: умение показать верх, низ, правую и левую стороны бумаги, разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать.
Уметь узнавать и называть основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Уметь узнать и назвать форму объёмных предметов. Уметь соблюдать пропорции при изготовлении объёмных форм.
Дифференцированное понятие большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий. Употребление данных слов в речи учащимися.
Музыкально – ритмические движения
(Игра и игротерапия) 1 час в неделю (32 часа)
Обучение игре является важным разделом программы. Известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность ребенка. Но поскольку у тяжело (глубоко) умственно отсталых детей игра спонтанно не развивается, а одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания становится формирование предпосылок к развитию игры и целенаправленное обучение ей. При обучении игре тяжело умственно отсталого ребенка педагог подчиняет свою работу решению следующих задач: упорядочение активности детей; установление взаимодействия ребенка и взрослого через овладение несложными действиями с предметами; формирование совместных с педагогом игровых действий; создание ситуаций сотрудничества детей и взрослого, побуждающих к развитию игры.
Поскольку дети не владеют адекватными, целенаправленными действиями с игрушками и со многими из них незнакомы, то не все игрушки сразу должны быть размещены в поле зрения ребенка. Их нужно предъявлять по одной, постепенно знакомя с ними ребенка. Занятия проводятся небольшими подгруппами по 2-3 человека и сочетаются с индивидуальными. Со временем можно привлекать к занятиям 3-4 детей.
Сначала педагог «обыгрывает» игрушку, а дети наблюдают за его действиями. Затем действия с игрушкой осуществляются детьми вместе с педагогом, с постепенным переходом в посильные самостоятельные игровые действия при активном контроле со стороны педагога. И тот и другой этап сопровождается речью взрослого и ребенка.
Необходимо направить усилия на формирование у детей устойчивого интереса и внимания к совместной игровой деятельности со взрослым, на обучение детей адекватным действиям с игрушками, предметами, выполнение совместно с педагогом последовательной цепочки игровых действий.
Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок. В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью элементарных игровых навыков.
Показывать действия куклы: Ляля идет – топ-топ, Ляля пляшет, Ляля уходит – до свидания; действия игрушечных животных: собака лает, кошка мяукает, бегает, прячется и др.
Учить детей понимать слова, определяющие игрушки, действия. Вызывать у них радостное настроение, оживленные движения.
Совершенствовать умение детей, сосредоточенно смотреть и слушать, показывая игрушки и действия с ними.
Для развития целевых действий с предметами и мелкой моторики рук проводятся игры «Пальчик-мальчик», «Сорока-сорока», катание шариков, нанизывание колец на стержень
Учить разбирать и собирать матрешку, класть кубик на кубик, собирать рассыпанные кольца и шарики.
Проводятся игры-занятия с музыкальными игрушками, с пением взрослого.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу второго класса
Учащиеся должны уметь:
Подражать простым слогам (ма, па, ля, на и др.)
Произносить облегченные слова (собака – ав-ав, кушать – ам-ам и др.)
Пользоваться простыми словами (дай, на, нет и тд.)
Находить взглядом названный предмет
Выполнять простые поручения («дай куклу, мяч»)
Выполнять простые действия с предметами (открывать и закрывать коробку, снимать и надевать кольцо и тд.)
Пользоваться невербальными формами общения (протягивать руку при встрече, махать рукой при прощании и др.)
Фиксировать взгляд на лице взрослого в процессе общения с педагогом
Откликаться на свое имя
Учащиеся должны знать:
Значение слов, связанных с элементарными практическими действиями («садись», «дай» и др.)
Значение слов «можно - нельзя», «хорошо – плохо»
Названия знакомых предметов (кукла, мяч)
13PAGE 15
13PAGE 142415
15