Доклад :Создание предметно-развивающей среды в детском саду как условие повышение качества воспитания и обучения детей.
Создание предметно-развивающей среды в детском саду как условие повышение качества воспитания и обучения детей.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги нашего детского сада испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
По мнению С. Л. Новоселовой, понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .Для оптимального функционирования дошкольной организации и осуществления процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо уделять особое внимание созданию безопасной предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В нашем детском саду
предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития), что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для детей в группах созданы гендерные центры. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, различные транспортные игрушки, для девочек для работы с рукоделием, сюжетно-ролевые игры, тематические игрушки. Педагоги совместно с родителями собирают «подручные» материалы, которые творчески используются для решения различных игровых ситуаций. В оформлении центров в старших группах присутствуют материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка нашего детского сада. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
При создании предметно-развивающей среды в детском саду педагоги используют принцип интеграции образовательных областей, способствующие формированию компетентностей у детей..Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих центров для коммуникативного, познавательного, творческого и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных центров. Большое внимание педагоги детского сада уделяют тому, чтобы предметы и игрушки, которыми действует ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием. Как принято в практике дошкольного образования, педагоги используют несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая, предметно-развивающую среду коллектив детского сада руководствовался следующими принципами:
1. среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
2. необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в детском саду, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Не смотря на небольшой срок функционирования детского сада «Мирас» коллектив создал для детей условия для счастливого детства. Работа по созданию развивающей среды остаётся актуальной для педагогов и найдет своё продолжение в обогащении участков и территории детского сада.