Урок окружающего мира по теме: «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество?». 1 класс.


Урок окружающего мира по теме: «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество?». 1 класс.
Цель урока: познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; с тем, как электричество поступает в дом, обсудить значение воды, газа, электричества в доме.
Задачи урока:
1) проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом.
2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.
3) воспитывать экономное отношение к воде, электричеству, безопасное – к газу, электричеству.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запоминают правила безопасного обращения с бытовыми приборами.
Познавательные: получают представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету; соблюдают основные моральные нормы поведения.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке Формирование УУД на каждом этапе урока
1.Организационный момент. Мотивационный настрой
(1 мин).
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
- Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.
- Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 
- Я желаю вам успехов на уроке!  Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.
Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету; соблюдают основные моральные нормы поведения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Актуализация знаний.
Повторение темы «Природа в доме».
- Повторим материал прошлого урока.
- Сравните 2 рисунка. В какой комнате уютнее, красивее? Почему?
- Поговорите об этом с партнером по плечу.
- Какое есть мнение? Что сказал вам партнер?
- Какую роль они играют в нашей жизни?
- Подумайте, как мы можем воспользоваться этими знаниями в жизни?
- Там где есть комнатные растения, домашние питомцы.
- Воспитывают любовь к красоте, доброту к животным.
- Эти знания пригодятся, чтобы сделать свой дом, квартиру уютнее.
Регулятивные: учатся строить полные ответы на вопросы, думать, размышлять, слушать и уважать чужое мнение.
Коммуникативные: уметь рассказывать об уюте в доме с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Рассказ учителя. Путешествие в прошлое.
- Прежде чем, мы начнем изучать новое тему, я приглашаю вас, ребята, заглянуть в прошлое.
- Давайте вернемся на много лет назад. 
1. О воде.
- Что вам известно, как к людям в дом попадала вода?  Внимание на экран. 
2. О приготовлении пищи.
- Как люди готовили пищу? Внимание на экран.
3. Об освещении.
- Как они освещали жилище? Внимание на экран.
- Все это было тяжело и неудобно. И человек, используя свой ум, трудолюбие и богатства неживой природы, нашел выход из положения. - Он изобрел много интересных вещей.  Из реки, колодца, из проруби.
На костре. В печи.
Костер, факел. Лучина. Свеча. Керосиновая лампа. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
ФизминуткаСамоопределе-ние к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Сейчас прошу встать размяться перед серьезной работой.
- Найдите пару, кто выше вас ростом.
- Подумайте, какие интересные вещи изобрел человек, чтобы в доме было уютно?
- Что сказал вам партнер?
Постановка проблемы.
Прием «Корзина идей».
- А теперь, ребята, подумайте над вопросом: «Без чего невозможна жизнь современного человека в доме, квартире?».
- Идей много, но точнее ответить на этот вопрос помогут загадки:
1. По ночам, когда темно, Освещает дом оно.
2. Если в доме меня нет, то не сварится обед.
3. Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
- Знаете ли вы, откуда они приходят в дом?
- Итак, о чем мы будем говорить на уроке окружающего мира? Что должны выяснить, уточнить?
- Правильно. Кто поможет мне сформулировать тему урока?
Высказывают свои предположения.
На доске по мере ответов учеников появлялись надписи:
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ГАЗ
ВОДА
Нет.
Используют фразы «Сегодня на уроке я хочу …»
Узнать…Уточнить…
Понять… Выяснить… Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
Работа по теме урока.
Как вода приходит в дом.
- Что вам известно, откуда в наш дом приходит вода? - Вы правы. Но сразу ли она попадает в наш дом? 
Работа в парах.
- Откройте учебник на с.59. Рассмотрите нижний рисунок. Попробуйте выяснить, каким путем вода приходит в дом к людям? Обсудите это с партнерами по плечу.
- Какое есть мнение? Что сказал вам партнер?
- Правы ли мы, узнаем, посмотрев видео.ВИДЕО
- Правильно ли мы указали путь воды в дома?
- На рисунке видно, что вода приходит в дом не только из реки, но и другим путем. Каким? - Подземная вода более чистая, чем речная. Её сразу подают в дома. - Скажите, мы выяснили, откуда приходит к нам в дом вода?
Проблемная ситуация.
- Что видите на картинке? Чем занята девочка?
- О чем предупреждает нас плакат справа?
- Что мы должны запомнить? Человек берет воду из реки. 
Из реки вода поступает на станцию очистки оттуда в дома.
Не совсем.
Да, выяснили.
Девочка разговаривает по телефону. Вода из крана льется впустую.
Беречь воду: не лить зря воду. Предметные: узнают о способах получения воды, её доставки в наш дом, запоминают правила бережного отношения к воде.
Как газ приходит в дом.
- А сейчас мы совместно должны выяснить, каким образом приходит в дом газ. Внимание на экран. 
Беседа.
- Где добывают газ в природе?
- Там, где обнаружено месторождение газа бурят скважину. Затем по газопроводу газ поступает на газораспределительную станцию. Там газ очищается. А еще в него добавляется специальное вещество для запаха, чтобы в случае утечки можно было почувствовать носом. Далее газ попадает в городские газопроводы, при помощи которых распределяется между жилыми домами.
- Итак, с чем сейчас познакомились?
- Обращали ли вы на такую надпись на газовых будках:
«ГАЗ. ОГНЕОПАСНО»
- О чем предупреждает надпись?
- По какому номеру телефона надо позвонить, если почувствуете запах газа в квартире? Из-под земли. 
Как приходит в дом газ.
Взрывоопасен.
По телефону 04. Познавательные: получают представление о том, что газ в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов газа, его доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
Физминутка Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) Учащиеся выполняют физические упражнения. Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Как электричество приходит в дом.
- Исследуем, откуда в наш дом приходит электричество.
- Положите в нашу корзину слова, связанные со словом ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Внимание на экран.
ВИДЕО
- А теперь проверим, выяснили ли вы путь электричества в наши дома.
Игра «Путь электричества в дом» 
- Сделаем вывод: Откуда электричество приходит в дом?
- Какая опасность исходит от электричества? Свет, провод, выключатель, электролампочка, электросчетсчик, электростанция

РЕКА-ПЛОТИНА-ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ-СВЕТ В ДОМЕ
Может ударит током, опасно для жизни. Пожар. Познавательные: получают представление о том, что электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения электричества, его доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
IV Закрепление изученного.  - Подведем итоги.
- Вода, газ, электричество в нашем доме - результат труда человека, использующего богатства неживой природы. 
- Давайте проверим полученные вами сегодня знания. Встаньте, если вы согласны с утверждением:
1) Электричество вырабатывается на электростанции.
2) Газ не имеет запаха.
3) Вода проходит через очистные сооружения.
4) Древние люди готовили пищу на газовой плите.
5) Газ взрывоопасен.
6) Вода поступает в квартиру прямо из реки.
7) Выходя из комнаты надо включить свет.
8) Опасно играть около электролиний!
9) Надо экономить воду!
10) При пожаре звонить 01.
- Молодцы. Вы правильно уяснили тему урока.
- А еще мы знаем правила обращения с водой, газом, электричеством. Дома вы подготовили плакаты, давайте используем их.
- Рассмотрите свой плакат. Определите его тему. Подойдите к соответствующему углу:
1. БЕРЕГИТЕ ВОДУ – источник жизни.
2. ОСТОРОЖНО ГАЗ.
3. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО наш друг и помощник, но может стать и врагом.
- Кто выступит в защиту своего плаката? Учащиеся встают если согласны с утверждением, сидят - если не согласны.
Учащиеся расходятся по углам в соответствии с темой своего плаката.
По 1 ученику от каждого угла. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
Рефлексия. Продолжите фразы:
1. Сегодня я узнал …
2. Я уверен в …
3. Дома я расскажу …
Ребята обосновывают свой выбор. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Подведение итогов урока. - Оцените свою работу на уроке с помощью светофорика?
- Кому урок понравился?
- Кто не все понял, мы продолжим разговор на эту тему на других уроках окружающего мира.
Оценивают свою работу на уроке с помощью светофорика. Регулятивные: оценивать результаты труда.
Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.