Адаптированная образовательная программа по математике(5класс)для учащихся с умеренной умственной отсталостью


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П.Зиновьева-536575138557000
Адаптированная образовательная программа
Наименование учебного предмета ___Математика (51 ч.1,5 ч.в неделю)



Класс__5 ( учащаяся с умеренной умственной отсталостью)
Учитель Ломакина Т.В.
Срок реализации программы, учебный год___2015-2016учебный год
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы.:Сб.1-М.: Гуманитар. изд. центр.ВЛАДОС, 2014.
Рабочую программу составил (а)_____ Ломакина Т.В. учитель начальных классов__
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ №29/2065-п Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253»
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.: Сб.1 (для предмета: математика- М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС,2014.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева, принятая решением педагогического совета (протокол от 28 августа 2015 года №1), приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева от 28.08.2015 № 248.
Индивидуальный учебный план обучающейся Пантелеевой Татьяны на 2015-2016 учебный год, утверждённый приказом МБОУ В СОШ №2 им. Б. П. Зиновьева от 28.08.2015г.№ 248
Краткая характеристика программы
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Программы cпециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: Сб.1 М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2014.
Целью программы является включение детей с умеренной умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.
В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).
В настоящей адаптированной программе представлена программа по математике в соответствии с индивидуальным учебным планом, раскрывающая постановку образовательного процесса обучающейся с умеренной умственной отсталостью. В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащейся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение конкретных тем математики зависит от индивидуальных особенностей учащейся, количества часов по индивидуальному учебному плану. Всего на предмет «математика» по индивидуальному учебному плану отводится 1, 5 часа в неделю, 51 час в год, при 34 недельном учебном году.
Программа имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению в зависимости от поставленных коррекционных задач.
Предмет «математика» для учащейся с умеренной умственной отсталостью имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Обучающуюся учат понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
формирование на доступном уровне простейших навыков счета,
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащейся счетными операциями сложения и вычитания в пределах 20 и в пределах 100, решение простых арифметических задач, имеющих практическую значимость.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию обучающейся в общество.
У детей с умеренной умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ, также важно проведение экскурсий , дидактических игр, наблюдений.
На уроках математики учащаяся считает различные предметы, называет и записывает числа в пределах программного материала, решает простейшие задачи в одно действие, работает с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, учащаяся знакомится с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учится распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, носят практическую направленность.
V класс (51 час).
Повторение материала IV класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет от заданного числа до заданного. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием.
Понятия «дороже-дешевле», знаки «больше-меньше».
Сравнение чисел в пределах 20 на конкретном материале.
Меры стоимости: получение 20 коп. из монет различного достоинства ( 1 коп., 5 коп., 10 коп.).
Меры времени: неделя, год – 12 месяцев. Число дней и их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки. Обведение по клеткам геометрических фигур.
Планируемые результаты изучения чтения
Личностные МетапредметныеУ учащейся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение работы
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Учащаяся научится:
удерживать цель учебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, при выполнении учебных заданий
с помощью взрослого планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый контроль результатов вычислений
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Календарно-тематическое планирование
№ Название темы Количество часов Дата Коррекция Требования к предметным планируемым результатам Литература
1 Повторение материала 4 класса. Образование и запись чисел первого десятка. Счет в пределах 10. Написание цифр.
1 Научиться считать различные предметы 2 Повторение материала 4 класса .Образование и запись чисел первого десятка. Счет в пределах 10. Написание цифр 1 Называть
и
записывать
3 Счет прямой и обратный. Сложение и вычитание с нулём. 1 числа в
пределах4 Счет прямой и обратный. Сложение и вычитание с нулём. 1 программного 5 Работа со счетами, счетным материалом. 1 материала. 6 Работа со счетами, счетным материалом. 1 Научиться решать 7 Состав чисел. Замена 10 единиц на 1 десяток.
1 простейшие
задачи 8 Состав чисел. Замена 10 единиц на 1 десяток.
1 в одно
действие 9 Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием.
1 Работать
с монетами
и символами
бумажных
денег. 10 Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием.
1 Уметь распознавать некоторые геометрические фигуры. 11 Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием.
1 Освоить понятия «дешевле»
«дороже» 12-14 Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 3 Знаки «Больше» 15-17 Меры стоимости – 20 коп. Размен монеты в 20 коп.. 3 «Меньше» 18-19 Понятия «дешевле» и «дороже» ,решение задач. 2 20 Понятия «дешевле» и «дороже», решение задач. 1 Научиться сравнивать числа 21-23 Знаки «больше-меньше» 3 В пределах 20. 24-26 Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам с помощью линейки..3 27-28 . Знаки «больше-меньше» 2 Научиться чертить 29-30 Меры времени : неделя. 2 прямоугольник 31-32 Меры времени : год-12 месяцев 2 по точкам 33-34 Число дней в неделе и их последовательность. 2 с помощью 35 Обведение по клеткам геометрических фигур..1 линейки. 36-37 Построение прямоугольника по точкам с применением линейки. 2 38-40 Решение задач .Запись действия с наименованием. 2 41-43 Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания..3 Освоить счет
от заданного 44 Обведение по клеткам различных геометрических фигур. Знаки «Больше-меньше»
1 числа до 45-46 Понятия: «дешевле и дороже», решение задач. 2 заданного. 47-48 Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием.
2 49 Сравнение чисел в пределах 20.
1 50 Состав чисел .1 51-52 Меры времени: неделя,год-12 месяцев, число дней недели,их последовательность.
1
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Для реализации рабочей программы используются:
5 класс
Перова М.Н.
Математика.5 класс: учебник для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида / М.Н Перова, Г.М. Капустина. – 10-ое издание –М. : Просвещение,2015. – 224 с.