Доклад по теме «Социализация личности младшего школьника как способ формирования механизмов УУД через ВД в рамках ОС «Школа 2100»»


Перевозчикова Е.Е.,
руководитель ШМО нач/классов
МБОУ МСШ, г. Саяногорск,
Республика Хакасия
«Социализация личности младшего школьника как способ формирования механизмов УУД через ВД в рамках ОС «Школа 2100»»
Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.”Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Необходимым условием социализации личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса.
Воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Необходимо отметить, что содержание процесса социализации определяется тем, что общество заинтересовано в том, чтобы члены общества:
· овладевали ролями мужчины или женщины (успешная поло-ролевая социализация);
· могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация);
· создали прочную семью (усвоили семейные роли);
· были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.
Вышеперечисленные условия социализации и характеризуют человека как объект социализации, но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Какие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе?
Это такие социальные качества:
· Товарищество. Уважение к старшим.
· Доброта. Честность.
· Трудолюбие. Бережливость.
· Дисциплинированность, соблюдение порядка.
· Любознательность. Любовь к прекрасному.
· Стремление быть сильным, ловким.
Эти социальные качества развивались через различные формы работы:
· В учебной деятельности - интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
· Во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Исходя из того, что в период младшего школьного детства ведущей деятельностью является учение, а личностными новообразованиями - самооценка, произвольное целеполагание и осознание принадлежности к обществу, деятельность по социализации младших школьников необходимо строить по 3 основным направлениям:
· обучение.
· воспитание.
· управление качеством образования на локальном уровне.
Таким образом, социализация младших школьников средствами педагогики способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.