Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, изъяснения (9 класс)


Тема:
«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, изъяснения»
 
Цель урока: сформировать
у учащихся представление о бессоюзных сложных предложениях со значением
причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в
бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
образовательные:
-усвоение
обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
-формирование умений
устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного
предложения;
- повторение случаев
постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;
-формирование умений составлять схемы БСП;
развивающие:  развитие  коммуникативной  компетентности
учащихся;
воспитательные: воспитывать интерес,
любовь к русскому слову.
 
Методы урока: словесный, практический
Тип урока: изучение нового материала
Форма: лингвистическая экспедиция
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки, листы с заданиями.
 
Ход урока
I.
Организационный момент.
Психологический
настрой на урок – СЛАЙД№1
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,
ответил: «Все в твоих руках».
Ребята,
сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные
оценки.
 
II.  Актуализация знаний и умений.
Запись
числа, классной работы - СЛАЙД№2
 
Начнём
работу с повторения изученного, разбора тестовых заданий ВОУД. Перед вами на
доске предложение - СЛАЙД№3
    
Желая выделить мысль, привести
слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание,
надо использовать знаки препинания.
     
1.  Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ
синонимом (верное, необходимое).
     
2.  Подберите антоним к слову
лёгкость (тяжесть).
      
3.  Выпишите слово с орфограммой:
«Приставка при- пишется, если имеет
значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,
прибавление» (привести).
      
4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование
(правильное соотношение, правильное звучание).
      
5. Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и
дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто
желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе
лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)
А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит
так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в
правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»
Проверка - СЛАЙД№4
Самооценивание(все
правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки - 2)
 
III. Вхождение в
тему урока.
 
1) Проверка домашнего задания.
Задаю
учащимся вопрос: СЛАЙД№5
--Разъясните  анатомическо-арифметический парадокс. Какая
ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла? (на слайде запись:
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать)
---О
чем говорит данный пример?
--От
чего зависит постановка знаков препинания?
--Как
связаны между собой простые предложения? 
(интонационно, бессоюзная связь)
Записать предложение правильно на доске, произвести синтаксический
разбор
 
Вывод: перед нами БСП. Мы с вами на предыдущих
уроках изучили тему «Виды БСП»
Заполнить таблицу:
 
Таблица.
Запятая, точка с запятой Тире Двоеточие
БСП со значением
перечисления БСП со
значением противопоставления БСП со
значением пояснения
БСП  со значением времени БСП со
значением времени БСП со
значением изъяснения
  БСП со
значением условия БСП со
значением причины
  БСП со
значением следствия  
 
Проверка  - СЛАЙД№6
Какая
колонка осталась пустой?
 
СЛАЙД№7
Записываем тему
урока: «Бессоюзные
сложные предложения со значением причины, пояснения, изъяснения»
А
сейчас мы отправляемся в лингвистическую экспедицию.
 
2) Словарная
работа (у доски один ученик):
Значение слова - Толковый
словарь Ожегова.
Экспедиция -
1.- В
царской России: название некоторых государственных учреждений или их отделов 
2. - группа
участников такой поездки 
Пример: Член экспедиции.
 3.- поездка группы
лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием 
Пример: Научная э. Спасательная э. Военная э.
Отправиться в экспедицию.
4. - учреждение или
отдел учреждения, ведующее отправкой, пересылкой чего-нибудь 
Пример: Газетная э. почтамта.
Инструктаж  (от франц. instruire — обучать, наставлять),
-
вид объяснения и предъявления задания преподавателем.
Толковый словарь
русского языка. Д.Н. Ушаков
Компетентность - осведомленность,
авторитетность. Компетентность в вопросах
политики.
 
У
каждого из вас есть лист исследователя и необходимый материал. На каждом этапе
экспедиции вы подводите итог своим наблюдениям, поискам и оцениваете работу
свою.
1-ый
этап экспедиции – «Инструктаж».
 
На
слайде текст. СЛАЙД№8 Прочитайте, выделите ключевые
слова по теме урока.
-Сформулируйте
задачи урока. Текст такой.
Бессоюзные
сложные предложения удивительны. Они отличаются лаконичностью, эмоциональностью.
БСП помогают писателям и публицистам ярче, экспрессивнее выразить мысль. БСП
требуют правил «хорошего пунктуационного поведения» -  это связано с определением смысловых
отношений между их частями, с интонационным разнообразием.
Самостоятельно
составлять БСП трудно, так как неправильная постановка знаков препинания может
привести к искажению смысла.
Беседа.
---Какие
предложения по строению использованы в тексте?
---Найдите
БСП, объясните постановку тире. СЛАЙД№9
 
IV. Изучение
нового.
2-ой
этап «Наблюдение».
СЛАЙД№10
Изучаем
параграф №18, стр.188-189. (самостоятельная работа учащихся).
--Назовите
основные особенности БСП со значением причины, дополнения, пояснения.
Дополнения
учителя:
В бессоюзном сложном предложении между частями
ставится двоеточие:
Если имеются
глаголы видеть, понимать, слышать,
смотреть, узнать, думать, чувствовать и др., то между частями сложного
предложения можно вставить союз что;
если же имеются
глаголы выглянуть, взглянуть, оглянуться,
прислушаться, посмотреть, т. е. глаголы, не способные присоединять
изъяснение непосредственно, то можно вставить сочетания
и увидел, что; и
услышал, что; и почувствовал, что и др.: Я
сразу понял: петух был где-то здесь. Он осторожно разлепил склеившиеся веки и
посмотрел вперед, как лунатик: за снежной пургой в кромешной темноте пылало три
огня.
СЛАЙД№11
Примечание 1. При глаголах, выражающих чувственное
восприятие, возможна и постановка запятой — если пишущий не намерен выразить
предупреждение: Слышу,
с полей донеслась жалейка, ветер дыханье полей принес (Лис).
Примечание 2. В бессоюзном сложном предложении при
обозначении пояснения, причины, обоснования, изъяснения допустимо употребление
тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике).
Вот, в частности, примеры из произведений К. Паустовского:
Однажды зимой вышел я и слышу — стонет кто-то за
оградой.
Примечание 3. Двоеточие употребляется в тех
синтаксических условиях, где может наиболее проявиться его
разъяснительно-пояснительная функция, например в двучленных конструкциях с
именительным падежом в обеих частях, которые строятся по схеме: название общей
проблемы и конкретизирующие ее частные детали; место  и событие и т. п. Такие конструкции
распространены в заголовках, особенно в названиях рубрик газет: Критика: обратная связь; Мировые проблемы: пути
решения; Александр Блок: неизданное наследие; Коммунальная служба: ключи и
резервы; Телевидение: программа на неделю; Высшая школа: еще один взгляд на
студенческое самоуправление.
Примечание 4. Двоеточие обязательно в сложных
предложениях, в которых вторая часть, пояснительная, представляет собой
сложноподчиненное предложение: Потом мне стало
ясно: чтобы лучше понять людей, надо жить среди них.
 
 Схемы БСП с двоеточием - «проверочные» слова –
стр. 190 учебника.
---Дополните
3 колонку своей карточки новыми сведениями.
 
V. Применение
новых знаний, закрепление изученного.
3-ий
этап «Поиск».
СЛАЙД№12
 
На
листе «8 шагов» даете ответы на поставленные утверждения «да+» или «нет-».
 
№ Утверждение + -
1 БСП
состоит из двух простых предложений. -
2 В
состав БСП входят главное предложение и одно или несколько  придаточных. -
3 Смысловые
отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных +
4 Простые
предложения  в составе БСП всегда
равноправны. -
5 Бессоюзное
сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с
помощью интонации +
6 Части
бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых
отношениях +
7 Смысловые
отношения в БСП отражаются в постановке знаков препинания на письме, а в
устной речи – интонацией +
8 В
бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие
на письме. +
 
---Проверьте
себя по эталону, смотрим СЛАЙД№13. Оцените свою работу.
(все
правильно – 5, 3 ошибки – 4, 4 ошибки - 3)
 
4-ый
этап экспедиции – этап «Находка».
 Выполнение упр.419, стр.190 учебника. Задание СЛАЙД№14:
переписать, расставляя недостающие знаки препинания. Определить вид бессоюзных
СП (1-2 – 1 ряд,4-5 – 2 ряд, 8-9 – 3 ряд).
Учащиеся
записывают предложения в тетради
---Проверьте
себя по ключу, см. СЛАЙД№15
---Какие
возникли у вас затруднения,  с чем они
связаны? (говорят о затруднениях своих).
 
5-ый
этап «Эврика».
Проводим
лингвистический эксперимент. СЛАЙД№16
Задание:
 Переведите
представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с
придаточными причины, пояснения  и изъяснения,
проанализируйте смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.
1)
Печален я: со мной друга нет.
2)
Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.
3)
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
 
--Какой
вывод? (Предложения стали более длинными, логически завершенными; не чувствуется
такого напряжения, эмоционального волнения.)
 
ФИЗМИНУТКА!!!! (видео о русском языке)
 
VI. Контроль
знаний.
6-ой
этап «Компетентность».
СЛАЙД№17
Проверьте
себя, как вы разобрались в этой теме. Выполняете разноуровневыйтест-соответствие. Уровень выбираете сами.
 
Сложный уровень А
 
ЗАДАНИЕ 1
Выделите части БСП,
укажите отношения между ними:
1) Обломов обернулся:
на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством. (И.Г.)
______________________________________________________________________________________________________
2) Вскоре и вечера
надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться. (И.Г.)
______________________________________________________________________________________________________
3) Мы взглянули друг на
друга: нас поразило одинаковое подозрение... (М.Л.)
 ______________________________________________________________________________________________________
 
ЗАДАНИЕ 2
Укажите правильное
объяснение пунктограммы:
Варвара прислушалась _ донёсся шум
вечернего поезда, подходившего к станции. (А.Ч.)
А – БСП со значением
перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное
определение
Б – БСП со значением
перечисления, ставится запятая
В – в БСП ставится
двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
Г – в БСП ставится
тире, так первая часть указывает на время
 
ЗАДАНИЕ 3
Выберите правильное
объяснение пунктограмм:
А если это так будет продолжаться (1) то я
сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)
1:
а) запятая между
частями БСП со значением перечисления
б) запятая между
частями СПП
в) запятая между
однородными членами
2:
а) запятая между
частями БСП со значением перечисления
б) двоеточие между
частями БСП, вторая часть указывает на причину
в) тире между частями
БСП, вторая часть указывает на следствие
3:
а) запятая между
частями БСП со значением перечисления
б) двоеточие между
частями БСП, вторая часть указывает на причину
в) тире между частями
БСП, части противопоставляются
 
Ответы:
Задание
1: 1-изъяснение;
2-причина; 3-пояснение; 4-пояснение; 5-причина.
Задание
2:
– А
Задание
3:  1-б, 2-б, 3-в
 
Средний уровень Б
1. Определите
бессоюзное сложное предложение
1)
Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То
солнце светит, то идёт дождь.
3)
Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4)
Там счастье не диво, где трудятся красиво.
2. Какие
отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Через секунду
произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.
1)
отношения перечисления
2)
отношения условия
3)
отношения причины
4)
отношения пояснения
3. Двоеточие
между частями БСП ставится, если:
1)
второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом
предложении;
2)
содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;
3)
первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во
втором предложении;
4)  второе предложение (или несколько
предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание
4. Укажите неверное
утверждение.
1) Между
предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки:
запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
2) Если
второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то
между частями БСП ставится двоеточие
3)
Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты
4) Если
второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов,
то между частями БСП ставится тире
5. Укажите БСП со значением причины (знаки
препинания не расставлены).
1) Не легко вырастить
плодовое дерево много оно требует труда и заботы
2) Молвит слово соловей
поет
3) Выглянуло солнце и
сразу потеплело
4) На улице холодно и
надо одеться потеплее
 
Ответы: 1-1; 2-4; 3-1; 4-4; 5-1.
 
---Самопроверка
по ключу. СЛАЙД№18 Самооценка.
 
VII. Домашнее задание СЛАЙД№19
§18,
стр. 188-189, упр. 420, стр. 190
 
VIII.  Подведение
итогов урока. Рефлексия.
Экспедиция
наша подошла к концу. Подведем итоги. (Учащиеся оценивают свою работу на уроке,
а затем учитель оценивает работу учащихся) СЛАЙД№20
 
Рефлексия
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»  Учащиеся на листе А4 обводят свою руку и
записывают на пальцах свои выводы. СЛАЙД№21
М (мизинец) – мыслительный
процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость
цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние
духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга,
помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость,
физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для
своего здоровья?
 
СЛАЙД№22
---Благодарю
за урок.