Статья по экономике О некоторых способах оценки ЗУН на уроках экономики
О некоторых способах оценки ЗУН на уроках экономики
Лобко Ирина Николаевна
преподаватель спецдисциплин
Учреждение «Павлодарский нефтегазовый колледж»
город Павлодар
В преподавании любой учебной дисциплины необходимо обеспечивать контроль и оценку (а лучше самоконтроль и самооценку) не только результата, но главным образом процесса учения, деятельности обучающихся.
Исходя из вышеизложенного, необходимо, в первую очередь, изучаемый материал максимально приблизить к жизни, используя для этого деловые и ролевые игры, игровые моменты, позволяющие показать полезность и практическую направленность приобретаемых знаний, умений и навыков. Изучение экономики невозможно без решения задач. Умение обобщать формируется при составлении схем и таблиц по изученному материалу.
В своей работе использую элементы методики КСО:
- при работе с учебником и текстовым материалом – методику Ривина;
- при изучении нового материала – методику ВОЗ (взаимообмена знаниями), методику обратную Ривина;
- при закреплении изученного материала – методику ВИЗ (взаимопроверка индивидуальных заданий, взаимопередача тем).
При проведении контрольно-обобщающих уроков использую разноуровневые карточки-задания, тестовые задания, создание проектов.
Система мониторинга позволяет отслеживать результаты работы отдельного обучающегося, группы и в итоге – работы учителя в целом в виде схем, графиков, таблиц и диаграмм.
Особое внимание уделяется оценке знаний, умений и навыков обучающихся. На каждом уроке обучающийся получает возможность заработать 2 оценки: за работу на уроке и за проверенные ЗУНы. С этой системой оценки знаний знакомлю обучающихся на первом вводном уроке. Вначале её встречают с недоверием: куда проще получить 3 оценки за 2 месяца и быть аттестованным, а остальное время можно и отдохнуть, поболеть, а то и просто прогулять. Вызывает недоверие обучающихся, а иногда просто неприятие, необходимость самооценки своей работы: у одних из ложной скромности, у других – из-за неумения адекватно оценить свою работу, а у некоторых – нежелание публично признать, что он не работает на уроках. Но потом ребята привыкают. Причем критерии оценки можно менять из урока в урок, но основными являются следующие:
- выполнение домашнего задания;
- наличие опорного конспекта;
- устный ответ при фронтальном опросе;
- наличие письменной работы;
- публичное выступление;
- выполнение проверочной работы;
- объяснение темы товарищу и т.д., обычно стараюсь, чтобы оценочных критериев было 5.
В начале урока обязательно выписываю их на доску, и в конце урока каждый обучающийся выставляет себе оценку за работу на уроке. Некоторые ребята вначале просят не оценивать их, но это исключено, и поэтому постепенно начинают работать. Самооценка по предложенным критериям основывается на полном доверии учителя к ученику, что вначале часто вызывает желание слукавить, но если я сомневаюсь в правильности оценки, прошу доказать. Впоследствии, как правило, проблем не возникает, и сами собой отпадают проблемы отсутствия рабочих тетрадей, опорных конспектов, накопляемости оценок, да и дисциплины на уроке как таковой.
При закреплении изученного материала и проведении проверочных работ часто использую карточки-лото, мини-тесты, мини-диктанты, карточки-задания «Верно ли?», «Убери лишнее слово», «Закончи предложение», «Вставь пропущенное слово», «Продолжи», «Найди соответствие» и другие задания, позволяющие оценить не только степень усвоения материала на теоретическом уровне, но и умение их практического применения.
Приведу в качестве примера некоторые из них:
Задание: Продолжи:
семейная собственность: телевизор,
личная собственность: зубная щетка, ..
частная собственность: дом, .
коллективная собственность: кооператив, классный журнал, .
государственная собственность: школа, .
Задание: Выберите оптимальную форму маркетинга при следующих видах спроса:
Виды спроса
Формы маркетинга
отрицательный спрос
отсутствие спроса
скрытый спрос
падающий спрос
нерегулярный спрос
полноценный спрос
чрезмерный спрос
нерациональный спрос
Задание: Закончи предложение:
1. Форма организации денежного обращения в стране – это
2. Система денежного обращения, когда в обращении находятся полноценные золотые или серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл – это
3. Основными видами денежных реформ являются:
Задание: Найди соответствие
1. Биметаллизм
А. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам
2. Нуллификация денег
Б. Использование в качестве денег двух металлов - золота и серебра.
3. Девальвация
В. Законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение.
4. Система эмиссии денег
Г. Объявление государством обесцененных бумажных денег недействительными.
Задание: Верно ли («да» или «нет») следующее утверждение:
К важнейшим компонентам денежной системы относятся: национальная денежная единица, система кредитных и бумажных денег, разменных монет, система эмиссии денег, государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
Коммерческий кредит - предоставляется предприятиями, объединениями и другими хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа.
Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования развития экономики.
Биметаллизм базируется на использовании в качестве денег двух металлов - золота и серебра, олова и бронзы и т.д.
Кривая предложения денег представляет собой вертикальную линию, так как предложение денег абсолютно неэластично.
Уравнение обмена, или уравнение Фишера, имеет следующий вид:
М=РУ/ V
Основными звеньями современной кредитной системы являются: центральный банк; коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.
Задание: Уберите лишнее:
1. Организационные структуры управления предприятием: линейная, линейно-функциональная, ступенчатая, функциональная, дивизиональная.
2. Источники формирования Уставного капитала: внесение денежных средств, выкуп акций и облигаций, внесение основных средств, внесение дебиторской задолженности.
3. Принципы организации производственного процесса: пропорциональность, прямоточность, организованность, ритмичность.
4. Типы производств: единичное, разовое, серийное, массовое, непрерывное.
5. Акционерные общества: открытые, смешанные, закрытые.
Задание: Закончите предложение:
1. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное, . планирование.
2. Принципы планирования – гибкость, непрерывность,
3. Формы предпринимательства: производственное, коммерческое .
4. Формы оплаты труда: повременная, ..
5. Персонал предприятия, занятый в непроизводственных подразделениях: руководители, специалисты,
Задание: Распределите:
1. Оборотные фонды
производственные запасы,
готовая продукция на складе,
товары в пути,
полуфабрикаты собственного изготовления,
деньги в кассе,
незавершенное производство,
деньги на расчетных счетах
2. Фонды обращения
В заключение можно сказать, что педтехнология будет оптимальной, если ее применение способствует достижению каждым уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития; ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и обучающихся, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования.
13PAGE 15
15