Урок по русскому языку на тему: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 
Тема  урока:   Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
 
Цели урока: 
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями бессоюзного предложения и постановкой в нем двоеточия.
 
Развивающая: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП с двоеточием, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложения.
 
Воспитательная: воспитать интерес к изучению русского языка.
 
  Оборудование:  таблицы, учебник, мультимедийная доска, микрофон.
 
                                                       ХОД  УРОКА
 
I   ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 1.  Задание по  карточке
1)    Расставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении:
А) Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, чирикают воробьи. Порой набегает ветер под его порывами качаются вершины деревьев.
Б) Здесь тучи смиренно идут надо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят  водопады.
 
2)    Рассказать о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Привести примеры.
 
II   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
      Орфографическая    разминка. Объяснение цепочкой.
Вол – не – нье, свер – нуть – ся, во – круг, спот – кнул – ся, при – грел, при – об – рел, на – строй – щик, объ – ехал, апел – ля – ция, ис – кус – ство.
Сыночек,  мячик, дружочек, орешек,  кусочек, носик .Снежок, ручонка,    девчонка, сучок, зайчонок,  подушечка, крошечка, лужок, собачонка.
 
1.      Объявление темы
2.     Цель
3.     Мотивация
4.     Объяснение. Слайд.
1)     Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий.
(потому что),  (вторичное  указывает на причину того )           
2)     Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.
(а именно),  (вторичное поясняет первое)
3)     Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки
( как?),  (вторичное дополняет смысл первого, распространяя один из членов в первой части, опуская слова: и увидел, и услышал, и почувствовал ).
 
5.     Работа с учебником.
Самостоятельная работа
       -    Когда ставим двоеточие в бессоюзных сложных предложениях?
 
6.     Закрепление нового материала: упр. № 502 
 
РАБОТА В ГРУППАХ,
7.     Составить предложение из двух простых  (сложноподчиненное, а потом  -  бессоюзное).
1)Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут.
2)Я понимаю. Успеть к теплоходу нельзя.
3)Выходить в море никто не решался. Был сильный ветер.
       8.  Слайд. Проверка текста
 
III    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
   -   Какие предложения называются бессоюзными?
   -   Когда ставим двоеточие в бессоюзных сложных предложениях?
 
IVДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ
        Стр. 157. Упр. № 343.
        Инд. Задание. Выписать из худож. текста 6 бессоюзных предложений по    данной теме.