Урок по русскому языку на тему: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тема урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями бессоюзного предложения и постановкой в нем двоеточия.
Развивающая: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП с двоеточием, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложения.
Воспитательная: воспитать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: таблицы, учебник, мультимедийная доска, микрофон.
ХОД УРОКА
I ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ1. Задание по карточке
1) Расставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении:
А) Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, чирикают воробьи. Порой набегает ветер под его порывами качаются вершины деревьев.
Б) Здесь тучи смиренно идут надо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.
2) Рассказать о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Привести примеры.
II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Орфографическая разминка. Объяснение цепочкой.
Вол – не – нье, свер – нуть – ся, во – круг, спот – кнул – ся, при – грел, при – об – рел, на – строй – щик, объ – ехал, апел – ля – ция, ис – кус – ство.
Сыночек, мячик, дружочек, орешек, кусочек, носик .Снежок, ручонка, девчонка, сучок, зайчонок, подушечка, крошечка, лужок, собачонка.
1. Объявление темы
2. Цель
3. Мотивация
4. Объяснение. Слайд.
1) Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий.
(потому что), (вторичное указывает на причину того )
2) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.
(а именно), (вторичное поясняет первое)
3) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки
( как?), (вторичное дополняет смысл первого, распространяя один из членов в первой части, опуская слова: и увидел, и услышал, и почувствовал ).
5. Работа с учебником.
Самостоятельная работа
- Когда ставим двоеточие в бессоюзных сложных предложениях?
6. Закрепление нового материала: упр. № 502
РАБОТА В ГРУППАХ,
7. Составить предложение из двух простых (сложноподчиненное, а потом - бессоюзное).
1)Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут.
2)Я понимаю. Успеть к теплоходу нельзя.
3)Выходить в море никто не решался. Был сильный ветер.
8. Слайд. Проверка текста
III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Какие предложения называются бессоюзными?
- Когда ставим двоеточие в бессоюзных сложных предложениях?
IVДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стр. 157. Упр. № 343.
Инд. Задание. Выписать из худож. текста 6 бессоюзных предложений по данной теме.