Урок литературы для 7 класса «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

Урок литературы в 7-м классе "Нужно ли сочувствие и сострадание людям?"
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Осинская СОШ №1» с. Оса Осинского района Иркутской области Тумакова И.В.
Цели:
1. Обобщение знаний по творчеству А. Платонова и Л. Андреева;
2. Создание проекта;
3. Развитие творческих способностей;
4. Развитие устной и письменной речи;
5. Формирование личности, обладающей гуманистическим мировоззрением;
5. Воспитание чувства сострадания, отзывчивости.

Оборудование: мультимедийная презентация PowerPoint
Эпиграфы.
“Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие линии...” А.П.Платонов.
“В рассказе “Кусака” героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.
Ход урока
Стадия вызова.
Прием – Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)
- Обратимся к эпиграфам. Выразите свое отношение к словам эпиграфа: согласны ли вы с этими словами? Почему?
2. Стадия осмысления
Прием – актуализация (цель – привлечение опыта учащихся)
Прием - Кластер (цель – преобразование информации в графический систематизатор)
Сообщение ученика:
Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов, он родился 1 сентября 1899 года в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Отец – слесарь железнодорожных мастерских. Около полувека он работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство.
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя от себя до скончания дней. В малолетстве он испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры.
А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем поступил в Воронежское городское училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. Подростком он познал непосильный наемный труд, с 15 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но в своих романах, пьесах, рассказах всегда был верен голосу художника и, несмотря на критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. 5 января 1951 года А.П.Платонов скончался.
Сообщение ученика: Автор рассказа “Кусака” Леонид Николаевич Андреев. Он родился 9 августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и ранние честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.
Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.
Составление кластеров
Прием – чтение с остановками (цель: проникнуть в текст, вызвать ассоциации)
Прием – двойной дневник (цель: научиться принимать решение)
- что в двух таблицах общего? Какие темы интересовали обоих писателей?
Словарная работа:
Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.
Сочувствие- 1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание. 2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению.
Заполнение дневника: (фрагменты текста даны). В комментарии записать ключевые слова, связанные с пониманием отрывка. Это будут синонимы или антонимы к двум главным словам нашей сегодняшней темы.
Группа 1.
Вопрос
Текст
Комментарий - ключевые слова и понятия

Кто такой главный герой?
Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.
Самопожертвование

Как относились взрослые к Юшке?
Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.
Жестокость
Кротость


Как относились дети?
Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:
- Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.
Злость
Сочувствие
Любовь
Всепрощение

Куда уходил Юшка каждое лето?
Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Моск¶°ву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.
Забота о других

Смерть Юшки.
Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:
- Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.
Юшка первый раз в жизни сердился:
- А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.
Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Злоба
Смерть

Гостья Ефима Дмитриевича.
Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.
Любовь
Доброта


Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?
Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.
Любовь к природе и людям

Почему умер Юшка?
Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?
Отсутствие сочувствия и сострадания

Как приняли окружающие смерть Юшки?
Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.
Без добрых людей жить трудно

Группа 2.
Кто такая Кусака?
Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.
Жалость

Как взрослые и дети относились к Кусаке?
Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали
Жестокость

Почему собака не доверяла людям?
Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.
Жестокость, злоба

Как у собаки началась новая жизнь?
Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.
Надежда на счастье

Кто дал собаке имя?
Хорошенькая девушка в коричневом платье – Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?
Вера

Как изменилась собака?
Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
Счастье
Преданность

Что случилось осенью?
Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.
Предательство

Почему выла Кусака?
Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.
Отчаяние


Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)
- от чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?
- чем похожи Юшка и Кусака?
- чего не хватает окружающим их людям?
- кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?
- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?
вывод:
Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.
3. Стадия рефлексии
Ситуации (цель: рождение нового знания, соотнесение содержания с жизненными задачами)
Прием – создание проекта (цель: систематизация знаний, самостоятельная работа с информацией)
- Ситуации:
Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?
- Создание проекта «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Титульный лист (Название проекта; авторы; руководитель)
Задачи проекта
Эпиграф - тезис
Введение – актуальность темы
Словарь – лексическое значение слов сочувствие, сострадание
Словарь синонимов и антонимов
Аргументы (пословицы и поговорки о добре, сострадании, милосердии)
Аргументы (проблема милосердия в литературе 20 века)
Вывод (афоризмы, т.е. высказывания известных людей по теме проекта)


Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Напишите сочинение – рассуждение по плану.
Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).
Доказательства: что происходит, если эти чувства есть? К чему приводит нежелание и неумение проявить эти чувства? Какими становятся люди?
а) приведите пример из рассказа А.Платонова «Юшка»
б) приведите пример из рассказа Л.Андреева «Кусака»
3. Вывод (пословица, поговорка, афоризм)



ђ Заголовок 1Ѕђ Заголовок 215