Программа и КТП по русскому языку для 3 класса по программе школа 21 века автор Иванов 
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»
Принято
на заседании 
педагогического совета
протокол №1  от  30.08.2016г 
Утверждено
Директор МОБУ СОШ №2
_____________ /Л.А. Сухова/                «_____»__________20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Русский язык»
3 «А» класс
начальное общее образование
Разработана: учителем начальных классов высшей категории
Мерзликиной Лилией Михайловной
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изм.)
2. Приказа  министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40936).
3. Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2 (утвержденой директором школы приказ №192 от 31.08.2015г).
4. Учебного  плана муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2» на 2016- 2017 учебный год.
Программа обеспечена учебником  для учащихся общеобразовательных учреждений Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: в 2 ч. Ч. 1, 2  – М.: Вентана-Граф, 2013
Объем программы: программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели по 5 часов): 154 часа по учебнику и 16 часов – резервные уроки, на которых осуществляется повторение, закрепление изученного материала, а так же проверка знаний учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать свои эмоции
– сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая
технология.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других всоответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать различные виды текстовой информации;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы по русскому
языку в 3-ем классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
·
·имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
·
·виды предложений по цели высказывания и интонации;
·
·главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
·
·собственные имена существительные;
·
·личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
·
·грамматическую основу простого двусоставного предложения;
·
·в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
·
·определять род изменяемых имен существительных;
·
·устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
·
·задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
·
·определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
·
·устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
·
·находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
·_использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
·
·подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
·
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
·
·безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
·
·проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
·
·составлять план собственного и предложенного текс та;
·
·определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
·
·корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
·
·составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
·
·приставки, оканчивающиеся на з, с;
·
·непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
·
·буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
·
·буквы и, ы после ц в различных частях слов;
·
·мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
·
·безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
·
·буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
·
·безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
·
·раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
·
·знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
·
·проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно
выделяемыми морфемами);
·
·устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
·
·склонять личные местоимения;
·
·различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
·
·находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
·
·самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
·
·разбирать по членам простое двусоставное предложение;
·
·применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
·
·применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
·
·применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;
·
·при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах;
·
·писать подробные изложения;
·
·создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
·
·соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Содержание учебного предмета
Содержание программы  3 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч) 
Фонетика.Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова.Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу  (4 ч).
Синтаксис(18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
 Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы.Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректированиетекстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание,рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
Тематическое планирование
№ п\п
Тема раздела 
Всего часов 
                              В том числе на
уроки 
лабораторно – практические работы
контрольные работы
1.
Фонетика
3
3
2.
Синтаксис 
18
16
2
3.
Состав слова
4
4
4.
Морфология 
37
35
1
2
5.
Правописание
53
45
4
4
6.
Развитие речи
30
30
7.
Повторение
25
23
2
Всего
170
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано
Заместитель директора по УР
____________/ Шошина И.А./
«_____»__________20____г
Утверждено
Директор МОБУ СОШ №2
_____________ /Л.А.Сухова/                «_____»__________20____г
Календарно – тематическое планирование 
по русскому языку
для 3 классов
учитель: Мерзликина Лилия Михайловна
Используемые учебники:    (Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2  – М.: Вентана-Граф, 2013)
Количество часов в год:      170
Количество часов в неделю:      5
Количество контрольных работ:   8
Количество практических работ:    5                                                                  
                                                     2016-2017 учебный год
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов         
  Дата по плану
Дата по факту
Как устроен наш  язык. Повторяем фонетику
1 ч.
Правописание.
Правила  написания большой буквы
1 ч.
Как устроен наш  язык. Фонетический анализ слова
1 ч.
Правописание. 
Правила  переноса слов
1 ч.
Развитие речи.
Повторяем: текст, его признаки и типы
1 ч.
Как устроен наш  язык. Фонетический анализ слова
1 ч.
Правописание. Правила обозначения гласных после шипящих
1 ч.
Как устроен наш  язык. Состав слова
1 ч.
Правописание. Правописание  безударных гласных в корне слов
1 ч.
Развитие речи. Признаки  и типы текста
1 ч.
Как устроен наш  язык. Разбор слова по составу
1 ч.
Входной контрольный диктант 
1 ч.
Работа над ошибками
Правописание. Повторяем изученные орфограммы
1 ч.
Правописание. Правописание  согласных в   корне
1 ч.
Как устроен наш  язык. Словообразование 
1 ч.
Правописание. Правописание  непроизносимых согласных в корне слова
1 ч.
Развитие речи. Текст и его заглавие
1 ч.
Как устроен наш  язык. Разбор слова по составу и словообразование
1 ч.
Правописание. Вспоминаем правописание суффиксов
1 ч.
Правописание. Повторяем правописание приставок
1 ч.
Развитие речи. Заглавие и начало текста
1 ч.
Как устроен наш  язык. Предложение и его смысл. Слова в предложении
1 ч.
Как устроен наш  язык. Виды предложения по цели высказывания и интонации
1 ч.
Как устроен наш  язык. Последовательность предложений в тексте
1 ч.
Развитие речи. Деление текста на абзацы
1 ч.
Как устроен наш  язык. Главные члены предложения
1 ч.
Словарный диктант Правописание.
Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков
1 ч.
Как устроен наш  язык. Главные члены предложения
1 ч.
Правописание. Учимся писать приставки
1 ч.
Правописание. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-
1 ч.
Как устроен наш  язык. Подлежащее
1 ч.
Как устроен наш  язык. Сказуемое
1 ч.
Правописание. Правило  правописания согласных в   корне
1 ч.
Как устроен наш  язык. Сказуемое
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать письма
1 ч.
Как устроен наш  язык. Второстепенные члены предложения
1 ч.
Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение»
1 ч.
Работа над ошибками
1 ч.
Как устроен наш  язык. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
1 ч.
Обстоятельство.
1 ч.
Правописание. Учимся писать приставку с- язык. 
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать письма
1 ч.
Как устроен наш  язык. Определение.
1 ч.
Определение
1 ч.
Правописание.Повторение и закрепление изученных орфограмм.
1 ч.
Правописание.
Учимся писать слова с двумя     корнями.     
1 ч.
Как устроен наш  язык. Определение.
1 ч.
Правописание.             Запоминаем соединительные гласные О, Е.
1 ч.
Развитие речи.Учимся писать  письма.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Дополнение буквы 
1 ч.
Дополнение.
1 ч.
Правописание. Учимся   писать О, Ё после шипящих в корне слова.
1 ч.
Учимся   писать О, Ё после шипящих в корне слова.
1 ч.
Развитие речи.Учимся писать  письма.
1 ч.
. Как устроен наш  язык. Однородные  члены  предложения.
1 ч.
Контрольная     работа по   теме:  «Простое предложение»
1 ч.
Работа над ошибками. Правописание Учимся обозначать  звук Ы    после звука   Ц
1 ч.
Как устроен наш  язык. Однородные  члены  предложения.
1 ч.
Правописание.
Знаки препинания при однородных  членах предложения.
1 ч.
Развитие речи.Учимся писать   письма
1 ч.
Как устроен наш  язык. Однородные  члены  предложения.
1 ч.
Правописание.
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами     
1 ч.
Как устроен наш  язык. Однородные  члены предложения.
1 ч.
Правописание.
Учимся ставить знакипрепинания в предложениях с однородными членами
1 ч.
Развитие речи.Учимся писать письма
1 ч.
Как устроен наш  язык.  Повторяем фонетику и состав слова.
1 ч.
Правописание. Словарный    диктант.Повторение изученных орфограмм. 
1 ч.
Как устроен наш  язык. Части    речи.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Самостоятельные    и служебные части    речи.
1 ч.
Развитие речи. Текст  и его заглавие.
1 ч.
Как устроен наш  язык.. Имя  существительное
1 ч.
Правописание. 
Повторение изученных орфограмм.
1 ч.
Развитие речи.Учимся писать  изложение
1 ч.
Как устроен наш  язык. Род имён существительных
1 ч.
Как устроен наш  язык. Род имён существительных.
1 ч.
Развитие речи.Учимся писать    изложение
1 ч.
Итоговый диктант  по теме «Правописание изученных орфограмм»
1 ч.
Правописание. Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм.
1 ч.
Как устроен наш  язык. 
Число      имен      существительных
1 ч.
Правописание. 
Правописание     мягкого     знака после шипящих  у  имен  существительных.
1 ч.
Правописание. 
Правописание     мягкого     знака после шипящих у    имен  существительных.
1 ч.
Как устроен наш  язык.
 Число      имен  существительных
1 ч.
Как устроен наш  язык. Изменение  имен  существительных  по   числам.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Изменение  имен  существительных  по   числам.
1 ч.
Развитие речи.
Учимся писать  изложение.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Изменение  имен существительных  по падежам.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Падеж  имен существительных
1 ч.
Как устроен наш  язык. Падеж имен существительных
1 ч.
Правописание. Слова   с  удвоенными  согласными  в корне   слова.
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать   письма
1 ч.
Как устроен наш  язык. Падеж  имен существительных
1 ч.
Контрольная работа на тему: «Части речи. Род и число имён существительных»
1 ч.
Работа над ошибками.  Правописание.
Учимся писать  суффикс –ок- в  именах существительных
1 ч.
Как устроен наш  язык. Падеж  имен существительных
1 ч.
Правописание. Учимся писать   суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- иечк-.
1 ч.
Развитие речи. Работа с текстом.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Склонение имен существительных.
1 ч.
Правописание. Учимся писать сочетания -инк-, -енк-.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Склонение  имен  существительных
1 ч.
Правописание. Правописание  безударных  окончаний  имен существительных  1 склонения
1 ч.
Развитие речи. Работа с текстом.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Склонение имен существительных
1 ч.
Правописание. Правописание  Безударных  окончаний  имен существительных 1 склонения.
1 ч.
Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»
1 ч.
Как устроен наш  язык. Имена  существительные  одушевленные и  неодушевленные.
1 ч.
Правописание.  Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных  2 склонения
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать   изложение.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Имена  существительные  одушевленные и неодушевленные.
1 ч.
Правописание. Правописание  безударных окончаний   имен существительных  2 склонения
1 ч.
Как устроен наш  язык. Имена существительные собственные   и  нарицательные.
1 ч.
Правописание. Правописание  гласных ои ев окончаниях имен существительных после  шипящих  и   ц.
1 ч.
Правописание. Словарный диктант. Правописание  гласных  о и е в окончаниях имен существительных после шипящих  и   ц.
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать изложение
1 ч.
Как устроен наш  язык. Способы  образования имен  существительных
1 ч.
Как устроен наш  язык. Способы  образования имен  существительных
1 ч.
 Правописание. Правописание   безударных окончаний   имен существительных 3 склонения.
1 ч.
Правописание. Правописание   безударных окончаний   имен существительных 3 склонения
1 ч.
Как устроен наш  язык. Способы образования имен существительных.
Развитие речи. Учимся писать   изложение..
1 ч.
Как устроен наш  язык. Повторяем  фонетику  и состав  слова.
1 ч.
Правописание. Повторяем правописание безударных  окончаний   имен существительных 1, 2,  3  склонения.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Имя прилагательное.
1 ч.
Правописание. Правописание  окончаний   имен  существительных  множественного  числа.
1 ч.
Итоговый контрольный  диктант на тему: «Орфограммы, изученные в третьей четверти»
1 ч.
Работа над ошибками. Повторение.  Работа  с деформированным текстом
1 ч.
Как устроен наш  язык. Имя прилагательное.
1 ч.
Правописание. Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Имя прилагательное
1 ч.
Правописание. Правописание имен существительных на -ий, -ия,  -ие.
1 ч.
Правописание. Правописание имен существительных на -ий, -ия,  -ие
1 ч.
Правописание. Повторение  правописания  безударных  окончаний   имен  существительных.
1 ч.
Как устроен наш  язык Качественные имена  прилагательные.
1 ч.
Как устроен наш  язык Качественные  имена  прилагательные.
1 ч.
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. 
1 ч.
Правописание. Правописание  окончаний  имен  прилагательных
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать изложение
1 ч.
Правописание. Правописание  окончаний  имен  прилагательных
1 ч.
Как устроен наш  язык  Краткая форма  качественных  прилагательных.
1 ч.
Правописание. Правописание  окончаний  имен прилагательных.
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать  сочинение.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Относительные  имена  прилагательные.
1 ч.
Правописание. Словарный диктант. Правописание  относительных  имен  прилагательных
1 ч.
Как устроен наш  язык.  Образование  относительных  имен  прилагательных
1 ч.
Правописание. Правописание  относительных  имен  прилагательных.
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать  сочинение.
1 ч.
Правописание. Правописание  относительных  имен  прилагательных.
1 ч.
Как устроен наш  язык.  Притяжательные  имена  прилагательные. 
1 ч.
Правописание. Правописание  притяжательных  имен  прилагательных.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Повторение. Имя прилагательное.
1 ч.
Контрольная работа на тему: «Имя 
прилагательное и его грамматические признаки»
1 ч.
Работа над ошибками. Как устроен наш  язык. Повторяем фонетику и состав слова.
1 ч.
Правописание. Правописание   краткой  формы  имён  прилагательных.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Местоимение.
1 ч.
Развитие речи. Работаем  с текстом.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Личные  местоимения.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Личные  местоимения.
1 ч.
Правописание. Правописание  местоимений  с предлогами.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Как  изменяются  местоимения.
1 ч.
Правописание. Правописание  местоимений.
1 ч.
Как устроен наш  язык. Как  изменяются  местоимения.
1 ч.
Развитие речи. Учимся писать изложение.
Как устроен наш  язык. Как  изменяются  местоимения.
1 ч.
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.
1 ч.
Комплексная итоговая работа
1 ч.
Правописание. Повторение  пройденного.
1 ч.
 Итоговый контрольный  диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»
1 ч.
Правописание. Работа над ошибками. Повторение написания слов с изученными орфограммами. 
1 ч.
Как устроен наш  язык. Повторение. Имя существительное.
1 ч.
Правописание. Повторение. Правописание имён существительных.
1 ч.
Развитие речи. Работаем  с текстом.
1 ч.
15