Конспект урока Тире в бессоюзном сложном предложении
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект урока
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Вид урока: изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков 5-й урок по теме «Знаки препинания в БСП»
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- « Верно – неверно»
- кластер;
- анкетирование.
Цели урока
образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
-развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование:
компьютерная презентация, учебник, рабочий лист.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Скажите, пожалуйста, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература?
-Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных?
-А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия?
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Вопросы учителя:
-Откуда у вас сведения о бессоюзном сложном предложении?
Ответы учащихся:
-Прочитал в учебнике.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника и др.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Сегодня мы познакомимся со случаями постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Задание 1
Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.
Внимательно читайте утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-».
«Верно – неверно»
Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. -
Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,) -
В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания (;) -
Если в предложении вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает содержание первой части, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие +
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой с помощью интонации и по смыслу +
Отобразите с помощью схем ( в тетради и на доске) постановку знаков препинания в БСП.
[ ],[ ]. 2) [ ];[ ]. 3) [ ]:[ ]. 4) [ ] - [ ].
Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП?
Готовясь к уроку, я просмотрел несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидел, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.
III. Стадия осмысления.
Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».
- Прежде чем перейти к новой теме, вспомним известные нам случаи постановки тире?
(Постановка тире в простом предложении).
Человеком стать – большое искусство.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном.
Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
Жить – Родине служить.
Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
Изучение новой темы
Наблюдение
Рассмотрим следующие предложения. Понаблюдаем, когда тире в БСП ставится
Я гость, а вы хозяин. (Противопоставление)
Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. (Быстрая смена событий)
Если любишь кататься , то люби и саночки возить. (Условиие)
Когда настанет утро, двинемся в путь. (Время)
Молвит слово, как будто соловей поёт. (Сравнение)
Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! (Следствие)
Закрепление изученного
Смотрели ли вы Церемонию закрытия Олимпиады в Сочи?
Закрытие Олимпиады должно было показать, какой Россию, русскую культуру видят иностранцы. Отсюда рояли, балет, литература и цирк — то, благодаря чему нашу страну знают в остальном мире. Девочка Люба продолжала свое путешествие, начатое во время открытия 22-х зимних Олимпийских игр, уже не одна, а вместе с друзьями Валентиной и Юрой. Они плыли на лодке в сопровождении глашатаев света, проходили через ожившие картины Марка Шагала, мимо 62 кружащихся в танце роялей во главе с Денисом Мацуевым, который исполнял Концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, сквозь представления «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Дети смотрели, как артисты цирка раскладывали и за 60 секунд собирали гигантский цирк шапито, вспоминали великих русских писателей.
Первичное закрепление
Задание 2
Русскую культуру невозможно представить без русской литературы.
Предлагаю вам для анализа предложения из произведения великого русского писателя и поэта.
Определите условия постановки тире в следующих предложениях
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление)
2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату. (Время)
3.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. (Следствие)
4.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время)
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились. (Противопоставление)
Из какого произведения эти предложения?
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Задание 3
Цифровой диктант с последующей самопроверкой
Народная мудрость стала отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки.
Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.
1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Противопоставление)
2) Наука даром не даётся - наука трудом берётся. (Противопоставление)
3) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Условие)
4) Есть терпение - будет и умение.(Время)
5) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)
6) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.( Следствие)
7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)
8) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)
9) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)
10) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Противопоставление)
Противопоставление Условие Время Следствие
1,2,7,8,10 4,3,5,9 4 6
IV. Стадия рефлексии
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Учитель:
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаков препинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Предлагаю вам ещё раз вспомнить условия постановки тире и полученные сегодня сведения оформить в виде схемы (кластера)
Тире в БСП ставится, если между частями отношения
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
то, что известно БСП; узнали о случаях постановки тире в БСП;
2)Что делали?
- сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные нами;
- закрепляли знания через применение их на практике.
Домашнее задание (на выбор)
Из изучаемого произведения русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.
Составить текст «Почему я люблю свой город».
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен3.Урок для меня показался коротким / длинным4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен