«Разнообразие форм и методов работы во внеурочной деятельности, как важное условие развития творческой личности ребенка»
Критерий 1 Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
«Радость– солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»
Ромен Ролан
Тема инновационного опыта
«Разнообразие форм и методов работы на уроках музыки и внеурочной деятельности, как важное условие развития творческой личности ребенка»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает
инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободномусамовыражению, уверенность в себе.
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. В Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. Необходимо развивать общую культуру учащихся, воспитывать активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика.
Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом
деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей,
где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может
вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования
Поэтому каждый учитель в своей работе должен находить все больше новых методов и форм работы с детьми, направленных на развитие активной, творческой личности.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
становления опыта.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и, может быть, я запомню. Сделай меня соучастником - и я пойму». Эта цитата указывают на необходимость мотивированного, деятельностного подхода в образовании.
Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Учащиеся не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования различных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха, а это возможно при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании…), при оценивании, рефлексии. И эта деятельность организована различными формами и методами , а именно: деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах, формы взаимоконтроля, исследовательские работы, проекты, проблемно-поисковое обучение, урок-исследование, урок-поиск, урок - концерт и др. Выбор форм и методов зависит от возрастных особенностей обучающихся , от «специфики» классного коллектива.
Успешное решение данной задачи позволяет решить следующие образовательные задачи:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие универсальных навыков.
Совершенствование форм и методов преподавания музыки путем применения новых технологий в наше время звучит по-особому. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным источником информации и занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, а также управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Применение компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.
3.Теоретическая база опыта
Вот уже несколько лет я работаю над методической проблемой «Разнообразие форм и методов работы на уроках музыки и внеурочной деятельности, как важное условие развития творческой личности ребенка».
Для себя я выделила концепцию, которая сегодня является наиболее актуальной и ведущей: Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, которая является базовой основой программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. Активно использую цифровые предметно-методические материалы, работаю в сети Интернет, создаю тестовые и контрольные работы.
В своей педагогической деятельности применяю разнообразные по содержанию и формам приемы обучения. В специфике данного вида обучения я вижу рассмотрение субъективного опыта каждого ученика как личностно-значимой сферы, его обогащении знаниями, развитии мыслительных действий через творческую самореализацию.
Стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т. к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха, сосредотачиваю внимание на удачах и победах, пусть самых маленьких.
В преподавании музыки, я использую как традиционное обучение, так и новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах.
На своих уроках стараюсь не только сформировать знание программного материала, но и развить у детей интерес к искусству в целом, к музыкальному искусству, в частности. Для этого использую индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Работаю с учащимися в сотрудничестве по различным направлениям, считаю, что разнообразие видов деятельности на уроке – важное условие общего музыкально-эстетического воспитания школьников.
В своей педагогической практике я осуществила переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно-ориентированной модели, от школы памяти к школе мышления.
Для повышения качества усвоения учебного материала и усиления образовательного эффекта я использую современные информационные технологии. Они позволяют мне реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
В процессе обучения использую различные методы: частично-поисковый, метод погружения, моделирование художественно-творческого процесса, исследовательский, метод создания проблемной ситуации, благодаря которой дети сами совершают «открытия» в музыке, что позволяет им лучше понять и усвоить материал. В начальных классах предпочтение отдаю игровому методу. Провожу уроки-диалоги, уроки-диспуты, путешествия, концерты…
Используя различные методы и формы обучения, стараюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё, создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила ребенку радость.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В основе организации работы над развитием творческих способностей учащихся применяю разнообразные формы и методы обучения т. к. считаю, что только в таких условиях ребёнок может раскрыть свои способности, которые в свою очередь развиваются в процессе музыкальной деятельности на уроках и чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и ,следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания в школе.
Новые образовательные технологии позволяют создать мне широкий спектр возможностей разработки уроков и методических материалов. Благодаря этому повышается мотивация учащихся, познавательный процесс к предмету, а значит повышается и качество обучения
На своих уроках я применяю несколько видов музыкальной деятельности:
- восприятие музыки – сложный вид деятельности, ведь дети должны уметь не только слушать музыку, но и слышать ее, переживать и воспринимать музыкальное содержание. Для этого, провожу небольшую, но очень важную работу: создаю элемент «интереса» к прослушиваемым произведениям, к истории их создания; рисуем картины, зрительные образы…
- Музыкально-ритмические движения развивают у детей музыкальность, творческие способности, развивается музыкальный слух, формируется умение подчинять свои движения музыке.
- Игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкальные способности ребенка и пробуждает интерес к исполнительской деятельности.
- Вокально-хоровая работа, где обязательно присутствует распев (подготовка голосового и артикуляционного аппарата к работе.) и разучивание песни – наиболее доступная школьникам исполнительская деятельность, она способствует развитию певческой культуры учащихся, их общему и музыкальному развитию.
- изучение нотной грамоты , «внутреннего строения» музыки.
-изучение теоретического материала – известных композиторов, их творчество, жанры музыки, ее формы…
Использую технологию исследовательской деятельности. Во время прослушивания музыкального произведения учащиеся анализируют его с помощью средств музыкальной выразительности.
Любой ребенок «найдет себя» на уроке. Ведь не все умеют ,например, одинаково хорошо петь, но они могут проявить себя в другом виде деятельности, получить чувство удовлетворения, победы, а значит – полюбить музыкальные занятия и с нетерпением ждать новой встречи с музыкой.
Не все дети одинаково музыкальны. И поэтому я использую разноуровневое обучение. Это позволяет повысить знание учебного материала хорошо подготовленными учащимися и закрепить минимум для учащихся среднего уровня подготовленности.
Особое место в учебной деятельности занимают новые информационные технологии. Это – познавательные компьютерные программы, сеть Интернет, разнообразные формы мультимедиа проектов. Последние годы постепенно в уроки включаю технологию интерактивного мультимедиа. Это обеспечивает возможность работы на уроке с информацией, представленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. Учащиеся с помощью этой технологии могут прослушать музыку и получить о ней различные сведения в виде текстов, рисунков, фотографий и видеоклипов. Также я интегрирую мультимедийный материал с традиционными средствами обучения.
В последние годы стало популярным любительское исполнение песен под фонограмму (минусовку). Такие занятия приносят детям радость, удовлетворение, помогают преодолевать сценическое волнение.
Провожу занятия с аудио – видео аппаратурой. Благодаря чему, учащиеся имеют возможность слушать и смотреть фрагменты музыкальных произведений.
Вся моя педагогическая деятельность в школе направлена на то, чтобы заложить основы музыкальной культуры, чтобы музыкой была пропитана вся школьная жизнь. Большую роль в формировании музыкальной культуры учащихся я отвожу как уроку музыки, так и внеклассной работе.
Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углублённо заниматься тем, что их влечет. Я, как учитель , занимаясь с заинтересованными детьми, имею возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность, воспитывать нравственно-эстетические чувства, музыкальные вкусы и интересы.
Эффективно в школе организована внеурочная деятельность по музыке. Это кружок « Нотка». Учащиеся с удовольствием посещают данные занятия. Основными задачами я ставлю развитие и совершенствование вокальных навыков, развитие слуха, творческих способностей и, конечно, формирование хорошего музыкального вкуса, при работе над песней - стремление к осознанному и выразительному пению, умению в исполнении раскрыть содержание песни, ее « душу».
Работая в течение 22 лет учителем, я на практике убедилась в том, что музыка поистине является важнейшем средством формирования духовного мира детей, потому что она может доставлять наслаждение, или, напротив, вызвать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлению и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.
5. Анализ результативности
Я убедилась, применяя разнообразные формы и методы работы с обучащимися как на уроке музыки, так и внеурочное время приносит положительные результаты:
- в классе улучшается психологический климат, ведь каждый ученик «найдет себя» на таком уроке;
- повышается активность учащихся, что ведет к развитию творческих способностей на уроке и внеурочной деятельности;
- повышается познавательная деятельность учащихся и интерес к предмету;
- повышается способность интенсификации учебно-воспитательного процесса, что ведет к повышению качества знаний по предмету;
- прослеживается положительная динамика результатов внеурочной деятельности по музыке.
Эффективность методической системы подтверждают следующие показатели:
Качество знаний по музыке:
Учебный год Класс Предмет Успеваемость % Качество знаний %
2012/2013 2 Музыка 100 86
3 100 73
4 100 83
5 100 79
6 100 63
7 100 75
2013/2014
2 Музыка 100 86
3 100 93
4 100 73
5 100 80
6 100 79
7 100 78
2014/2015
2 Музыка 100 86
3 100 70
4 100 100
5 100 94
6 100 64
7 100 80
2015/2016 2 Музыка 100 95
3 100 85
4 100 70
5 100 89
6 100 90
7 100 65
2016/2017
1 полугодие 3 Музыка 100 90
4 100 80
5 100 67
6 100 88
7 100 80
Год Предмет Успеваемость Качество знаний
2012/2013 Музыка 100% 77%
2013/2014 100% 81%
2014/2015 100% 82%
2015/2016 100% 82%
2016/2017 100% 81%
Сренее – 80%
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по музыке
№ Название конкурса Статус конкурса ФИ учашегосяРезультативность
2013г.
1 Районный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка» Муниципальный Дупленкова В. 3 место
2 Родионова М. 2 место
3 Дупленкова А. 2 место
4 VII республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа» Республиканский Вокальный ансамбль «Соловушка» 3 место
2014 г.
1 Районный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка» Муниципальный Дупленкова В. 2 место
2 Дупленкова А. 3 место
3 Районный этап VIII республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа» Вокальный ансамбль «Нотка» 1 место
4 Вокальный ансамбль «Соловушка» 1 место
5 Пудовкина А. 1 место
6 Республиканский конкурс патриотической песни «я люблю тебя, Россия!» Республиканский Вокальный ансамбль «Юность» 3 место
Международный проект videouroki.net
дистанционная олимпиада по музыке
7 Дистанционная олимпиада по музыке 2 класс Международный Дупленкова Т. 2 место
8 Дистанционная олимпиада по музыке 3 класс Афанасьев Н. 2 место
9 Дистанционная олимпиада по музыке 4 класс Бокова К. 1 место
10 Зоркова С. 1 место
11 Фирсова Е. 1 место
12 Дистанционная олимпиада по музыке 5 класс Дупленкова В. 2 место
2015 г.
1 Районный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка» Муниципальный Дупленкова В. 3 место
2 Дупленкова Я. 2 место
3 Родионова М. 3 место
4 Районный этап IX республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа» Дупленкова Я. 1 место
5 Михеева Т. 2 место
6 Пудовкина А. 2 место
7 Родионова М. 1 место
8 Районный этап IX республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа» Муниципальный
Вокальное трио «Соловушка» 1 место
9 Фирсова Е. 2 место
10 Районный этап республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» Дупленкова Я. 1 место
11 Вокальный ансамбль «Юность» 2 место
12 Районный конкурс-фестиваль инсценированной военно-патриотической песни, посвященный 70-летию Победы в ВОвВокальный ансамбль «Нотка» 2 место
13 Родионова М. 1 место
14 Вокальный ансамбль «Юность» 2 место
15 IX республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа» Республиканский Вокальный ансамбль «Соловушка» 3 место
16 Республиканский конкурс патриотической песни «я люблю тебя, Россия!» Вокальный ансамбль «Юность» 3 место
2016 г.
1 Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка» Муниципальный Дупленкова В. 2 место
2 Дупленкова И. 3 место
3 Дупленкова Я. 3 место
4 Родионова М. 1 место
5 Районный этап X республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа» Дупленкова Я. 3 место
6 Вокальный ансамбль «Нотка» 1 место
7 Вокальный ансамбль «Соловушка» 1 место
8 Муниципальный конкурс школьных хоров «Нашей Победе – 71» Коллектив «Серебряные голоса» 2 место
9 Второй открытый отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» Республиканский Родионова М. участие
2017
1 Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка» Республиканский Родионова М. Диплом в номинации
«За смелость и артистизм»
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На практике я убедилась, что музыка – это не просто предмет развлечения. А могучее средство воспитания и совершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики, новых форм музыкальной работы в школе являются важными направлениями моей деятельности.
Практика преподавания музыки и внеклассной работы показала, что на сегодняшний день выявляется противоречие между потребностями учащихся ориентироваться в мире музыкальной информации и неразработанностью в традиционной школе активных методов ее усвоения, противоречия между требованиями современного общества к школьнику и уровнем их социализированности, неготовности активно отвечать данным требованиям. Поэтому мне, как учителю музыки необходимо обеспечить не только усвоение содержания программного материала, но, главное, создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, используя новые формы и методы подачи материала, развить и повысить уровень мотивации. И перед учителем стоят задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников с разными способностями, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы и методы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на школьном педагогическом совете, районном методическом объединении учителей музыки, руководителем которого являюсь уже более 10 лет. Оказываю методическую помощь студентам ГБПОУ РМ «Ичалковский педагогический колледж» в рамках преддипломной практики в качестве учителя музыки.
Своевременно прохожу курсы повышения квалификации. Последние курсы с 12.10.15г. по 16.1015г., с 07.12.15 по 11.12.15 г. в Государственном бюджетном образовательном учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования» по программе «Новые тенденции в преподавании предметов образовательной области «Искусство» в условиях реализации ФГОС». 108 академических часов.Материалы из опыта работы размещены на сайте:
https://infourok.ru/user/duplenkova-valentina-aleksandrovna
А так же на сайте МОБУ «Оброченская СОШ»
http://obrochnoe.edurm.ru/
8.Наглядное приложение: конспект открытого урока/занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.
План-конспект урока музыки в 3 классе
Тема: Образ матери в искусстве.
Цель урока: Подчеркнуть жизненную основу всех искусств.
Задачи урока:
- продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека;
- развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения, которые являются основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению вокально-хоровых навыков
- воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
Форма урока: урок – объяснения нового материала.
Методы: исследование, беседа, сравнение, сопоставления, обобщение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация с репродукциями картин, стихов, музыкой, аккордеон.
Музыкальный материал: тропарь Владимирской Божией Матери, песня «Сердца половинки», видеофрагменты.
Ход урока
Орг.момент
Притча «Счастье»(видеофрагмент)
Учитель: Сегодня мы с вами ребята будем говорить о Счастье, которое всегда рядом с нами. Оно качало нас в колыбели, носило нас на руках, когда мы были совсем маленькими. И даже когда мы становимся взрослыми, это Счастье остается рядом с нами и оберегает, защищает…любит несмотря не на что! Как вы думается о каком счастье идет речь, о каком образе мы с вами будем говорить?
Правильно, сегодня мы будем говорить об образе матери. Образ мамы где может раскрываться? (в песнях, стихах, картинах…) т.е. в искусстве.
Совершенно верно, ребята. Сегодня мы проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, познакомимся с шедеврами мирового искусства, с чувствами их авторов, и постараемся определить свое отношение к этому образу.
Итак, тема нашего урока так и звучит «Образ матери в искусстве»
Скажите, как вы думаете образ матери – это прежде всего образ Чьей матери ( Образ Божьей Матери)
Правильно, вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть обращение: «Всепетая». Божия Матерь служит примером человеческого достоинства.
Образ Богородицы воспроизведен в иконах, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Одной из самых любимых и почитаемых икон является икона Владимирской Божией Матери.
Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона: «Странная история России Вся прошла перед Твоим Лицом.... Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских, Умиляясь на нежный облик Твой, Сколько глаз жестоких и суровых Увлажнились светлого слезой! (М.Волошин)
Была создана в 12 веке. Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным. Небесная заступница Москвы.
«Не на троне - на её руке Левой ручкой обнимая шею,-Взор во взор, щекой припав к щеке... Нет в мирах слепительнее чуда Откровенья вечной красоты», (М Волошин)
По выражению художника И. Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства».
В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения , наз. Тропарь.
краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.
Тропари составлены и написаны ко всем иконам Божией Матери много лет назад (а их в церковном календаре более ста). Существует тропарь и к иконе Владимирской Божией Матери. В нём частично рассказана история иконы.
(читаю слова,). «Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.
Слушание «Тропарь Владимирской Божией матери».Анализ прослушанного
С какими новыми словами познакомились сейчас, давайте запишем в словарик (Тропарь)
Конечно, образ матери волновал, волнует и будет волновать каждого человека. Художник рисует картины, композитор пишет музыку, поэт – стихи, которые он посвящает святому образу матери. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, где показано, как раскрывается образ материнства в живописи. И когда вы будите смотреть, обратите внимание на то, что общего в этих картинах?
Видеофрагмент «Материнство в живописи»
(мать изображена рядом со своими детьми) Почему?
Потому, что Дети – самое дорогое в жизни матери. Счастье матери – это счастье ее детей. Поэтому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за то, какими вырастут ее дети! Она желает им только добра и счастья! «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец», - гласит народная мудрость. И если, вдруг, сын или дочь оступились, пошли неправедным путем – это для матери настоящее горе:
Никогда не ссорьтесь с самым близким вам человеком. И не пытайтесь вытеснить ее из сердца, заменив своими лучшими друзьями или подругами – ничего не получится. Не зря в народе говорят: «Роднее матери родни нет», «Родную мать никем не заменишь». В трудные часы жизни вы все равно вспомните о своей маме – самом близком и родном существе – и к ней обратитесь
А сейчас зажмурьтесь, представьте свою маму рядом. Чтобы вы сейчас сделали, чтобы порадовать ее?
Каждый из вас подарит любимый цветок своей маме
Физ. минутка «Цветы»
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, спектакли и кинофильмы. Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей.
«На ярмарке в толпе заблудилось дитя. Бегает, кричит. Ищет мать. Народ спрашивает у дитяти: «Какая же твоя мать?». А дитя сквозь слезы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
Л.Н. Толстой. «Мама»
«Мама спит, она устала…Ну а я играть не стала
Я волчка не завожу, а уселась и сижу». (Е. Благинина).
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». (С. Михалков).
Эмма Машковская написала стихотворение, которое я предлагаю вам послушать Видеофрагмент « Я маму свою обидел…» Анализ прослушанного.
И, конечно, много вокальных произведений, посвященных образу матери. Много песен о маме разучивали мы с вами, а сегодня разучим еще одну, которая называется «Сердца половинки». Как вы думаете, почему она так называется? ( мама отдает частицу своего сердца своим детям, а в свою очередь и ребенок отдает свое сердечко маме.
- Распев
Знакомство и разучивание по фразам песни «Сердца половинки»
Вы сегодня такие молодцы, поэтому я дарю свое сердце вам, мои дорогие третьеклассники, а самым активным выставляю оценки.
Если вам на уроке все понравилось, то поднимите (заготовленное сердечко лежит на парте) сердечко вверх, если что-то не понравилось или осталось непонятным – просто возьмите его и покажите мне, а если совсем ничего не понравилось – не поднимайте его со стола.
Рефлексия:
сегодня я узнал...
было трудно…
я научился…
было интересно узнать, что…
мне захотелось…
Что вам захотелось? Рассказать о своей маме! Конечно! Домашнее задание: рассказать о своей маме средствами музыки, литературы и живописи.
А закончить свой урок мне бы хотелось словами поэта Расула Газматова:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте ! (Все встают!)
Я произношу его: Мама.
Урок окончен. Спасибо всем за работу!
Заключение
На практике я убедилась, что музыка – это не просто предмет развлечения. А могучее средство воспитания и совершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе являются важными направлениями моей деятельности. Изобретать и совершенствоваться – вот девиз моей творческой учительской жизни.
Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Обязанность учителя – помочь ребенку встать на этот путь.