Рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень) к учебнику И.Н.Пономаревой
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии,(утв.приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089,в ред.приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 № 320,от 19.10.2009 № 427),примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.- М.:Вентана-Граф, 20012 г.),
программы по общей биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательной школы под ред. Проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана – Граф», 2008); в соответствии с
требованиями к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования; учебным планом МАОУ СОШ №2 УИИЯ на 2016-2017 учебный год;
календарным учебным графиком МАОУ СОШ №2 УИИЯ на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по биологии для 10 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю),в том числе 2 контрольные работы,6 практических ,5 лабораторных работ, 2 экскурсии и 1 час промежуточной аттестации (тестирование).
Практические работы не подлежат обязательному оцениванию ,т.к. не предусмотрены обязательным стандартом.
Рабочая программа предусматривает реализацию целей изучения биологии в средней школе:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Учет межпредметных связей в преподавании общей биологии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием
Курс общей биологии 10 класса опирается в большей степени на знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии.
Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; ;
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основными формами и видами контроля уровня обученности учащихся по биологии согласно Уставу школы и Положению о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности (приказ №455 од от 20.09.2014 г.) учащихся МАОУ СОШ №2 УИИЯ являются: текущий, тематический и итоговый контроль.
Программа ориентирована на использование учебника: Биология:10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Под ред. И.Н. Пономаревой.-4 изд.,перераб.- М:Вентана-Граф, 2016
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий и форм обучения: информационно – коммуникационных; проектной и исследовательской деятельности; технологии проблемных ситуаций, дифференциация и индивидуализация обучения.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой по биологии среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и ряда вопросов вариативной составляющей содержания образования авторской учебной программы под редакцией проф. И. Н. Пономаревой, перечисленных выше при их сравнении. Поэтому, в соответствии с программой И. Н. Пономаревой, в рабочую программу внесены вопросы, которые не отражены в примерной программе по биологии , но их знать необходимо, так как они включены в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников». Это вопросы:
Видообразование и его формы. Основные направления эволюции (в теме «Вид»);
Приспособленность к среде обитания ( в теме «Экосистемы»).
В рабочей программе содержательные линии курса выделены в соответствии с авторской учебной программой от наибольшего (биосферного) уровня живой природы к наименьшим уровням. Основное содержание и количество часов на изучение различных тем курса; количество и тематика лабораторных, практических работ и экскурсий; перечень демонстраций; требования к уровню подготовки выпускников находятся строгом соответствии с примерной программой.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от примерной программы и приближенное к авторской программе.
Примерная программа предусматривает распределение учебного времени следующим образом: на изучение темы «Биология как наука. Методы научного познания» - 4 часа, «Вид» - 20 часов, «Экосистемы» - 10часов.
Ориентируясь на то, что авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, внесены следующие изменения в распределение учебного времени:
уменьшено количество часов на тему «Вид» - 13 часов вместо 20 часов (5 часов перенесены в тему «Экосистемы»);
увеличено количество часов на тему «Экосистемы» - 18 часов вместо 10 часов (добавлены 5 часов из темы «Вид» и 1 час из резервного времени).
Остальные 9 часов резервного времени отведены на проведение экскурсии, повторение и общение изученного материала в 11 классе.
Тематика и количество лабораторных и практических работ, экскурсий соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Лабораторная работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» в примерной программе прописана в теме «Вид», но ее тематика показывает, что ее целесообразно провести на уроке, где изучаются вопросы о происхождении живого вещества и современные гипотезы происхождения жизни в теме «Экосистемы».
Поэтому в рабочей программе предусмотрено перенесение данной лабораторной работы из темы «Вид» в тему «Экосистемы».
В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени лабораторные работы включены в состав комбинированных уроков или проводятся при изучении нового материала. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. В связи с тем, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось школьниками на предыдущей ступени образования, в ходе проведения лабораторных работ усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, организуя исследовательскую, а не репродуктивную деятельность, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии.
2.Содержание учебного предмета
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ВИД (13 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
ЭКОСИСТЕМЫ (18 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Примерные темы экскурсий
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Лаб., практ. Работы, экскурсии,
контрольные работы
Раздел «Биология как наука.Методы научного познания.» (4 ч.)
Содержание и структура курса общей биологии.
1
Уровни организации живой материи
1
Значение практической биологии
1
Методы биологических исследований
1
Раздел «Экосистемы.» (18 ч.)
Учение о биосфере
8
1 пр.работа,1 лаб.работа
1
Экологические факторы и их значение
1
Биогеоценозы
9
4 пр.работы,1 лаб.работа,1 экскурсия
1
Раздел «Вид.» (13 ч.)
Вид,его критерии.
1
1 лаб.работа,1 экскурсия
Популяция
2
1 лаб.работа
Видоообразование
1
Этапы происхождения человека
1
Человек как уникальный вид живой природы.
1
1 пр.работа
История развития эволюционных идей.Учение об эволюции.
4
1 лаб.работа
Особенности популяционно-видового уровня жизни
3
1-пром.ат.
Итого:
35
6 практических работ;5 лабораторных работ и 2 экскурсии
2-к.р.;1-пр.ат.
4. Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Элементы содержания
Знать/
понимать. Уметь
Контрольно-оценочная деятельность
Пред-
полаг.
По факту
Вид
Форма
Раздел « Биология как наука. Методы научного познания ». (4 ч.).
1(1)
Содержание и структура курса общей биологии.
Основные свойства живого.
Объект изучения биологии – живая природа.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.
Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
Знать / понимать биологическую терминологию: биосистема, свойства жизни
текущий
УО
2 (2)
Уровни организации живой материи.
Основные уровни организации живой природы.
Биологические системы
Знать / понимать строение (структуру) экосистем;
биологическую терминологию: биосистема, свойства жизни, структурные уровни организации
Теку-
щий
УО;
Т
3 (3)
Значение практической биологии.
Современная естественнонаучная картина мира Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
Теку-
щий
УО;
4 (4)
Методы биологических исследований.
Методы познания живой природы.
Уметь объяснять роль методов биологических исследований
Текущий
УО; СЗ;
СР
Раздел « Экосистемы». (18 часов). (в том числе: 12часов – по теме «Экосистемы» + перенесено 5 часов из темы «Вид» + 1 час из резервного времени)
5 (1)
Учение о биосфере.
Биосфера – глобальная экосистема
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Роль живых организмов в биосфере.
Биомасса
Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
учение В.И. Вернадского о биосфере;
текущий
СР;
УО
6 (2)
Происхождение живого вещества. Пр.р№1 : «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
Эволюция биосферы.
Гипотезы происхождения жизни.
Знать / понимать:
вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира;
Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни;
объяснять причины эволюции
Теку-
щий
УО;
ПР
7(3)
Биологическая эволюция в развитии биосферы.
Эволюция биосферы.
Уметь объяснять причины эволюции
Теку-
щий
УО;
Т
8(4)
Биосфера как глобальная экосистема.
Биосфера – глобальная экосистема
Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
Теку-
щий
УО
Т
9(5)
Круговорот веществ в природе. Механизмы устойчивости биосферы.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Биологический круговорот ( на примере круговорота углерода)
Причины устойчивости и смены экосистем
Знать / понимать:
сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
Уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
Теку-
щий
УО;
Т
10(6)
Человек как житель биосферы.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде.
Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Теку-
щий
УО;
ТР
11(7)
Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
Биосфера – глобальная экосистема.
Роль живых организмов в биосфере.
Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
Теку-
щий
УО;
12(8)
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы Л.р. №1:
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде.
Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Теку-
щий
УО;
ЛР
13(9)
Экологические факторы и их значение
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Биологические ритмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Знать / понимать: взаимосвязи организмов и окружающей среды;
Уметь объяснять влияние экологических факторов на организмы
Теку-
щий
СР;
14(10)
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
Основные уровни организации живой природы.
Знать / понимать: строение (структуру) биогеоценоза как экосистемы
Теку-
щий
УО; Т
15(11)
Биогеоценоз как био- и экосистема.
Основные уровни организации живой природы.
Биологические системы
Знать / понимать: строение (структуру) биогеоценоза как экосистемы
Теку-
щий
УО; Т
16 (12)
Строение и свойства биогеоценоза.
Видовая и пространственная структура экосистемы.
Знать / понимать: строение (структуру) биогеоценоза как экосистемы
Теку-
щий
УО;СЗ
17(13)
Совместная жизнь видов в биогеоценозах.
Пр.р.№2: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Уметь составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
Теку-
щий
УО;
ПР
18 (14)
Причины устойчивости биогеоценозов. Л.р. № 2:
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Причины устойчивости и смены экосистем.
Уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Теку-
щий
УО;
ЛР;
19 (15)
Зарождение и смена биогеоценозов. Пр.р.№3:«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Причины устойчивости и смены экосистем.
Искусственные сообщества – агроэкосистемы
НРК. Смена биогеоценозов в ЯНАО.
Уметь сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения;
Теку-
щий
П.Р.
20(16)
Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Природопользование в истории человечества.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде.
НРК. Экологические правила природопользования при нефте- и газодобыче.
Уметь анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения;
последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Теку-
щий
УО;
Т
21(17)
Пр.р.
№ 4:
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»;
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде.
НРК. Экологические правила природопользования при нефте- и газодобыче.
Уметь анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения;
последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Теку-
щий
УО;
ПР;
22(18)
(из резер-ва)
Экологические законы природопользованияПр.р.№5: (выполняется дома)
«Решение экологических задач»
Правила поведения в природной среде.
Уметь находить информацию о глобальных экологических проблемах и последствиях собственной деятельности в окружающей среде в учебных текстах
Текущий
УО;
ПР;
Раздел « Вид»(13 ч. )
23(1)
Вид, его критерии и структура
Л.р. №3: «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Вид, его критерии.
НРК. Изучение морфологического критерия на примере растений ЯНАО.
Знать / понимать строение вида;
Уметь описывать особей видов по морфологическому критерию;
текущий
ЛР
24 (2)
Популяция как форма существования вида и как особая
генетическая система.
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Знать / понимать строение вида;
Теку-
щий
УО; Т
25(3)
Популяция как основная единица эволюции. Л.р. № 4: «Выявление изменчивости у особей одного вида»
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Знать / понимать строение вида;
Теку-
щий
УО;
ЛР
26(4)
Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
Знать / понимать сущность биологических процессов: образования видов;
Уметь объяснять необходимость сохранения многообразия видов;
Теку-
щий
УО; СЗ
27(5)
Этапы происхождения человека.
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.
Уметь объяснять причины эволюции человека;
Теку-
щий
УО; СЗ
28(6)
Человек как уникальный вид живой природы. Пр.р. № 6:
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»;
Происхождение человеческих рас.
Уметь объяснять причины эволюции человека;
Теку-
щий
УО;
ПР;
29(7)
История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия.
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Знать / понимать:
основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; вклад выдающихся ученых ( К. Линнея, Ж.Б. Ламарка) в развитие биологической науки;
сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора;
Уметь: сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения;
объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
Теку-
щий
УО; Т
30 (8)
Современное учение об эволюции.
Синтетическая теория эволюции.
Уметь объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
Теку-
щий
УО; Т
31(9)
Результаты эволюции и ее основные закономерности.
Л.р.№5:«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»;
Результаты эволюции.
НРК. Приспособленность организмов к среде обитания в условиях ЯНАО.
Знать / понимать сущность биологических процессов: образования видов;
формирование приспособленности
Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания;
Текущий
УО;
ЛР;
32 (10)
Основные направления эволюции.
Биологический прогресс и биологический регресс)
Уметь находить информацию о биологическом прогрессе и регрессе в учебных текстах, научно – популярных издания и критически оценивать ее;
Теку-
щий
УО; Т
33 (11)
Особенности популяционно – видового уровня жизни.
Значение изучения популяций и видов. Генофонд и причины гибели видов.
Проблема сохранения видов.
Причины вымирания видов.
Уметь объяснять необходимость сохранения многообразия видов;
Теку-
щий
УО; ТР
34(12)
Всемирная стратегия охраны природных видов.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.
Уметь анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения;
последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;
Теку-
щий
УО; СЗ
35 (13)
Промежуточная аттестация
Знать / понимать биологическую терминологию по теме «Уровни организации жизни на Земле»
Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания.
Итоговый
Тестирование
5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№
Наименование объектов и средств
Материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
Основная
Школа
Старшая школа
Базов.
Проф.
2
3
4
5
6
1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1.
Стандарт основного общего образования по биологии
1.2.
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
Д
1.3.
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)
1.4.
Примерная программа основного общего образования по биологии
1.5.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи
Д
1.6.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии
1.7.
Авторские рабочие программы по разделам биологии
Д
1.8.
Общая методика преподавания биологии
Д
1.9.
Книги для чтения по всем разделам курса биологии
1.10.
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Д
1.11.
Определитель водных беспозвоночных
1.12.
Энциклопедия «Животные»
Д
1.13.
Энциклопедия «Растения»
Д
2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы
2.1.
Основы экологии
Д
2.2.
Портреты ученых биологов
Д
2.3.
Развитие животного и растительного мира
Д
2.4.
Систематика животных
Д
2.5.
Систематика растений
Д
2.6.
Строение, размножение и разнообразие животных
Д
2.7.
Строение, размножение и разнообразие растений
Д
2.8.
Схема строения клеток живых организмов
Д
2.9.
Уровни организации живой природы
Д
Карты
2.10.
Центры происхождения культурных растений и домашних животных
Д
Атласы
2.11.
Анатомия человека
Д
2.12.
Беспозвоночные животные
Д
2.13.
Позвоночные животные
Д
2.14.
Растения. Грибы. Лишайники
Д
3
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1.
Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии
Д/П
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
3.2.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник
Д/П
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
3.3.
Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы).
Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по физике, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.
3.4.
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе биологии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
3.5.
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
К специализированным инструментам учебной деятельности, используемыми в курсе биологии, относятся, в частности, построитель определителей, виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой, предназначенной для изучения строения клетки, генетики и др.;
4.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы
4.1.
Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
Д
4.2.
Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных
Д
4.3.
Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов
Д
4.4.
Фрагментарный видеофильм об охране природы в России
Д
4.5.
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
Д
4.6.
Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле
Д
Слайды-диапозитивы
4.7.
Многообразие беспозвоночных животных
Д
4.8.
Многообразие позвоночных животных
Д
4.9.
Многообразие растений
Д
Транспаранты
4.10.
Набор по основам экологии
Д
5
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1.
Диапроектор (слайд-проектор)
Д
5.2.
Мультимедийный компьютер
Д
Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
5.3.
Сканер с приставкой для сканирования слайдов
Д
5.4.
Слайд-проектор
Д
5.5.
Мультимедиа проектор
Д
5.6.
Стол для проектора
Д
5.7.
Экран (на штативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,5 Ч 1,5 м
6.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Приборы, приспособления
6.1.
Весы учебные с разновесами
Д
6.2.
Гигрометр
Д
6.3.
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
Р
Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
6.4.
Комплект оборудования для комнатных растений
Д
6.5.
Лупа ручная
Р
6.6.
Микроскоп школьный ув.300-500
Р
Реактивы и материалы
6.7.
Комплект реактивов для базового уровня
Д
7.
МОДЕЛИ
Модели объемные
7.1.
Набор «Происхождение человека»
Д
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)
7.2.
Типичные биоценозы
Д
7.3.
Эволюция растений и животных
Д
Муляжи
7.4.
Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений
Р
8.
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
8.1.
Гербарии,
иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Р
Используют как раздаточный материал
Микропрепараты
8.2.
Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
Р
8.3.
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)
Р
Коллекции
8.4.
Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
8.5.
Тропические влажные леса
8.6.
Влажные субтропики
Сухие субтропики
8.7.
Пустыни и полупустыни
8.8.
Водные растения
Беспозвоночные животные
8.9.
Простейшие
8.10.
Черви
8.11.
Насекомые
8.12.
Моллюски
Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм)
8.13.
Млекопитающие (хомячки, морские свинки)
8.14.
Рыбы местных водоемов
8.15.
Аквариумные рыбы
8.16.
Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз)
Оборудование специализированных кабинетов
№
Наименование кабинета
Общие характеристики
Количество
Кабинет биологии
Рабочее место учителя в составе (компьютер, интерактивная доска с проектором, принтер, сканер, документ-камера, планшет).
Нетбук ученика
Модульная система экспериментов
Система контроля качества знаний
2
25
13
1
Основная учебная литература для учащихся:
Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., - Общая биология. 10 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2015.
Общая биология. Учебник для 10- 11 классов / Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2005.
Дополнительная учебная литература для учащихся
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака. М., Просвещение, 1994.
Основная учебная литература для учителя:
Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).
Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);
Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
Экологические игры в школьном курсе «Биология», Самара,1994
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. - Как учить экологии?, М., Просвещение, 1996
Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блицопросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
Петунин О.В. - Уроки биологии в 11 классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
Научно – методические журналы «Биология в школе».
Оценивание деятельности учащихся проводится согласно следующим нормам и критериям:
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1) знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;
2) умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
3) отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка «4»:
1) знание всего изученного программного материала;
2) умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
3) незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1) знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
2) умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
3) наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1) знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2) отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3) наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «1»:
Отсутствие ответа.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
Отсутствие работы.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка «1»:
Отсутствие работы.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ю
·
·
·
·
·
·
·Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 8Заголовок 915