Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей биологии, химии, географии
Протокол №1 от 29.08.2014г.
Руководитель__________
Н.В. Небылица СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ Кулундинская СОШ №1________________
Л.А. Працко
29.08.2014г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Кулундинская СОШ №1
Приказ №__82_от _01.09____2014г.
________В.Н. Хлебова
Рабочая программа
среднего общего
образования
по предмету «Биология»
курс «Общая биология»
10 класс
профильный уровень
на 2014-2015 учебный год
(3 часа в неделю)
Составитель: Небылица Н.В.
учитель биологии первой категории
Кулунда 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана (см.: Приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Учебного плана МБОУ «Кулундинская СОШ №1» Приказ № 82 от 01.09. 2014г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253)
Программы по биологии для 10 -11 класса авторов: И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой.
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «КСОШ №1»
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю. Общее количество часов – 105 часов
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках и биологических закономерностях. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога Особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие идеи- отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Цели изучения предмета:
• освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологически открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
• овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемам человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
• воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к не соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению окружающей среде, собственному здоровью; выработки навык экологической культуры; обоснования и соблюдения м профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Задачи:
- Изучение всех разделов биологии, их экологизация;
- Гигиеническое воспитание учащихся;
-Формирование знаний о предмете биологии;
- Теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;
- Рациональное природопользование
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта.
Программы по биологии для 10 -11 класса авторов: И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой.
Программы для общеобразовательных учреждений Природоведение. Биология. Экология 6 – 11 классы. М. : Издательский центр «Вентана Граф» 2010.
Биология (профильный уровень):Учебник для 10 класса под ред. И.Н. Пономарёвой О.А. Корниловой Л.В. Симоновой/ Москва Издательский центр « Вентана – Граф», 2011
Биология: профильный уровень:10 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А Козлова, И.Н. Пономарёва. - М.: Вентана-Граф, 2013.-112с.
Биология: 10класспрофельный уровень: методическое пособие/ И.Н. Пономарёва, О.А Корнилова, Л.В. Симонова; под. ред. проф. Пономарёвой.- М.: Вентана - Граф, 2010.-272с.
Формы организации учебного процесса классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию применяются коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в компьютерном классе, в библиотеке, а ко вторым - домашняя самостоятельная работа.
Технологии обучения применяются в зависимости от формы урока. Элементы системно - деятельностного обучения, здоровье - сберегающего обучения, проблемное обучение, исследовательская работа, технология критического мышления.
Методы обучения – фронтальная беседа, диалог, частично поисковый метод, самостоятельная работа с текстом, статистическими данными, таблицами, графиками, диаграммами – анализ, синтез.
Учебно – тематический план
Тема программы
Авторская программа
Рабочая программа
Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов.
Биология как наука и её прикладное значение.
Общие биологические явления и методы их исследования.
15
6
9 15
6
6
Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Происхождение живого вещества.
Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Условия жизни в биосфере.
26
4
9
5
8 26
4
9
5
8
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни.
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.
Многообразие биогеоценозов и их значение.
28
18
10 28
18
10
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни.
Вид и видообразование.
Происхождение и этапы эволюции.
Учение об эволюции и его значение.
Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
36
11
8
11
6 36
11
8
11
6
Итого
105 105
План лабораторных работ
Раздел Практические работы в
программе автора Практические работы по рабочей программе
Раздел 1 2 2
Раздел 2 1 1
Раздел 3 3 3
Раздел 4 3 3
Итого: 9 9
Календарно- тематическое планирование
№
урока Дата Тема урока Контроль знаний, демонстрации, (лабораторные, котрольные работы, экскурсии) Планируемые образовательные результаты изучения темы Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
План
Факт Раздел 1. Введение в курс биологии 10 -11классов – 15 часов
1.1.Биология как наука и ее прикладное значение – 6часов
1 01.09-05.09 Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Демонстрация портретов ученых; схем «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Знать: цели и задачи
курса, место предмета
в системе естественных
наук, вклад ученых в развитие биологии
Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира; Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
2 01.09-05.09 Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Демонстрация портретов ученых; схем «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Знать:
Вклад ученых в развитие биологии
Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира; Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
3 01.09-05.09 Осознание ценности изучения биологических видов. Демонстрация портретов ученых; схем «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Знать:
Вклад ученых в развитие биологии
Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира; Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
4 08.08-12.09 Практическая биология и её значение. Демонстрация портретов ученых; схем «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Знать значение практической биологии Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
5 08.08-12.09 Биотехнология и её направления. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной науки. «Исследования в области биотехнологии»;
знать ключевые понятия биотехнологии, бионика, значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Форма: фронтальная, идивидуальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
6 08.08-12.09 Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе». экскурсия Форма: групповая
Метод: исследовательский
Средства обучения: коллекционный материал
1.2. Общие биологические явления и методы их исследования – 9 часов
7 15.09-19.09 Основные свойства жизни Знать отличительные признаки живого от неживого. Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
8 15.09-19.09 Определение понятия «жизнь» Знать определение понятия «жизнь» Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
9 15.09-19.09 Общие свойства живых систем – биосистемы Знать общие признаки живых систем Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
10 22.09-26.09 Л.Р.№1 Наблюдение за живой клеткой Лабораторная работа Знать клеточное строение растительной клетки
Уметь готовить микропрепарат Форма: фронтальная
Метод: частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
11 22.09-26.09 Структурные уровни организации жизни Знать уровни организации живой природы. Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
12 22.09-26.09 Методы биологических исследований Знать методы биологических исследований. Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
13 29.09-03.10 Определение и видов растений и животных Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
14 29.09-03.10 Л.Р.№2 Методика работы с определителями растений и животных Лабораторная работа Уметь работать с определителями растений и животных. Форма: групповая
Метод: частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
15 29.09-03.10 Обобщение по теме « Общие биологические явления и методы их исследования». Контроль знаний Форма: индивидуальная( тестирование)
Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни – 26 часов
2.1 Учение о биосфере – 4 часа
16-17 06.10-10.10 Понятие о биосфере Функциональная структура биосферы Знать определение понятия «биосфера», функциональную структуру биосферы Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
18-19 06.10-10.10
13.10-17.10 Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Функции живого вещества биосферы
Знать основные положения
Функции живого вещества биосферы Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
2.2. Происхождение живого вещества- 9 часов
20 13.10-17.10 Гипотезы происхождения живого вещества на Земле.
Знать гипотезы происхождения живого вещества
Форма: фронтальная
Метод: эвристическая беседа, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
21 13.10-17.10 Современные гипотезы возникновения жизни. Знать современные гипотезы происхождения жизни на Земле Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя, проблемного обучения
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
22 20.10-24.10 Предистория происхождения живого на Земле Знать преисторию происхождения живого на Земле Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: лекция
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
23 20.10-24.10 Физико – химическая эволюция планеты Земля Знать как происходила физико – химическая эволюция на Земле Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
24 20.10-24.10 Этапы возникновения жизни на Земле Знать этапы происхождения жизни на Земле Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
25 27.10-31.10 Биологическая эволюция в развитии биосферы Знать как проходила биологическая эволюция на Земле Форма: фронтальная, индивидуальная .групповая
Метод: лекция
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
26-27 27.10-31.10
Хронология развития жизни на Земле Знать хронологию развития жизни на Земле Форма: фронтальная
Метод: часично- поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
28 10.11-14.11 Обобщение по теме « Происхождение живого на земле». Контроль знаний Форма: индивидуальная( тестирование)
2.3. Биосфера как глобальная биосистема – 5 часов
29 10.11-14.11 Биосфера как глобальная биосистема и экосистема Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
30 10.11-14.11 Круговорот воды в природе Знать как происходит круговорот воды в природе Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя,частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
31 17.11-21.11 Примеры круговорота веществ в биосфере Уметь составлять схемы круговоротов веществ Форма: фронтальная,групповая
Метод: частично-поисковый Средства обучения: печатные, аудивизуальные
32 17.11-21.11 Механизм устойчивости биосферы Знать механизмы устойчивости биосферы Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
33 17.11-21.11 Обобщение по теме « Биосфера как глобальная биосистема». Контроль знаний Форма: индивидуальная(тестирование)
2.4. Условия жизни в биосфере -8 часов
34 24.11-28.11 Условия жизни на Земле Знать среды жизни на Земле Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
35 24.11-28.11 Экологические факторы и их значение Знать экологические факторы и их значение Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
36 24.11-28.11 Человек как житель биосферы Знать определение понятия «ноосфера», глобальные изменения в биосфере Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
37 01.12-05.12 Л.Р. №3 Условия жизни в биосфере Лабораторная работа Форма: групповая
Метод: частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, микролаборатории
38 01.12-05.12 Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле Знать особенности биосферного уровня Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя. Репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
39 01.12-05.12 Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы Знать глобальные изменения в биосфере Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
40 08.12-12.12 Обобщение по теме « Условия жизни в биосфере». Контроль знаний Форма: индивидуальная( тестирование)
41 08.12-12.12 Экскурсия. Живой мир вокруг нас экскурсия Форма: групповая
Метод: исследовательский
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 28 часов
3.1. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема – 17часов
42 08.12-12.12 Биогеоценоз как биосистема и экосистема Знать определение понятий «биогеоценоз», «экосистема», «экотоп», «биотоп», строение и свойства биогеоценоза Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
43 15.12-19.12 Концепция экосистемы Знать структуру биогеоценоза (пространственная, видовая) Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
44 15.12-19.12 Природное сообщество в концепции биогеоценоза Знать функциональные компоненты экосистемы Форма: фронтальная
Метод: рассказ учител репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
45 15.12-19.12 Другие характеристики биогеоценоза Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
46 22.12-26.12 Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы) Знать трофическую структуру биогеоценоза Форма: фронтальная,групповая,индивидуальная
Метод: репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
47 22.12-26.12 Экологические пирамиды чисел Знать правила экологической пирамиды Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
48 22.12-26.12 Строение биогеоценоза (экосистемы) Знать строение биогеоценоза Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
49 12.01-16.01 Экологические ниши в биогеоценозе Знать определение понятия «экологическая ниша» Форма: фронтальная
Метод: беседа
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
50 12.01-16.01 Совместная жизнь видов в биогеоценозах Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
51 12.01-16.01 Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
52 19.01-23.01 Л.Р.№4 Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах Лабораторная работа Форма: групповая
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, гербарные экземпляры
53 19.01-23.01 Условия устойчивости биогеоценозов Знать условия устойчивости биогеоценозов Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
54 19.01-23.01 Л.Р.№5 Свойства экосистем Лабораторная работа Форма: групповая
Метод: частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, гербарные экземпляры
55 26.01-30.01 Зарождение и смена биогеоценозов Знать определение понятия «сукцессия», стадии развития биогеоценозов Форма: фронтальная
Метод: лекция репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
56 26.01-30.01 Суточные и сезонные изменения биогеоценозов Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозе Форма: фронтальная,индивидуальный
Метод: проблемный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
57 26.01-30.01 Биогеоценоз как особый уровень организации жизни Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
58 02.02-06.02 Обобщение по теме « Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема». Контроль знаний Форма: индивидуальная(тестирование)
3.2. Многообразие биогеоценозов и их значение -11 часов
59 02.02-06.02 Многообразие биогеоценозов (экосистем) Знать многообразие биогеоценозов Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный,
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
60 02.02-06.02 Многообразие биогеоценозов суши Знать биогеоценозы суши Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
61 09.02-13.02 Искусственный биогеоценоз - агроценоз Знать искусственные экосистемы(агроценозы)уметь сравнивать естественные и искусственные экосистемы Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: частично-поисковый, сравнительная характеристика
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
62 09.02-13.02 Сравнение особенностей биогеоценозов воды и суши Уметь сравнивать основные особенности биогеоценозов Форма: групповая
Метод: частично-поисковый, сравнительная характеристика
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
63 09.02-13.02 Л.Р.№6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе Лабораторная работа Форма: групповая
Метод: частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, микролаборатории
64-65 16.02-20.02 Сохранение разнообразия биогеоценозов Знать как сохранить разнообразие биогеоценозов Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: беседа репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
66 16.02-20.02 Природопользование в истории человечества.
Экологические законы природопользования Знать как использовались биогеоценозы в истории человечества
экологические законы природопользования Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
67 23.02-27.02 Обобщение по теме «Многообразие биогеоценозов и их значение». Форма: фронтальная
Метод: самостоятельная работа по вопросам учебника
68 23.02-27.02 Обобщение по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни» Контроль знаний Форма: индивидуальная( тестирование)
69 23.02-27.02 Экскурсия. Природная экосистем экскурсия Форма: групповая
Метод: исследование
Раздел 4. Популяционно – видовой уровень жизни. – 36 часа
4.1. Вид и видообразование.- 11 часов
70 02.03-06.03 Вид, его критерии и структура
Л.Р.№7 Характеристика вида Лабораторная работа Знать характеристику и структуру вида, критерии вида Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, частично-поисковый
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, гербарные экземпляры
71 02.03-06.03 Популяция как форма существования вида Знать типы популяций Форма: фронтальная,индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный,
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
72 02.03-06.03 Популяция- структурная единица вида Знать понятие «генофонд» Форма: фронтальная,групповая,индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
73 09.03-13.03 Популяция как структурный компонент биогеоценоза Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
74 09.03-13.03 Популяция как основная единица эволюции Знать понятие «микроэволюция» Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
75 09.03-13.03 Макроэволюция и факторы эволюции Знать понятие «макроэволюция» Форма: фронтальная индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
76 16.03-20.03 Движущий и направляющий фактор эволюции Знать движущие силы эволюции Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя, репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
77 16.03-20.03 Формы естественного отбора Знать формы естественного отбора Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
78 16.03-20.03 Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия видов на Земле
Л.Р. №8 Значение искусственного отбора Лабораторная работа Уметь сравнивать естественный и искусственный отбор Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, гербарные экземпляры, фото сортов растений, пород животных
79 30.03-03.04 Видообразование - процесс увеличения видов на Земле Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
80 30.03-03.04 Обобщение по теме « Вид и видообразование». Контроль знаний Форма: индивидуальная (тестирование)
4.2. Происхождение и этапы эволюции человека – 8 часов
81 30.03-03.04 Происхождение человека Знать историю происхождения человека Форма: фронтальная индивидуальная,
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
82-83 06.04-10.04 История становления вида Ноmо sapiens Знать понятия «гоминиды», «понгиды», историю становления вида Homo sapiens Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
84 06.04-10.04 Особенности эволюции человека Знать особенности эволюции человека Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
85 13.04-17.04 Человек как уникальный вид живой природы Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
86 13.04-17.04 Расы и гипотезы их происхождения Знать человеческие расы Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
87 13.04-17.04 Палеонтологические находки на территории России Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
88 20.04-24.04 Обобщение по теме « Происхождение и этапы эволюции человека». Контроль знаний Форма: индивидуальная( тестирование)
4.3. Учение об эволюции и его значение - 11 часов
89 20.04-24.04 История развития эволюционных идей Знать историю эволюционных идей в истории развития биологии Форма: фронтальная индивидуальная
Метод: лекция репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
90 20.04-24.04 Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение Знать эволюционную теорию Ч. Дарвина Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: лекция репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
91 27.04-01-05 Современное учение об эволюции Знать современное учение об эволюции Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
92 27.04-01-05 Доказательства эволюции живой природы Знать основные доказательства эволюции живой природы Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
93 27.04-01-05 Основные направления эволюции знать основные направления эволюции (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) Форма: фронтальная индивидуальная
Метод: частично- поисковый репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
94 04.05-09.05 Л.Р.№9 Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов Лабораторная работа Форма: групповая
Метод: частично- поисковый репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные, гербарные экземпляры
95 04.05-09.05 Основные закономерности и результаты эволюции Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: беседа репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
96 04.05-09.05 Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле Форма: фронтальная индивидуальная
Метод: беседа репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
97 11.05-15.05 Новая система органического мира Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
98 11.05-15.05 Особенности популяционно – видового уровня жизни Форма: фронтальная индивидуальная,
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
99 11.05-15.05 Обобщение по теме «Учение об эволюции и его значение». Контроль знаний Форма: индивидуальная(тестирование)
4.4 Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества – 6 часов
100 18.05-23.05 Значение изучения популяций и видов. Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
101 18.05-23.05 Генофонд и охрана видов Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
102 18.05-23.05 Проблема утраты биологического разнообразия Форма: фронтальная, индивидуальная
Метод: беседа репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
103 25.05-29.05 Всемирная стратегия охраны природы видов Форма: фронтальная
Метод: рассказ учителя репродуктивный
Средства обучения: печатные, аудивизуальные
104-105 25.05-29.05 Обобщение по теме «Популяционно-видовой уровень».
Экскурсия «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных)».
Контроль знаний
Экскурсия Форма: индивидуальная (тестирование)
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект:
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук.
доказывать, что организм - единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
• отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направлено воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Критерии оценивания образовательных результатов учащихся
Оценка «5»ставится в случае:1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «4» ставится в случае:1. Знания всего изученного программного материала.2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.Оценка «3» ставится в случае:1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» ставится в случае:1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.Оценка "5" ставится, если ученик:1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.Оценка "4" ставится, если ученик:1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка "3" ставится, если ученик: 1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик:1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа. Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка «5» ставится, если ученик:1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится, если ученик:1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка «3» ставится, если ученик:1. Правильно выполняет не менее половины работы.2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа. Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы. Оценка «5» ставится, если:1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. Оценка «4» ставится, если ученик:1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Оценка «3» ставится, если ученик: 1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик:1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно. Оценка «1» ставится в случае:1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.Оценка «5» ставится, если ученик:1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. Оценка "4" ставится, если ученик:1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений. Оценка "3" ставится, если ученик:1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.Оценка «2» ставится, если ученик: 1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа. Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся. Грубыми считаются ошибки:- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.К негрубым относятся ошибки:- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы; - ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);- нерациональные методы работы со справочной литературой;- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочётам и являются:- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;- арифметические ошибки в вычислениях;- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;- орфографические и пунктационные ошибки.
Оценка выполнения тестовых работ по биологии:
оценка минимум максимум
5 90 % 100 %
4 75 % 89 %
3 51 % 74 %
2 0 % 50%
Также, если структура тестов и форма заданий итоговых тестов соответствуют заданиям, которые используются в КИМах ЕГЭ по биологии. На выполнение тематического теста отводится 30-40 минут, на выполнение итогового теста - 80-90 минут. Проверка правильности выполнения работы проводится в соответствии с ответами к заданиям частей А и В и критериями оценивания ответов на задания части С. Задания частей А (их 10) оцениваются одним баллом, задания части В (их 2) - от нуля до двух баллов. 2 балла выставляется за верный полный ответ, один балл - за ответ, в котором допущена одна ошибка, 0 баллов - за ответ, в котором допущены две и более ошибок и за отсутствие ответа. При оценке заданий на последовательность, ученик получает 2 балла, если в ответе указана верная последовательность букв; 1 балл ставится за ответ, в котором две последние буквы указаны неверно; 0 баллов ставится, если ответ неверный или если ответ отсутствует. Задания части С (одно задание) оцениваются от 0-2 балла или от 0-3 баллов в зависимости от сложности и полноты ответа. По результатам проверки работы подсчитывается суммарный тестовый балл, который переводят в школьную отметку в соответствии со следующими рекомендациями. Максимальный балл за тематическую работу равен 16, за итоговую - 32.
Тематический тест: Итоговый тест:
"2" - 7 баллов и менее "2" - 17 баллов и менее
"3" - 8-11 баллов "3" - 18-24 балла
"4" - 12-14 баллов "4" - 25-31 балл
"5" - 15 и более баллов. "5" - 32 и более баллов
Список литературы:
Анастасова, Л.П.Общая биология :дидактический материал:10-11 классы / Л.П.Анастасова.-М. :Вентана-Граф,1997.
Биологический энциклопедический словарь. – М. : Большая российская энциклопедия, 1995.
Валовая, М.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А.Каменский. – М. :Экзамен, 2002.
ЕГЭ: Биология : контрольные измерительные материалы / авт.-сост. Г.С.Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова. –М.: Экзамен, 2007.
Казначеев , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П.Казначеев. – М. :Кострома, 1996.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001.
Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. – СПб. : Паритет , 2003.
Лемез, Н.А. Биология в вопросах и ответах / Н.А. Лемез, Л.В. Камлюк, Н.Д.Лисов. –Минск: Экоперспектива, 1997.
Мамзин, А.С. Биология в системе культуры / А.С.Мамзин. – СПб. : Лань, 1998.
Машкова ,Н.Н. Биология:пособие для подготовки к ЕГЭ / Н.Н.Машкова – СПб. : невский проспект, 2004.
Пасечник, В.В. Биология: сборник тестов , задач и заданий с ответами / В.В.Пасечник , В.С.Кучменко. – М. : Мнемозина,1999.
Петров, К.М. Экология человека и культура / К.М.Петров. – СПб. : Химиздат, 1999.
Пономарёва, И.Н. Экология : книга для учителя / И.Н.Пономарёва . – М. : Вентана-Граф,2006.
Пономарёва ,И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. – М. : Академия, 2007.
Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в российской школе : история, теория, методика / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин. – СПб.: Образование, 2005.
Шапиро, Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы / Я.С.Шапиро. – СПб. : ЭЛБИ,
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
Кузнецова В.Н. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Биология. Старшая школа. Учебное пособие/В.Н. Кузнецова, Л.Г.Прилежаева; по общей редкцией А.О.Татура; Московский центр качества образования.-Москва: "Интеллект-Центр", 2012.-112с.
Тепаева Л.А. Биология. 10-11
Калинова классы: организация контроля на уроке. Контрольно-измерительные материалы/Волгоград:Учитель, 2013.-223с. Г.С., Мягкова А.Н. Биология. Тематические и итоговые контрольные работы 10-11 классы. Дидактические
материалы.- - М.: Вентана-Граф, 2012. - 256с: ил.-(Аттестация: школа, учитель, ученик).
Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;.
Лист корректировки рабочей программы
Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту