НА ТЕМУ: «МАРИНА ЦВЕТАЕВА. СУДЬБА . ХАРАКТЕР. ПОЭЗИЯ »



НА ТЕМУ: «МАРИНА ЦВЕТАЕВА.
СУДЬБА . ХАРАКТЕР. ПОЭЗИЯ »
ВЫПОЛНИЛА: ТОКТАЛХАН БИБИНУР
ПРОВЕРИЛА: КАЛИДОЛДА БИГАИМ
СШ № 21 с. САРЫОЗЕК

Одна – из всех – за всех – противу всех ! ...

І Судьба
ІІ Характер
ІІІ Поэзия
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября
1892 года . По происхождению , семейным связям , воспитанию
она принадлежала к трудовой научно – художественной интелли- генции . Отец ее – сын бедного сельского попа , уроженец села
Талицы Владимирской губернии – вырос в таких «достатках» ,
что до двенадцати лет сапог в глаза не видал . Трудом и талантом
Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал
известным филологом и искусствоведом , профессором Московского университета , директором Румянцевского музея
и основателем Музея изящных искусств (ныне Музей имени
Пушкина , у подъезда которого прибита мемориальная доска в честь И. В. Цветаева ) . Он умер в 1913 году . Мать – из обрусев-
шей польско – немецкой семьи , натура художественно одаренная,
музыкантша , ученица Рубинштейна . Она скончалась рано (в1906
году), но, по словам дочери , успела оказать на нее «главенствующее влияние »: «Музыка , природа , стихи , Германия...Одна против всех . Неroica».
Детство , юность и молодость Марины Цветаевой прошли
в Москве и в тихой подмосковной. Тарусе , отчасти – за границей
(Италия , Швейцария , Германия, Франция). Училась она много, но
по семейным обстоятельствам , довольно бессистемно : совсем
маленькой девочкой – в музыкальной школе , потом – в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге , в ялтинской
женской гимназии, в московских частных пансионах . Окончила в
Москве семь классов частной гимназии . В возрасте шестнадцати
лет , совершив самостоятельную поездку в Париж , прослушала
в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской
литературы .

ІІ
Характер у Цветаевой был трудный , неровный , неуступчивый.
Илья Эренбург , хорошо знавшиий ее в молодости , говорить:
«Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и
бунтарство , пиетет перед гармонией и предельную простоту .Ее
жизнь была клубком прозрений и ошибок » .
В одном из стихотворений Цветаева вспоминает о двух своих
бабках – простой сельской попадье и гордой польской панне :
Обеим бабкам я вышла – внучка :
Чернорабочий – и белоручко !...
Однажды Цветаева обмолвилась по чисто литературному поводу : «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальноcть
- Жизнь » . Знаментальная обмолвка ! Жила она сложно и трудно , не знала и не искала ни покоя , ни благонденствия , всегда была в полной неустоенности, искренне утверждала , что «чувство собственности » у нее « ограничивается детьми и тетрадями ».
Она хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914году записывает в дневник : «В своих стихах я уверена непоколебимо») , но
ровным счетом ничего не сделала для того , чтобы как –то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.
«Все в мире меня затрагивает больше , чем моя личная жизнь »
( из письма 1923 года) .
Она жадно любила жизнь и , как положено поэту – романтику ,
предъявляла ей требование громадные , часто – непомерные . В
ней громко говорила «языческая » жажда жизни как лучшей радости , высшего блаженства.
Правда , Цветаева нередко писала и о смерти – особенно
в юношеских стихах . Но из этого не следует делать поспешные
и далеко идущие выводы . Совершенно очевидно , что в ранних
стихах это было не более как данью литературной моде . Символисты , как известно , заразили своими кладбищенскими
настрениями все молодое литературное поколение . Писать о смерти было своего рода признаком хорошего литературного
тона , и юная Цветаева не составила в этом смысле исключения:
Послушайте ! – Еще меня любите
За то , что я умру .
Но «смертные» мотивы уже и тогда явно противоречили
внутреннему пафосу и общему мажорному тону ее поэзии.
ІІІ
Постепенно связи Цветаевой с белой эмиграцией все более
ослабевают и наконец почти рвутся . Ее печатают все меньше и меньше . Она пишет очень много , но написанное годами не попадает в печать или вообще остается в столе автора . Если в
1922 – 1923 гг. ей удалось издать за рубежом пять книжек («Царь - Девица » , «Стихи к Блоку », «Разлука », «Психея» , «Ремесло» ) ,
то в 1924 году – уже только одну («Молодец»), а потом наступает
перерыв до 1928 года , когда вышел в свет последний прижизненный сборник Цветаевой «После России», включающий стихи 1922 – 1925 гг . Большие ее вещи – «Поэма Горы» , «Поэма
Конца », « Крысолов» , «Поэма Лестницы» , «С моря », «Попытка
Комнаты », «Новогоднее» , «Поэма Воздуха », драмы «Метель» ,
«Фортуна» , «Конец Казановы» , (« Феникс») , «Приключение»,
«Тезей», («Ариадна») , «Федра » - затеривались на страницах
малотиражных журналов и альманахов.
В творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты.
Чего стоит одна «Хвала богатым»! В этом же ряду стоят такие
сильные стихотворения , как «Поэма Заставы», «Поезд» , «Полотерская» , «Ода пешему ходу» (от который недаром отказался самый респектабельный из белоэмигрантских журналов
- «Современные записки ») , стихи из цикла «Стол» , «Никуда не
уехали ...» , «Читатели газет» , отдельные строфы «Поэмы Горы»,
в которых струится поистине обжигающая «лава ненависти» к жалкому «царству моллюсков » ,и , конечно , целиком – такие яростно антимещанские , антибуржуазные вещи , как «Крысолов»
и «Поэма Лестницы» .
В «Поэмы Лестницы» - те же воинственно – сатирические ноты и вместе с тем – написанная с громадным сочувствием ,
резкими красками , картина нищей , придавленной жизни людей
труда («Кто работает , тот – есть ») , - жизни , где все – из последнего , где всего – в обрез: и топки и стирки , и хлеба , и ласки .
Цветаеву- поэта не спутаешь ни с кем другим . Стихи ее
узнаешь безошибочно - по особому распеву , неповторимым
ритмам , необщей интонации .Это , бесспорно , верный критерий
подлинности и силы поэтического дарования.