Поэтапное формирование ЗУН на уроках физической культуры


Поэтапное формирование знаний, умений и навыков
на уроках физической культуры
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическаяПо основному фактору развития: социогеннаяПо ориентации на личностные структуры: информационная – знания, умения, навыки (ЗУН) + операционная – способы умственных действий (СУД).По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная
По организационным формам: индивидуально-групповая, альтернативная классно-урочной
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами диктатоцентризмаПо преобладающему методу: диалогическаяПо направлению модернизации: альтернативнаяПо категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции
Целевые ориентации
Формирование ЗУН
Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными
Развитие коммуникативных качеств личности (СУД)
Концептуальные положения
Развитие двигательных способностей – это разностороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей. Обеспечение на этой основе подготовленности учащихся к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Принципы
Многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, динамический стереотип деятельности
Завершенности или ориентации на высшие конечные результаты
Сотрудничество и взаимопомощь между учениками
Обучение индивида по способностямГуманизм (все дети талантливы)
Гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха
Соединение обучения и воспитания
Традиционное преподавание программы в условиях крайнего севера: в сентябре – легкая атлетика, зимой – спортивные игры, гимнастика, весной – лыжи и опять легкая атлетика, приводит к тому, что за зиму дети отвыкают от длительного бега, за осень и за весну терялись все навыки по спортивным играм и гимнастике. Ученики принимали активное участие в районных спартакиадах по программным видам спорта, и отдельно готовить команды по всем видам было сложно. Возникла объективная необходимость в параллельном прохождении всех разделов программы в течение всего учебного года.
При работе над программой родилась система организации учебного процесса, которая помогает поддерживать высокий уровень физической подготовленности учащихся и готовить команды для участия в районной спартакиаде. За основу я взяла принцип единства учебных и внеклассных занятий по физической культуре. Базой для его осуществления и определения уровня физической подготовленности является физкультурный комплекс нормативов (ФКН) «Эрэл», который был разработан в нашей республике для привлечения учащихся к массовым занятиям физическими упражнениями. ФКН «Эрэл» базируется на республиканском стандарте образовательной области «Физическая культура» Республики Саха (Якутия) и региональной комплексной программе физического воспитания учащихся 1 - 11 классов общеобразовательной школы. Он состоит из трех ступеней: I степень – «Азбука движения» (1 – 4 классы); II – «Спортивная смена» (5 – 9 классы); III – «Физическое совершенство» (9 – 11 классы).
Школьники сдают контрольные нормативы в 7 и 10 классах, а зачетные – соответственно в 9 и 11 классах. По результатам сдачи контрольных и зачетных нормативов вношу запись в составленный мной журнал учета. Успешная сдача зачетных нормативов по видам дает право на получение удостоверения и значка, что также фиксируется в этом журнале.
Характерной особенностью физического воспитания по программе «Эрэл» служит включение в нее регионального компонента – якутских национальных прыжков кылыы, ыстанга и куобах. Якутский народ с древних времен преимущественно занимался охотой, а для этого требовалась очень хорошая физическая подготовка. Люди стали придумывать упражнения, тренироваться и состязаться между собой, в том числе и в прыжках. Техника прыжков кылыы, ыстанга и куобах заимствована у животных, т.е. они выполняются по аналогии с прыжковыми упражнениями журавлей, оленей, зайцев.
Кылыы — это десять безостановочных прыжков на одной ноге с разбега с приземлением на обе ноги в одиннадцатом. Длина разбега равняется 20-30 м. Толчок производится с полной ступни. Маховая нога значительно согнута в коленном суставе, выносится вперед хлестообразным движением, толчковая нога, как бы обгоняя маховую, загребающим движением опускается на грунт. Руки совершают одновременно маховые движения вперед-назад для сохранения равновесия и успешного продвижения вперед. Кылыы требует высокой координации и ритмичности движений. Основными ошибками являются: слишком высокие первые прыжки, чрезмерный наклон туловища или, наоборот, низкие, как бы пробегающие скачки.
Ыстанга — это десять безостановочных прыжков с ноги на ногу с разбега с приземлением на обе ноги в одиннадцатом. Длина разбега также 20-30 м. Отталкивание выполняется с полной ступни, но при более наклонном положении туловища. Маховая нога энергично выносится бедром вперед-вверх и опускается на грунт слегка встречным движением. Руки начинающих прыгунов совершают разноименные движения по отношению к ногам, а у более подготовленных руки двигаются одновременно вперед-назад. Основные ошибки: слишком высокие или низкие прыжки, чрезмерный вынос голени вперед при приземлении.
Куобах – одиннадцать безостановочных прыжков, отталкивание производят обеими ногами одновременно. Прыжки совершают с места или с небольшого разбега. Ноги в месте отталкивания ставятся на всю ступню и на одном уровне, сильно разводить стопы ног не разрешается, это невыгодно и с точки зрения техники прыжка. В момент отталкивания туловище наклонено вперед, руки отведены назад. В фазе полета ноги сгибаются в коленном и тазобедренном суставах, руки совершают маятникообразные движения в передне-заднем направлении. Последующие отталкивания выполняют из глубокого подседа (более силовой вариант) или встречным движением ног. Наиболее частыми ошибками считаются чрезмерный наклон туловища вперед, разведение ног, попеременная постановка стопы, неодинаковый уровень ступней в процессе толчка.
Подготовка к освоению якутских национальных прыжков для школьников 1 - 4 классов происходит в подвижных играх, куда входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на обеих ногах, с ноги на ногу, игра «Прыжки с кочки на кочку», эстафеты с применением различных прыжков, «лошадиный галоп», танцевальные прыжки и т.п. Для учащихся среднего школьного возраста во время урока проводим обучение технике якутских национальных прыжков, которые также применяются как средство развития скоростно-силовых качеств. Кроме того, дополнительно используем такие упражнения, как прыжки через гимнастические скамейки, выпрыгивания из глубокого приседа, многоскоки с продвижением, с гантелями в руках, спрыгивание с высоты с последующим отскоком вверх и другие. Для старшеклассников наряду с совершенствованием техники национальных прыжков на уроках применяем и чисто тренировочные элементы.
По итогам экспериментальных исследований выявлено, что по национальным прыжкам девочки и девушки средних классов показывают такие результаты, которые почти равны результатам юношей, их ровесников. Они с увлечением занимаются этими прыжками и стремятся участвовать в состязаниях. На уроках рекомендуем выполнять комбинированные прыжки. Например, 5 прыжков на левой + 5 прыжков на правой или 3 кылыы + 3 ыстанга + 3 куобах и т.д. Для итоговой зачетной аттестации учащиеся выполняют не одиннадцать прыжков, а по пять прыжков – девушки и по семь прыжков – юноши.
Создавая свою систему обучения школьников физической культуре, я поставила такие цели: укрепление здоровья; достижение хорошего физического развития; обеспечение оптимального уровня двигательных способностей; получение и укрепление знаний, навыков и умений в сфере физической культуры; осуществление физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Система включает в себя организацию учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, контроль и оценку учебных достижений.
В организацию учебного процесса по предмету входят: прохождение программы; планирование учебного материала по блокам; нацеливание учащихся в начале учебного года на стремление к достижению результата; работа с родителями; мониторинг результатов учащихся. Отслеживание результатов учащихся помогло также контролировать воспитательный процесс. А началось всё с моих дневниковых записей, в которых были отражены содержание уроков, секционных занятий, внеклассной работы. Я убедилась, насколько важны этапность в обучении и направленность деятельности учителя на получение конкретного результата учащимися.
Учебный год я начинаю с того, что знакомлю детей с учебной программой и тем объемом работы, теми нормативами, которые в обязательном порядке они должны выполнить в каждой четверти. Эти сведения дети заносят в дневник. Дома ученики знакомят родителей с нормативами. Родители расписываются в дневнике. Роспись родителей нужна для того, чтобы ознакомить их с направлением работы на уроках, и чтобы у них не возникали вопросы по поводу кажущихся перегрузок детей. Таким образом, дети знают, чем они будут заниматься в течение учебного года, какие требования к ним будут предъявляться.
Например, для учащихся 9 класса в III четверти нормативы таковы (оценки «3», «4», «5» соответственно): прыжки через скакалку: девушки — 135, 140, 145 раз; юноши — 125, 130, 135 раз; только девушки: поднимание туловища из положения лежа — 18, 20, 23 раза; отжимания от пола —15,18,20 раз; приседания — 22, 24, 26 раз; наклоны — 22, 24, 26 раз; кылыы: девушки — 9-9,4 м; 9,41-10,19; более 10,2; юноши — 14-15,3; 15,31-17,99; более 18 м; ыстанга: девушки — 8,8-9,15 м; 9,16-9,89; более 9,9; юноши — 13-14,7; 14,71-17,98; более 17,99 м; куобах: девушки — 7,2-7,95 м; 7,96-9,39; более 9,4; юноши — 12-13,6; 13,61-16,78; более 16,79; упражнения на перекладине (только юноши): подтягивание из виса — 7, 8, 10 раз; выход силой — 1,1, 2 раза; подъем переворотом — 1,1, 2 раза; длительный бег: девушки — 30 кругов (11 мин.), юноши — 40 кругов (11 мин.).Учебный материал я разбиваю на блоки. Блок содержит одновременно все разделы программы, которые с начала учебного года находятся в динамике. Затем по одному из видов раздела программы определяем уровень физической подготовленности, а по остальным видам ученики продолжают выполнять специальные упражнения. Но после перехода к другому виду в разделе работа в предыдущем разделе не прекращается, а лишь переходит в фазу подготовки к следующему, более высокому уровню.
Рассмотрим это на конкретном разделе программы – «Эрэл». Уровень физической подготовленности по «Эрэл» у учащихся проверяем с помощью тестирования два раза в год. В число тестов входят: челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места, метание малого мяча в цель, наклон вперед из положения сидя, прыжки кылыы, ыстанга, куобах, подтягивание из виса (мальчики-юноши), поднимание туловища из положения лежа (девочки-девушки), кросс (для старшеклассников: 2 км – девушки, 3 км – юноши). Перед первой сдачей нормативов ученик проходит полную специальную подготовку. Итоговый норматив сдают без специальной подготовки, так как требуемый уровень физической подготовленности поддерживается на протяжении всего учебного года.
Каждый вид тестируется в определенное время. Например, челночный бег 3x10 м сдают на 6-й неделе обучения, наклон вперед из положения сидя и прыжки в длину с места — на 15-й, кылыы — на 20-й, куобах — на 24-й, ыстанга — на 27-й, кросс — на 32-й неделе. При таком распределении сроков тестирования учитель имеет возможность (при правильном и рациональном подборе специальных упражнений) в течение всего учебного года не только контролировать состояние физической подготовленности учащихся, но и работать над повышением уровня знаний, умений и навыков по другим разделам программы. Приобретенные учащимися знания, умения и навыки в одном разделе программы в начале года активно используются в других разделах программы в течение года. Сэкономленное время можно использовать для более детального изучения элементов, имеющих наибольшую сложность. Такое планирование позволяет наиболее рационально распределить программный материал в течение всего учебного года.
Поурочные результаты учеников фиксируются. Каждый ученик имеет возможность пронаблюдать динамику своих результатов, а также сравнить их с результатами товарищей. Добиваясь на уроках определенных достижений, дети изъявляют желание проявить свои способности в соревнованиях. Таким образом, из правильной организации работы на уроках проистекает целенаправленная внеклассная работа. Школьная спартакиада планируется исходя из тех результатов, которые дети показывают на уроках.
Внеклассная работа включает в себя школьную спартакиаду по волейболу, баскетболу, футболу; улусную спартакиаду по этим же видам, «Эрэл», легкой атлетике; республиканские соревнования по баскетболу; школьные олимпиады по предмету «Физическая культура». Школьная спартакиада дает возможность более способным детям проявить и реализовать себя уже на секционных занятиях, которые входят во внешкольную работу (клуб «Оранжевый мяч», секции по баскетболу и т.д.).
Свою систему я разрабатывала на основе педагогической технологии В.Ф.Шаталова, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность учащихся на уроке. Здесь применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие «двойки», снятие страха перед низкой оценкой.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета результатов. Он представляет собой карту динамики результатов ученика, а оценки приобретают значение зашифрованной положительной характеристики. Оглашение такой характеристики играет большую воспитательную роль. Очень важным обстоятельством здесь является и то, что каждый ученик в любое время может исправить оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка должна быть, прежде всего, стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, и надо исключать эти конфликтные ситуации.
При должном уровне организации деятельность учащихся по принципу «от работы к поведению», а не «от поведения к работе» дает эффективные результаты: каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитываются трудолюбие, воля; возникает самостоятельность в познавании, уверенность в своих силах, способностях; формируются ответственность, честность, товарищество.
Главная задача учителя на занятиях — организация познавательной деятельности учащихся. Приемы работы учителя легче оценить с точки зрения их эффективности, если они структурированы и представлены в виде таблиц. Такие таблицы использую в своей системе обучения (представление информации; организация контроля; создание положительного эмоционального настроя в учебном процессе и рефляции поведения; активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях). В них приведены в сопоставлении продуктивные и непродуктивные приемы педагогической работы. При обучении тем или иным техническим приемам (в частности, в баскетболе) для большей убедительности использую объяснения с научной точки зрения, достаточно понятные ученикам (например, техника ловли мяча определяется исходя из третьего закона Ньютона; оптимальный угол выпуска мяча при броске в корзину равен 58° – примерно 60° – к горизонтали и т.п.) Это дает возможность, реализуя метапредметные связи (в данном примере с физикой), повысить интеллектуальный уровень занятия, степень осознанности выполнения учащимися определенных упражнений. Дозировку нагрузки, временной интервал выполнения некоторых упражнений даю не «размыто», а как можно точнее, иногда с точностью до 5 сек. Такой подход повышает моторную плотность и эффективность урока, приучает школьников к порядку, организованности, позволяет также выработать и укрепить силу воли, дисциплину, самоконтроль, умение разумно распределять свои силы.
В качестве примера приведу конспект урока (90 мин) в 11 классе (юноши).
Тема «Обучение национальным прыжкам».
Цель: развитие физических качеств, обеспечивающих подготовку к приобщению учащихся к массовым видам спортивных занятий; совершенствование двигательных навыков и умений при работе на высокой перекладине; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств. Задачи: разучить технику выполнения национальных прыжков кылыы, ыстанга, куобах; совершенствовать прием мяча сверху и снизу, подачи мяча прямой рукой сверху на точность; закрепить навыки упражнений на высокой перекладине.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: волейбольные мячи. Оборудование: высокая перекладина, гимнастический мат, гимнастическая скамейка.
Актуализация знаний (25 мин.)-
Построение, проверка присутствующих, сообщение задач урока (2 мин. 30 сек.). Измерение пульса (1 мин. 20 сек.). Ходьба (20 сек.).
Бег (5 кругов, по сигналу, всего 2 мин. 15 сек.): со сменой направления (30 сек.), обычный гладкий (30 сек.), с поворотом на 360° (30 сек.), переход на ходьбу (15 сек.).Измерение пульса (1 мин. 20 сек.).
10 отжиманий (15 сек.), передвижение правым боком приставными шагами (15 сек.), 10 отжиманий (15 сек.), передвижение левым боком приставными шагами (15 сек.), 10 отжиманий (15 сек.), передвижение спиной вперед (15 сек.), 8 отжиманий (15 сек.), ходьба в полном приседе (25 сек.), 6 отжиманий (15 сек.), ходьба в полном приседе (20 сек.), 4 отжимания (15 сек.), ходьба в полном приседе (20 сек.), 2 отжимания (15 сек.).
Измерение пульса (1 мин. 20 сек.).
Упражнения на перекладине и гимнастической скамейке (всего 11 мин.): 2 подъема переворотом, по 3 прыжка на правой ноге через скамейку (3 мин.); 2 выхода силой, по 3 прыжка на левой ноге через скамейку (3 мин.); 12 подтягиваний из виса (5 мин.).
Измерение пульса (1 мин. 20 сек.).
Основная часть (45 мин.).
Построение в две колонны перед скамейками. Отработка приземления после выполнения прыжка:
куобах (соскок со скамейки, выполнение 3 прыжков с четким приземлением на обе ноги) (3 мин.);
кылыы (соскок со скамейки, выполнение 3 прыжков с четким приземлением на обе ноги) (3 мин.);
ыстанга (соскок со скамейки, выполнение 3 прыжков с четким приземлением на обе ноги) (3 мин.).
Прыжки куобах через скамейку, 5 подходов (2 мин.);
прыжки ыстанга через скамейку, 5 подходов (2 мин.);
прыжки кылыы через скамейку, 5 подходов (2 мин.).
Выполнение прыжков кылыы, ыстанга, куобах на результат (5 мин.).
Измерение пульса (1 мин. 20 сек.).
Волейбол (23 мин. 40 сек. — оставшееся время). Работа в парах, прием мяча сверху и снизу; подача мяча на точность попадания в зону.
Заключительная часть (20 мин.).
Двусторонняя игра в волейбол (17 мин.), подведение итогов (3 мин.)
Федорова Елена Ивановна,
Учитель физической культуры.
Нахожусь в творческом отпуске.
п.Хандыга
Республика Саха (Якутия)