Методическая разработка урока русского языка по теме Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 9-й класс
Методическая разработка урока русского языка по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс
Лисицына Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Класс: 9.
Предмет: русский язык.
Учебник: “Русский язык .9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С.Барова, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва; под научной редакцией А.А.Леонтьева. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, 2012.
Название раздела, темы. Синтаксис. Бессоюзное сложное предложение.
Цели урока.
Образовательные: выявить условия постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения.
Практические: начать формирование пунктуационного навыка – разделять двоеточием части бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, уважения к человеку, интереса и сознательного отношения к русскому языку.
Развивающие: совершенствовать умения
- формулировать проблему;
- самостоятельно определять цели своего обучения;
- планировать пути их достижения;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить умозаключение;
- создавать, применять знаки, символы, схемы для решения учебных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Прогнозируемые результаты:
предметные: предполагается понимание учащимися отделительной (разделительной) функции пунктуационного знака “двоеточие”, знание условий постановки этого знака в бессоюзном сложном предложении, закрепление навыка анализа смысловой связи между частями сложного предложения и выбора соответствующего знака препинания;
личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания, проявление интереса к изучению темы, проявление уважения к окружающим;
метапредметные:
а) познавательные УУД: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, извлечение необходимой информации и её использование в практической деятельности, структурирование знаний;
б) коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации;
в) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, самоконтроль и самооценка.
Средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран, диск с презентацией Microsoft Power Point, листы бумаги А3, фломастеры, магнитики, магнитная доска, учебник, рабочие тетради.
Межпредметные связи: художественная литература.
Ход урока
Анализ этапов урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Оргмомент.
2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью.
3. Тема урока не называется, ученики сформулируют её самостоятельно в процессе наблюдения над языковым материалом.
4. Открытие нового знания.
4.1. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
Анализ предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста.
Анализ текста – один из основных ресурсов развития универсальных учебных действий.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Формулирование проблемы
Определение темы урока и постановка цели деятельности
Выдвижение версий решения проблемы
Проверка версии путем выполнения продуктивного задания
“Открытие” нового знания
4.2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. (По учебнику Бунеевых – стр.136; по учебному комплексу Бабайцевой – стр.225; по учебнику Бархударова –стр.61.)
Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Включение нового материала в систему знаний и повторение
Воспроизведение изученного материала
5. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Включение учеников в деятельность.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации.
- Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова:
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.)
- Согласны? Запишите предложение, сделайте его пунктуационный разбор.
Демонстрирует слайд с предложением на доске.
- Как вы объяснили знаки препинания в этом предложении?
- Сверьте свои схемы с записью на доске. Все ли знаки препинания объяснены с помощью схемы?
Оценивает ответ ученика.
- Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А.П.Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания.
- Прочитайте выразитель-но записанное предложение. Какая интонация предупре-ждает о постановке двоеточия?
- К выделяющим или отделяющим знакам препинания относится двоеточие?
- Прочитайте, пожалуй-ста, рассказ В.Бочарникова. (Текст проецируется с помощью компьютера на доску или раздаётся на каждую парту)
Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. Снял я с вершинки ветку, брошенную недруже-любной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. Сказал: “ Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.
Через неделю шёл я той же дорогой. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.
- О чём этот рассказ? Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П.Чехова?
Сформулируйте тему и главную мысль рассказа.
- Какой художественный приём использует автор в данном повествовании, чтобы мы поняли его мысль?
- Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово “подмога”?
- Почему автор отдаёт предпочтение просторечному слову?
- Найдите в тексте бессоюзные предложения.
- По каким признакам вы их нашли?
- Есть ли ещё какие-нибудь особенности у этих предложений?
- Какой же возникает вопрос?
- Запишите этот вопрос как тему урока: когда в БСП ставится двоеточие?
Делается запись темы урока на доске.
- Какой будет цель урока?
- Какие у вас будут версии, предположения? От чего может зависеть выбор знака препинания в БСП?
- А как их определить?
-Сделайте это. Выпишите из рассказа БСП и поставьте смысловые вопросы.
- Все ли справились с заданием? Что вызвало затруднение?
- Как в этом предложении части соотносятся между собой по содержанию?
- Прочитайте вопрос, ставший темой нашего урока. Сформулируйте ответ на него, то есть назовите условия постановки двоеточия в БСП.
- Прочитайте текст пара-графа и сравните соб-ственные выводы с положениями правила.
- Выделите в тексте микротемы. Как они соотносятся с условиями постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения?
- Назовите ключевые слова в каждой части.
- В каких случаях БСП можно заменить синонимичным сложноподчиненным предложением?
- Есть ли способ проверки третьего условия постановки двоеточия?
- Вернемся к началу нашего урока. Есть ли что-то общее в правилах постановки двоеточия в простых, бессоюзных сложных предложениях и предложениях с прямой речью?
- А теперь поработайте в парах. Оформите графически, с помощью схем правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении
- Предъявите ваши схемы и расскажите по ним правило постановки двоеточия в БСП.
- Какая из схем, на ваш взгляд, наиболее ясно и полно передает содержание правила?
Задания необходимого уровня.
1. - Прочитайте записанные на экране предложения. Определите, какое из положений правила иллюстрирует каждая группа примеров. Первый ряд должен записать предложения, иллюстриру-ющие первое положение правила, второй – второе, третий – третье. Не забудьте расставить знаки препинания.
Предложения для анализа:
1. Услышь сама земля поёт под толщей снеговою (Шеф.). Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает (Т.).
2. Я доверяю любящим они великодушны (Пауст.). Над Герасимом глумиться не все решались он шуток не любил (Т.).
3. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты (П.) Большинство сходилось на одном старые законы не годятся (Фад.).
2. Объяснительный диктант, объяснение причины постановки знака препинания дать в скобках.
Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо (причина).
Я взглянул на небо и увидел: стали загораться звезды (дополнение, пояснение).
Ночная тишина изредка нарушается: ветка хрустнет под ногами или ветер прошумит в верхушках деревьев (раскрывает содержание ).
К вечеру пошёл дождь, подул ни с чем не сравнимый невский ветер (одновременность событий).
- Кто всё написал и объяснил правильно?
- Почему в последнем предложении надо ставить запятую, а не двоеточие?
Задание программного уровня.
- Замените бессоюзные предложения синони-мичными сложнопод-чиненными.
1. Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.
2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка.
3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.
- Как вы думаете, почему нужно уметь производить такую замену?
- Пришло время подвести итоги урока. Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении?
-Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?
- Заполните, пожалуйста, оценочный лист.
1. Составьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП.
2. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака или выполните упражнение 208.
Включение в работу, мобилизация внимания, самоопределение.
Записывают, делают пунктуационный разбор.
Ученик: это простое предложение с однородными подлежащими и обобщающим словом “всё”. Так как обобщающее слово стоит перед однородными членами, то оно отделяется двоеточием. А однородные члены, соединенные повторяющимся союзом “и”, разделяются запятыми. В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка.
Чертит на доске схему предложения.
Ребята сверяют свою работу с записью на доске.
Записывают предложение с прямой речью: Замечательный русский писатель А.П.Чехов писал:
“В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
Объясняют: прямая речь заключается в кавычки, после слов автора ставится двоеточие.
Перед двоеточием голос понижается, делается пауза. Это интонация пояснения.
Ученики: двоеточие относится к отделяющим знакам. Оно отделяет слова автора от прямой речи и обобщающее слово от однородных членов предло-жения.
Один из учеников читает текст вслух.
- Это рассказ о человеке с прекрасной душой, добром, отзывчивом, любящем природу; о том, как благотворна помощь.
(Помощь ёлочке. Человек помог ёлочке, и ёлочка порадовала его своей красотой).
- Автор использует олицетворение, создавая образ ёлочки, наделяя её человеческими качествами (беззащитность, наивность, смелость)
Подмога – помощь.
- Оно делает повествование более непринуждённым, характеризует рассказчика как простого человека, наделённого добрым юмором.
Читают бессоюзные предложения.
- В этих предложениях по две основы, части связаны без помощи союзов, только интонацией.
- Части в них разделены не запятой, как в других сложных предложениях, а двоеточием.
- Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие?
Записывают тему урока в тетради.
- Цель – определить условия постановки двоеточия в БСП
- Возможно, выбор знака зависит от смысловых отношений между частями БСП.
- Наверное, можно задать вопрос от одной части к другой.
Самостоятельное выполнение задания
Она поразила меня ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике.
Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога.
- Трудно задать вопрос в последнем предложении: “Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки”.
- Вторая часть поясняет, что именно увидел человек. Описание ёлочки конкрети-зируется, детализируется.
- Между частями БСП ставится двоеточие, если
второе предложение указывает на причину, или дополняет смысл первого, или поясняет, раскрывает содержание первого.
Читают изучающим чтением.
Выделяют микротемы и говорят, что микротемы определяются количеством условий – их три.
- Двоеточие; указывает на причину; дополняет, поясняет смысл первой части; раскрывает содержание первой части.
- БСП можно заменить СПП с придаточным причины или изъяснительным в двух первых случаях.
- БСП с пояснением можно заменить предложением с союзом “а именно”.
- Общее есть. Двоеточие обозначает во всех случаях пояснительные отношения. Всем предложениям с двоеточием свойственна пояснительная интонация: понижение голоса перед двоеточием и пауза.
Работа в парах. На листах формата А3 чертятся схемы.
С каждого ряда вызывается по паре учащихся. Они размещают лист со схемой на доске и рассказывают правило.
Дают оценку предъяв-ленным работам. Учитель ставит отметки учащимся, отвечавшим у доски.
Выполняют работу в тетрадях. Проверка проводится с помощью доски, на которую проецируется слайд с выполненной работой.
1 ряд: 2
2 ряд: 1
3 ряд: 3
Записывают, после чего следует самопроверка с помощью экрана.
При проверке следует обратить внимание на отсутствие запятой между однородными предложе-ниями, соединенными непо-вторяющимся союзом “или”.
- Если в частях БСП говорится об одновремен-ных событиях, то нужно части разделять запятой.
Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.
Погода сегодня будет приятной, потому что на небе нет ни облачка.
Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.
-Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП.
- Выбор объясняется смысловыми отношениями между частями БСП.
Дают ответы на вопросы.
Заполняют оценочный лист:
1. Комфортно ли вам было на уроке?
2. Поняли ли вы тему урока?
3. Требовалась вам помощь
а) учителя,
б) соседа по парте?
4. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
5. Оцени работу соседа по парте.
6. Оцени работу учителя.
Записывают задание, задают вопросы, связанные с его выполнением.
.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215