Конспект урока по русскому языку на тему: Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные


Тема: Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. § 31
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока: развитие умений распознавать склоняемые и несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, приводить примеры; совершенствование правописных умений.
Задачи: а) образовательная – познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных;
б) развивающая – развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.;
в) воспитательная – воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные:
Регулятивные: постановка учебной задачи.Коммуникативные: согласованное выполнение действий.
Познавательные: анализ, сравнение, выполнение упражнений.
Предметные: умение распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, приводить примеры.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).ХОД УРОКА:
I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1) § 31 с. 120 – 121 Рубрика «Теоретический материал».
2) Задание: записать предложения, расставив грамотно знаки препинания. Найти разносклоняемые имена сущ., определить падеж.
1 Васютка знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. 2. Матрос замолчал и стал вытирать платочком лоб, ветер играл красным шелковым лоскутком, как знаменем.
3) Просклонять на доске и в тетрадях слово имя, пламя, стремя. Выделить окончания.
4) § 31 с. 122 теория. (Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.)
5) Учитель читает стихотворение, учащиеся отвечают на вопросы и склоняют одно из несклоняемых сущ-ных.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай
И никогда не изменяй!
-О чем это стихотворение?
-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?
-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? (Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму).
Несклоняемое существительное:
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
6) § 31 с. 122 Рубрика «Советы помощника».
7) § 31 с. 122 упр. 239.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8) § 31 с. 122 – 123 Рубрика «Теоретический материал».
С. 123 Рубрика «Советы помощника».
IV. Итоги урока. 1) Согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными, поставьте в предложном падеже.
Красивый такси
Очаровательный мисс
Зимний пальто
Вкусный кофе
Необычный пари
2) Выпишите только те существительные, которые не относятся ни к одному из трех склонений.
Знамена, яблоки, ученики, пути, лошади, кофе, края, метро, шоколад, яблони, пекари.V. Рефлексия. – Достигли ли мы цели урока?
- Что узнали нового?
VI. Д/з. 1) § 31 с. 120 – 121 теория. Повторить § 23 – 30.
2) § 31 с. 123 упр. 240.