Технологическая карта урока по математике по теме: Противоположные числа (6 класс, УМК С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников и др)
Предмет: Математика
Класс: 6
Тип урока: Урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом).
Тема Противоположные числа
Цели
Предметные: Сформировать представления о противоположных числах. Сформировать понятие о противоположных числах; выработать умения определять противоположные числа для положительных и отрицательных чисел.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников; воспитывать активность, аккуратность, дисциплинированность, самокритичность, самостоятельность (самостоятельно работать с учебником, дидактическими заданиями).
Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
Метапредметные: учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
Планируемый результат Предметные:
Знать определение противоположных чисел.
Уметь определять противоположные числа для положительных и отрицательных чисел.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации;
использовать критерии для обоснования своего суждения;
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний;
добывать новые знания;
извлекать из математических текстов необходимую информацию;
выполнять действия по алгоритму.
Основные понятия Положительные и отрицательные числа, целые числа, противоположные числа.
Организация пространства Индивидуальная, фронтальная, парная.
Структура урока:
Организационный момент -2 мин
Самоопределение к учебной деятельности- 3 мин.
Актуализация знаний и фиксация затруднений-15 мин.
Физкультминутка 1 мин
Выявление места и причины затруднения- 9 мин.
Решение текстовой задачи- 12 мин
Рефлексия деятельности на уроке-3мин.
Технологическая карта урока
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.Организацион-ный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин)
Цели:
1)Приветствие.
2)Психологическая настройка.
Ученики слушают учителя, садятся на свои места. Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, наличие тетрадей, учебника и дневника. Садитесь! У каждого из вас на столе лежат по три кружочка (зеленый, желтый, красный). В течение урока я буду просить о результаты своей деятель-ности: поднять зеленый кружок, если вы справились с заданием, желтый- если есть ошибки, красный- если совсем не справились с заданием.
Итак, мы начинаем.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, ручки положили. II.Самоопределе-ние к учебной деятельности
(3 мин)
Цели:Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с отрицательными числами).
Отрицательные числа.
Термометр. Причем термометры бывают для измерения температуры тела человека и для измерения температуры окружающей среды (комнатные и уличные).
0гр- темп таяния льда
100гр- темп, при которой вода закипает. Разминка. Вычислите устно.
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.
Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с положительными и отрицательными значениями?
Какие виды термометров вы знаете?
13∙5=123110∙5=12315∙5=1112∙5=152=71256∙5=256=416235∙5=135∙5=13Знать понятие обыкновенно дроби, правильная и неправильная дроби, алгоритм умножения обыкновенных дробей, дроби на число.
Уметь
определять тип дроби, выполнять умножение дробей. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
III.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
(15 мин)
Цели:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
Показывают на картинке, где будет находится белка.
Значит, когда мы сказали, что белка удалилась от дупла на 3м, мы могли сказать, что она могла быть выше дупла на 3м и ниже дупла на 3м.
В противоположных
Для каждого числа существует только одно число ему противоположное.
0 противоположно самому себе.
1 учащийся у доски.
Давайте решим следующую задачу:
Перед вами картинка. Посмотрите внимательно и ответьте мысленно (про себя): сколько ответов можно дать на этот вопрос?
Давайте покажем на рисунке, где окажется белка, если она будет находится:
-выше дупла на 2м
-ниже дупла на 3м
-выше дупла на 112м-ниже дупла на 214м.
Вы сейчас проследили, как будет меняться положение белки относительно дупла в зависимости от того, какое движение она производила (двигалась вверх или вниз) и это было указано.
Рассмотрим другую задачу.
Мне нужно 2 человека, встаньте спинами друг к другу.
О- начало вашего движения. Сделайте два шага прямо.
В каких направлениях вы двигались относительно друг друга?
Относительно начала движения- сделал 2шага вправо (+2), а ты 2 шага влево (-2). Но вы находитесь на одинаковом расстоянии от начала движения.
Числа, которые отличаются друг от друга только знаками, называются противоположными.
Давайте посмотрим на ряд целых чисел.
Расстояния, на которых они находятся относительно 0 одинаковые, и они находятся по разные стороны от 0.
Будем говорить, что 2 и -2 противоположные (отличаются друг от друга только знаком).
Давайте запишем это в тетради. Запишем тему урока: Противоположные числа. -2 и 2 противоположные.
Какой вывод можем сделать?
Давайте запишем это в тетради.
-а противоположно а
Если а=-7, то-а=7Если а=63, то-а=-63Если а=-(-15), имеем число противоположное -15 и а=15Вывод: -(-а)=а.Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Покажите, где будет находится белка, если удалится от дупла на 3м.
Задание (устное): Найдите числа, противоположные данным.
а) 15
б) -21
в) 113
г) -75
д) -1
е) 1
д) 0 Знать
Уметь
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция
в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,
учёт разных мнений учащихся.
IV. Физкультминутка. (1мин) V. Выявление места и причины затруднения.
(9 мин)
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
1.Берем число, противоположное числу -80.
2. Чтобы получить число 36, берем число, противоположное числу -36.
Работаем в парах.
Записываем в тетрадь.
Проверка задания у нескольких пар.
Правильное решение фиксируется на доске.
Рефлексия.
Покажите зеленый кружок, если вы справились с заданием, желтый- если есть ошибки, красный- если совсем не справились с заданием. Поставьте вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство:
-(-80)=*36=-*-(-47)=*54=-*-(-113)=*220=-*-(-(-25))=*Знать
уметь
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
VI. Решение текстовой задачи
(12 мин)
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения решения задачи.
Примем за 1 расстояние между пристанями А и В.
Ск. теплохода по реке = Ск.теч.реки +Ск. собств.
1) 1:6=16пути-проплывет плот.
2)1:3=13(пути)- проплывет теплоход по озеру.
3) 16+13=12(пути) проплывет теплоход по течению реки за 1 час.
4)1:12=2(ч)- проплывет теплоход по течению реки.
Ответ: за 2ч; за 6ч.
Решаем текстовую задачу.
Прочитайте задачу еще раз про себя.
Расстояние между пристанями А и В плот проплывает за 6ч, а теплоход проплывает по озеру такое же расстояние за 3ч. За сколько часов теплоход проплывет расстояние между пристанями А и В
а) по течению реки;
б) против течения реки?
Знать
алгоритм решения задачи на движение по реке
Уметь извлекать информацию из математического текста, строить алгоритм решения задачи. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Противоположные числа.
А теперь возвращаемся к нашему уроку. Какую тему мы сегодня изучили?
Я вам буду говорить утверждения, если оно верно- поднимаете зеленый кружок, если неверно- красный.
Открываем дневники, записываем домашнее задание. Два числа, которые отличаются друг от друга только знаком, называются противоположными.
Существует число, имеющее два противоположных ему числа.
Число 0 противоположно самому себе.
Натуральные числа и 0 называют целыми числами.
Вам понравился урок?
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс:6АТема урока: «Противоположные числа»Тип урок : Урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом).
Структура урока:
I.Организационный момент -2 мин
II.Самоопределение к учебной деятельности- 3 мин.
III.Актуализация знаний и фиксация затруднений-15 мин.
IV.Физкультминутка 1 мин
V.Выявление места и причины затруднения- 9 мин.
VI.Решение текстовой задачи- 12 мин
VII.Рефлексия деятельности на уроке-3мин.
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Данный урок является 3-м в блоке тем: «Целые числа», 29-м согласно календарно-тематическому планированию математики 6 класса по учебнику С.М.Никольского. Цель его – проверка знаний, полученных на предыдущих уроках, а также усвоение нового материала. Это очень важно для последующих уроков и подготовки к экзаменам, т.к. данная тема входит в комплект заданий итоговой контрольной работы.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
6А класс достаточно сильный, поэтому тема была усвоена успешно; в результате написания самостоятельной работы неудовлетворительных оценок нет, оценка «удовлетворительно» у двух учащихся, один из которых не уложился по времени с заданиями. Их пробелы будут устранены на дополнительных занятиях; с домашним заданием справились все учащиеся и смогли фронтально ответить на все вопросы учителя.
Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации;
использовать критерии для обоснования своего суждения;
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний;
добывать новые знания;
извлекать из математических текстов необходимую информацию;
выполнять действия по алгоритму.
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
Использовала игровой момент; среди методов обучения присутствовали на уроке: наглядные, словесные и практические; формы организации –парная, коллективная и самостоятельная работа.
Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке?
Считаю, что главный этап урока – это изучение нового материала.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
Обучающиеся показали умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе . Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся использовалась работа в парах, коллективная работа. Использовался прием соревнования, оцени работу товарища, пары.
Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя?
Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем, как для ответов на вопросы технические (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.