Урок по русскому языку в 6 классе Разносклоняемые имена существительные


ТЕМА УРОКА «Разносклоняемые имена существительные»
Цели: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;
познакомить  с группой разносклоняемых существительных
Задачи:
- учить  изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
- совершенствовать навыки правильного написания суффикса – ен- в разносклоняемых существительных; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточные карточки, «Толковый словарь русского языка»/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.:Азбуковник, 1999.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У всех у нас хорошее настроение, а значит, всё у нас с вами получится!
2. Фаза вызова. Подготовка к восприятию новой темы.
- Какую часть речи мы изучаем? Что вы уже знаете об этой части речи?
( Часть речи, значение, вопросы, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, число, падеж,склонение, правописание окончаний).
- Предположите, начиная свой ответ со слов, возможно, чем мы будем заниматься на уроке, если тема нашего урока «Разносклоняемые имена существительные? Слайд 1
- Какие ассоциации возникают у вас словосочетание разносклоняемые имена существительные? (существительные, которые склоняются по-разному).
- Как образовалось это слово?
- Можете ли вы назвать такие существительные? Какова же цель нашего урока?
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой разносклоняемых существительных; сколько их, понять, в чем их особенность, научиться склонять. Слайд 2
3. Фаза реализации смысла.
- Что такое склонение? Слайд 3
- Сколько склонений в русском языке и как распределяются слова по склонениям. Слайд 4
- Когда в окончаниях имен существительных пишется -е? Когда -и? Слайд 5
Выполните задание, объясняя свой выбор. Слайд 6
В работе встретилось существительное «путь», просклоняйте его. Сделайте вывод о его склонении. Какие окончания у этого слова? Какому склонению и роду соответствуют? Сравните окончания существительных. Слайд 7
Давайте рассмотрим существительное «время». Определите его род (средний), а окончание -а. Куда мы его отнесём в нашей системе склонения? Окончания -я есть в 1 склонении, но среднего рода там нет. Получается, что нет для него места!?
Историческая справка. В древнерусском языке было 6 склонений. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий. Но в процессе распада первоначальной системы склонения древнерусская система из 6 типов склонения раскололась. Все перемешалось, выстроилось в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. Слайд 8
К разносклоняемым существительным относятся: десять существительных на –мя. (не путать с окончанием!). Запишите их.  (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); Слайд 9
4. Работа со словом. Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом словаре русского языка). Слайд 10
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ  макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Слайд 11
Физкультминутка на глаза. Слайд 12
Разбиремся с записанными словами. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.
Просклоняем существительное время ( записывают в тетрадях). И.п. –   время. Тут просто, основа   врем,   а окончание  –я. . Р., Д., П.–   времени.
Т.п. –   временем. Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что промсходит с основой? (удлинилась)!
Почему? Была врем,  стала времен.   Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то!
Вот какой суффикс! Спрятался, а мы его обнаружили.
Сравнить и сделать вывод (устно).
- Ребята, кто может прокомментировать эту таблицу (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения). Слайд 13
Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения  - ем (-ём)).
- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?
Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.- времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час? Слайд 14 5. Закрепление.
Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых имен существительных. (Раздаточный материал на столе у обучающихся). Работа в парах.
В знам_н_ твоя честь, в оружии – слава.
Не в золоте богатство, а в добром им_н_ .
От худого сем_ни_ не жди доброго плем_н_ .
Нет тяжелее брем_н_ , чем безделье.
Большого плам_н_ не задуешь.
Добрый совет ко врем_н_ хорош.
6. Проверяем себя. В каждом ряду найдите « лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. (Запись на доске)
Дедушка, бабушка, мать, племянница, тетя.
Конь, олень, лошадь, медведь, лось.
Радио, облако, какао,метро, бюро.
Знамя, имя, время, пламя. земля.
7. Рефлексия.
- Что нового узнали вы узнали на уроке?
- Почему они так называются?
- Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?
- В чем особенности их склонения?
- О какой орфограмме необходимо помнить при работе с данными существительными?
- Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему?
8. Составление кластера по теме.
9. Домашнее задание: на выбор
1. Придумать лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных.
2. Найти русские пословицы с разносклоняемыми именами существительными.
3. Упражнение 208
10 Выставление оценок за урок.
Карточка

Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых имен существительных.
В знам_н_ твоя честь, в оружии – слава.
Не в золоте богатство, а в добром им_н_ .
От худого сем_ни_ не жди доброго плем_н_ .
Нет тяжелее брем_н_ , чем безделье.
Большого плам_н_ не задуешь.
Добрый совет ко врем_н_ хорош.
Из Толкового словаря В.И.Даля

ВРЕМЯ ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Время года весна, лето, осень или зима. Время дня утро, полдень, вечер, полночь. Пора, година, срок. Знай время и место.
ВЫМЯ ж. женские груди животных, сосцы у самок, молочные железы с мешковатыми покровами своими. Коровье вымя. Собачье вымя болезнь у человека, нарывы в железах под мышками; волчье вымя то же, когда прикинется антонов огонь. Не выменем доит корова, а рылом кормом. Нужды нет, что плохо имя, было бы хорошо вымя приданое. Курячье вымя, свиные рожки ничего нет.

ТЕМЯ макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы самая вершина. И я в темя не колочен (не дурак). Темяшить и темя(е)сить кого бить, колотить кулаками; -что и в кого, в голову кому втемяшить; вбить.
СЕМЯ ср. вещество, содержащее в себе зародыш животный или растительный. От семени дерево, от дерева плод, от плода семя. Потомки, нисходящее поколенье. Краденые семена лучше родятся. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Семя -яички насекомых, пчел. Корень, начало, основанье, причина нравственная, духовная. Крапивное семя: брань. Блошиное семя, воробьиное семя, канареечное семя, пузырное семя растения.

СТРЕМЯ, стремена ср. часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Встарь бывали и серебряные стремена, а киргизы любят зимою деревянные, ноге теплее. Вступить в стремя выйти из младенческого возраста. Вступить в отцовское стремя пойти по следам отца.

ПЛЕМЯ ср. в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое все люди. Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. Приплод. Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Он английского, русского, немецкого племени родители, либо предки оттуда родом. Видоизмененье, отродье, порода, раса. У него ни роду, ни племени никакого родства.
ЗНАМЯ ср. стар. знаменье, знак, признак, примета; печать, клеймо, тамга, тавро, подпись или рукоприкладство; вид для пропуска, ярлык, паспорт; рубец, пятно, например, от чумы; чертеж, изображенье, рисунок, для объясненья чего-либо; знамя, в церковном пении: крюк, знак, выражающий звук, ноту или наголосок; отсюда знаменное пение. Ныне: полотнище на древке, жалуемое полкам и другим частям войск, для почета и как сборный знак во время боя; военная хоругвь, прапор; у конницы: штандарт, значок; на судах и крепостях: флаг.

ИМЯ ср. названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя предмета названье; имя животного кличка; имя человека - собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло которое встарь не оглашалось; отчество или вич; прозвание, родовое фамилия; прозвище данное в семье или народом в прибавку к родовому. Крестное, ангельское дается по Святому, но иных обычных имен нет в Святых: Богдан, Нектарий, Ростислав, Рафаил, Серафим, Болеслав, Воин и пр.



Из Толкового словаря С.И. Ожегова

БРЕМЯ– 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот



























Заголовок 115